SashaMaks> Так как тяга постоянна на режиме, ничего в геометрическом законе менять пока не буду.
Нет, всё таки придётся отредактировать загон горения для этого топлива. Не в тяге дело, а в давлении.
Окинул взглядом свой уже подзабытый опыт испытаний, и вспомнил некоторые очень важные нюансы.
Для системы топливо – сопло – давление:
Есть такая проблема с керамическим материалом, используемом в моих двигателях: Непостоянство эрозии сопла. Проявляется это в хаотичном уносе целыми кусками фрагментов керамической массы со всех внутренних поверхностей сопла. При этом возникают сильные вибрации тяги и давления в камере сгорания порядка 5-10% и наблюдаются радиальные биения корпуса из-за возникающего отклонения вектора тяги. Это не говоря уже о сильном падении давления на режиме и просто невозможностью поддерживать высокое давление (более 10атм) в камере сгорания на режиме.
1. Изначально глина применялась мной вообще без всякого обжига, и вроде бы поначалу это давало успешный результат, но то было очень давно (2000-2002гг) и восстановить события тех лет уже проблематично.
2. Потом в 2006 году, керамическое сопло просто сдуло в миг. Стал думать, появился выбор между принципиальной нестойкостью и так называемым «шиферным эффектом», когда кристаллизационная вода, испаряясь при сильном и резком нагреве, просто отрывает слой за слоем от поверхности сопла.
3. Вернулся к этой тематике в 2010 году, фактически дополнительно убедился, что факт послойного термическо-эрозионного разрушения сопла имеется. Начал разрабатывать методику сушки и обжига, которая полностью сводилась к полному обезвоживанию глиняной массы.
4. После начала применения обезвоженной керамики вроде всё было хорошо, эрозия была нормальной ровной и стабильной на режиме в строго прогнозируемом и достаточном диапазоне. Но недостаточном для более высоких давлений.
5. Потом вдруг снова возникла эта проблема сильно деструктивного разрушения керамики. Предварительно много двигателей и их данных попортила она. Позже выяснилось, что при применении начальной теплоизоляции сопл органикой, происходила поверхностная пропитка керамической массы полимером на глубину примерно 1-1,5мм. После того, как это покрытие было убрано за нецелесообразностью своего первоначального применения, глину снова стало растрескивать, так как после обжига она очень быстро тянула влагу из воздуха, и это снова приводило к «шиферному эффекту» сводя на нет весь обжиг. Что могло сказаться не сразу, а через некоторое, весьма короткое, время хранения.
6. На некоторое время покрытие было возвращено на сопло. Был сделан вывод о том, что органика и некоторые другие клеящие вещества дополнительно проклеивают частицы глины между собой, укрепляют общую массу и повышают её стойкость к эрозии. Но поверхностная обработка органикой оказалась сильно ограниченной по глубине и поэтому не имела перспектив для больших двигателей.
7. После разработки технологии совмещения двух разных клеев в одной соединяемой единице, удалось применить сквозную пропитку сопла цапон-лаком и так же надёжно после этого вклеить его в бумажный корпус без нарушения адгезии. Т.е. лак дезактивирует поры керамики и укрепляет её, дополнительно проклеивая частицы между собой. Испытание двигателя с таким соплом не дало заметного разгара сопла вообще!
8. Казалось вот он успех – наконец-то проблема сильного эрозионного разрушения сопла решена и при том ещё так успешно, что разгара вовсе нет. На основании этих данных был спроектирован совершенно новый двигатель с новый геометрическим законом горения. И было решено попробовать «шикануть», а вдруг обжиг на газовой плите и вовсе не нужен, достаточно просто хорошо высушить сопло на электроплитке и пропитать его полимером. Результат оказался отрицательным, сопло снова вынесло. Было решено вернуть обжиг на газовой плите и более не отступать от исходной технологии.
9. В итоге после последнего испытания был обнаружен довольно значительный, но равномерный разгар сопла. После пропитки цапон-лаком разгар меньше не стал, чем был после поверхностного пропитывания. На основании чего был сделан вывод, что отсутствие разгара было обусловлено отсутствием серы в натриевой карамели. А органика никакой механической прочности глине не добавляет. Она так же испаряется из пор, как и вода, но заметно менее интенсивнее, что при достаточной степени полученного предварительным обжигом спёка, не приводит к сильному эрозионному разрушению керамического материала.
1. Эрозия сопла отсутствует полностью у двигателя с топливом на натриевой карамели.
2. Эрозия сопла присутствует у двигателя с топливом на натриевой карамели с серой.
3. Просто краткосрочный обжиг глины приводит со временем к насыщению её пор водой и последующей сильной эрозии и нерасчётной работе двигателя.
4. Органика, дезактивирует поры, не давая воде вновь вернуться в них.
Всё это относится к керамике, обжигаемой на газовой плите.
Итого без малого 13 лет исследований в этом направлении!
Когда я только задумывался о том (1999г), как круто было бы использовать просто глину в соплах своих ракет, я даже и не представлял, что такое «элементарное» и «простое» решение будет так долго решаться. Видимо такова цена за неприменение громоздкого и сложного оборудования для обжига глины.
В связи с выше написанным, следующий двигатель будет иметь критический диаметр сопла не 12мм, а 11мм и длину звездообразной шашки не 40мм (1L), а 20мм (0,5L).
Это снизит начальную тягу до 24-25кгс, но повысит конечную тягу до 40-44кгс, создав умеренный прогрессивный закон горения, который в результате должен полностью компенсировать разгар сопла с 11мм до 14,5мм. Давление по данному расчёту будет в пределах 18-22атм, а время работы двигателя 2,8-3,0с.
Без звездообразной шашки с символической длиной в 20мм и попыткой создания давления в двигателе 20атм при диаметре сопла 10,5мм, будет взрыв двигателя на 1,5-2,0с работы из-за превышения критического давления в камере сгорания ~45атм.
Двигатель МА-40-10 (Р-40-56).
Тема предназначена ТОЛЬКО ДЛЯ ОТЧЁТОВ. Поздравления, вопросы и обсуждения просьба отправлять в другие темы, в соответствии с предметом разговора. Пишите сюда о запусках ракет (удачных и не очень), испытаниях двигателей, о завершении работ и запуске в эксплуатацию сложных устройств, например бортовой электроники, тягоизмерительных стендов и т.д. Можно написать подробный отчёт с картинками и видео или просто дать ссылку на свою страничку (просьба давать прямую ссылку на страничку с испытанием, а…
// Ракетомодельный
#p3035764
Без звездообразной шашки с символической длиной в 20мм и попыткой создания начального давления в двигателе 10атм при диаметре сопла 12мм, будет сильный градиент давления на режиме от 10-11атм до 24-26атм, что чревато относительно большими потерями в УИ до -15с.
Двигатель МА-40-10 (Р-40-57).
Тема предназначена ТОЛЬКО ДЛЯ ОТЧЁТОВ. Поздравления, вопросы и обсуждения просьба отправлять в другие темы, в соответствии с предметом разговора. Пишите сюда о запусках ракет (удачных и не очень), испытаниях двигателей, о завершении работ и запуске в эксплуатацию сложных устройств, например бортовой электроники, тягоизмерительных стендов и т.д. Можно написать подробный отчёт с картинками и видео или просто дать ссылку на свою страничку (просьба давать прямую ссылку на страничку с испытанием, а…
// Ракетомодельный
#p3047483