Зеро>> завеса суперсекретности была
RA3DCS> Из истории эксплуатации МиГ-23М в 35 ИАП.
RA3DCS> Завеса сверсекретности иногда давала такие плоды.
RA3DCS> ==================================
RA3DCS> Встречались на МиГ-23М и некоторые конструктивные и технологические загадки. Одна из них связана с системой радиолокационного опознавания «свой-чужой» - СРЗО-2М. Ее эксплуатировали в частях исключительно с кодами и частотами мирного времени. На случай войны имелся тумблер «Боевой», надежно законтренный. Во всех инструкциях по эксплуатации было строжайше запрещено переводить его во включенное положение, а блоки системы проверять в этом режиме. Предполагалось, что благодаря этим мерам вражеская разведка не определит боевые коды, и частоты государственного опознавания раньше времени.
RA3DCS> Однако пытливый техсостав рано или поздно обходил любые запреты, и какой-то радист (история не сохранила его имени) при проведении регламентных работ из любопытства все-таки включил этот тумблер и подал контрольный сигнал. К его удивлению, ответчик промолчал. Тогда он опробовал все коды и частоты боевого режима – результат оказался тот же. Полазив по цепям, радист обнаружил, что в электрическом жгуте начисто отсутствует провод от тумблера «Боевой» к передающему блоку системы, хотя на всех схемах он был показан. Пошептавшись с начальством, потихоньку проверили другие самолеты своего полка – результат оказался тот же. Ужаснулись: в случае начала боевых действий ответчики молчали бы как партизаны, а результат нетрудно угадать – наша ПВО всеми средствами ударила бы по своим же самолетам.
RA3DCS> Как выяснилось позже, по недоразумению, а может и умышленно, эти некомплектные электрожгуты были смонтированы на всех МиГ-23М, и их пришлось заменить по ВВС буквально в авральном порядке, но без лишнего шума.
ОПА! Неожиданно. Я был свидетелем и непосредственным участником этих событий.
656-й ИАП. ТЭЧ полка. г. Тапа, Эстония. 1980 год. Осень.
Служащий советской армии (гражданский) Кулаковский (по имени уже не помню) проводил проверку СРЗО-2М, крутился вокруг самолета и только к вечеру обнаружил, что переключатель режимов работы, стоит в положении "боевой". Переключил, заработало. Кто его поставил в это положение, неизвестно, скорей всего кто-то перепутал со своим (как вы пишите, что из любопытства, так это исключено. Приграничная зона, такие вещи не допускались, это точно). Проверку на боевых режимах проводили в экранированной комнате, для этого снимали всю аппаратуру (кроме злополучного кабеля, он был слишком хитро отбортован) и тащили в лабораторию. Вместо этого кабеля использовался аналог-перемычка. Со слов самого Кулаковского, он, уже по дороге домой, задумался, почему станция не работала на боевых? Утром проверил в экранкомнате - все в порядке. Вывод был один - кабель. Прозвонил, так и есть. Доложил начальнику группы, тот инженеру полка по РЛО, ну и закрутилось. Проверили на всех самолетах полка и везде, кроме одного самолета, тот же дефект. А тот единственный исправный самолет был из другой партии и прибыл к нам взамен разбившегося борта №08.
Шухер был неимоверный. Инженер полка боялся докладывать наверх, просил проверить все тысячу раз, может быть, изменили схему и коммутация идет по другим жилам (а кабель довольно толстый, под 50 жил, на сколько я помню). Провели эксперимент, припаяли эти два недостающих провода - все заработало. Вторя проблема, как объяснить, почему проверку вели в ангаре ТЭЧ на боевом режиме. Придумали объяснение, что просто при проведении работ дернули кабель (якобы забыли открутить при демонтаже блоков) ну и решили проверить.
Доложили. Были проведены парковые дни во всех частях, и да, выявили то, о чем вы писали.
Инженеру полка - именные часы от командующего, внеочередное звание и если не изменяет память, ушел на повышение в дивизию. Это притом, что его кое-как уговорили доложить наверх. А о Кулаковском даже не вспомнили.
Работы по выявлению этого дефекта проводили: нач. группы РЛО ТЭЧ полка капитан Ровенский, ст. техник капитан Ваалма. Я же был механиком по Сапфиру, но таскать блоки кому-то нужно и меня подключили на все время работ к этой команде, присутствовал на всех этапах работы.
Если это была диверсия, то придумано очень толково, проверить невозможно. Если бы не нелепая случайность с тумблером (АЗСом). По слухам перетрясли завод изготовитель, и пострадала куча народу.