U235> SpaceX сами нашли деньги, пригласили на них специалистов-ракетчиков из других фирм и сделали то, что смогли сделать, создав таким образом на свои деньги худо-бедно работающую школу ракетостроения. Впрочем их успехи в двигателестроении пока не впечатляют: максимум, что осилили - 50тонник со скромным по нынешним меркам УИ у земли. В результате пришлось аж 9 двигателей на первой ступени Falcon-9 ставить.
Вы думаете, Элон Маск сам придумал ставить 9 двигателей? Представьте себе, у него был "довольно знаменитый предшественник".
«Сатурн-1» (англ. Saturn I) — американская ракета-носитель, первая американская ракета-носитель, изначально предназначенная для вывода грузов на орбиту Земли, и первая ракета-носитель из семейства ракет-носителей Сатурн. Имела непропорционально маленькую вторую ступень по сравнению с первой. Первоначально задумывалась как универсальная военная космическая ракета на 60-е годы, но было осуществлено лишь десять запусков по программам НАСА. Затем она была заменена ракетой-носителем Сатурн-1Б, у которой та же первая ступень, а вторая увеличена более чем вдвое и оснащена новым более мощным двигателем J-2.
// Дальше — ru.wikipedia.org
Как видите, 10 из 10 при аж 8 двигателях первой ступени. Да, на "Союзе" их 5, а на "Протоне" 6.
U235> Адепты же НК-33 предлагают вложить государственные деньги в фирму давно уже не имеющую ни специалистов ни технологий ради восстановления в производстве не самого современного и лучшего двигателя.
Да, именно, - а не в фирму, которая лет так 20 делает "Ангару"и её подрядчиков, которая при очередном "шухере" наверху начинает опять мямлить о том, что "вот-вот полетит".
U235> С чего бы это? Чем выше УИ, тем меньше потребное количество топлива на первой ступени, а его там изрядно. А еще для двигателя первой ступени важна тяга у земли, а она тем лучше, чем выше рабочее давление двигателя. Поэтому на семействе 170 на него и не поскупились.
Вы слыхали про Шаттл?
У конструкции SRB масса около 15% от стартовой, удельный импульс в вакууме около 270 секунд.
При этом у Шаттла наибольшая относительная масса на орбите из всего, что было.
Не нравится Шаттл, посмотрите на характеристики первой ступени Ариан-5.
U235> Если уж Вы сравниваете массы НК-33 и РД-191, то надо учесть, что НК-33 - неподвижный двигатель, а РД-191 - качающийся, с изменяемым вектором тяги. Поэтому на первой ступени Союз-2.1в пришлось ставить еще и рулевой двигатель РД-0110Р, а ракеты с РД-191 дополнительных рулевых двигателей не требуют.
Как, однако, интересно, - расскажите, как вы собрались осуществлять управление по крену единственным РД-191, без разницы, подвижный он или нет.
U235> Добавьте к характеристикам НК-33 870кг массы и 21 тонну тяги у земли - и получите совершенно иную картину. Двигательная установка первой ступени Союз-2.1в весит 2100кг и дает тягу у земли 176 тонн при удельном импульсе 297с.
Вы там писали что-то про РД-193?
Он почему-то должен весить аж 1900 кг, я вот только не знаю, это с системой управления по крену или нет.
U235> В то же время двигательная установка первой ступени Ангары 1.2 состоящая из одного РД-191 весит 2200кг и дает у земли тягу 196 тонн при УИ 311.5с. Таким образом имеет тяговооруженность у земли 84 для НК-33+РД-0110Р и 89 для РД-191 при тяге у земли большей на 11% и УИ большем на 5%.
Ага, - незначительный условный рост характеристик двигателя при росте давления в КС на 100 атмосфер. Какой кайф, однако, - "высокотехнологичный" продукт даёт проценты прироста, да ещё и там, где на них плевать за счёт значительного утяжеления условий работы двигателя.
U235> Добавьте к этому так же диапазон дросселирования тяги 27%-105% против 77%-103% у НК-33. Последняя особенность РД-191 и позводила реализовать семейство Ангара, где использутся очень хитрые циклограммы работы двигателей.
Где это самое ваше "семейство ракет "Ангара"? Коль скоро "Ангара" летала бы лет так 5-10 уже, то можно было бы говорить "позволило реализовать", но пока это "позволило" только потратить, если не ошибаюсь, 3 миллиарда долларов на ракету, которая ещё не полетела ни в каком варианте.
U235> Что до высотных характеристик, то даже они у НК-33 не дотягивают до 191го, да и не так они важны для двигателя первой ступени. Кроме того, НК-33-1 с касающимся следом и выдвижным сопловым насадком существует только на бумаге и вряд ли когда будет реализован в металле, т.к. подозреваю что с весом после всех этих новшеств у него уже не так шоколадно
Не болтайте ерунды, - при том, что УИ первой ступени не особо важен, обычная первая ступень большую часть ХС создаёт тогда, когда она работает уже в высотном режиме, именно по этой причине все ставят двигатели с избыточным расширением у земли, жертвуя частью тяги у земли.
U235, вы понятия не имеете зачем нужно высокое давление в КС, - есть только одна характеристика, которая делает его относительно полезным, какая именно?