ТКС - Транспортный Корабль Снабжения КБ Челомея

Тяжёлые корабли снабжения. Почему заглохла тема?
Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 8
RU Старый #14.09.2009 14:01  @Sheradenin#14.09.2009 11:12
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Sheradenin> Да построить хоть дирижабль здоровенный один раз и все.

Нифигасе "и всё". Опять же он грохнется один раз и всё...
Старый Ламер  8.08.0
UA Sheradenin #14.09.2009 17:02  @Старый#14.09.2009 14:01
+
+1
-
edit
 

Sheradenin

аксакал

Sheradenin>> Да построить хоть дирижабль здоровенный один раз и все.
Старый> Нифигасе "и всё". Опять же он грохнется один раз и всё...
А самолет не грохнется? а поезд с рельс не сойдет?
И теперь 5 метров в диаметре ракет не будет никогда?
Freedom is the right to tell people what they do not want to hear. George Orwell  3.0.143.0.14
RU Старый #15.09.2009 19:28  @Sheradenin#14.09.2009 17:02
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Sheradenin> А самолет не грохнется? а поезд с рельс не сойдет?

У самолёта и поезда шансы грохнуться гораздо ниже.

Sheradenin> И теперь 5 метров в диаметре ракет не будет никогда?

Будет. Будут возить пароходами или самолётами. Или даже делать на месте. Но возить дирижаблями - НННШ.
Старый Ламер  8.08.0

Lev1

втянувшийся

Почему-то в дискуссии о ТКС мало возникает вопрос о стоимости.
ТКС состоит из орбитального модуля+возвращаемый аппарат. При этом орбитальный модуль ТКС - это полноценный модуль станции, так он и использовался со времен Мира.
Стоимость орбитального модуля ТКС можно приблизительно оценить на основе стоимости модуля ФГБ "Заря" МКС - это один в один орбитальный модуль ТКС. В ценах середины 90-х он стоил 220 млн. долл. И это без ВА. С ВА такой девайс стоил бы тогда минимум 300 млн. долл. А в нынешних ценах такой ТКС стоил бы где-то 500-600 млн. долл.
При этом ВА ТКС расчитан на 3-х чел, как и Союз.
Если предположить, что мы используем в качестве корабля снабжения и смены экипажа на орбитальной станции не Союз и Прогресс, а ТКС - то нам надо 2 ТКС в год.
Эти 2 ТКС заменяют 2 Союза и 4-5 Прогрессов. Смею предположить, что 2 Союза и 4-5 Прогрессов стоят намного меньше, чем 2 ТКС.
При этом - если мы используем ТКС - мы можем доставлять грузы на станцию только 2 раза в год. А если возникает необходимость что-то доставить срочно? Имея грузовики типа Прогрессов, мы можем оперативно доставлять грузы на станцию, при этом вопрос смены экипажа не затрагивается. С ТКС такое невозможно.
Если эксплуатировать ТКС - то параллельно надо иметь более легкие и оперативные грузовики типа Прогресс. Т.е. получается уже 2 типа кораблей в эксплуатации, а это вообще неподъемно по деньгам.
Другими словами - то, что ТКС не стал основным кораблем для российских орбитальных станций - вопрос прежде всего экономический. Система Союз-Прогресс более дешевая и гибкая.
При этом ТКС нашел свою нишу - его орбитальный модуль стал основой для модулей станции Мир, он стал одним из основных модулей МКС, также он готовится к пуску под именем МЛМ - как новый тяжелый российский многофункциональный лабораторный модуль.
 6.06.0
RU Zenitchik #18.09.2009 13:08
+
+1
-
edit
 

Zenitchik

втянувшийся

Дирижабли не падают. Даже при значительных боевых повреждениях. Видели фотографии вернувшихся "Цепеллинов"?
Это самый живучий ЛА.
Для нетяжёлого негабарита - прекрасное решение. Но по грузоподъёмности - слишком геморно.

С другой стороны, раз до сих пор его ни для чегоне построили - колымить налево он не будет: нет клиентуры. А с одного двух полётов в год - не окупится.
Опять-таки, нет инфрастуктуры - её всю создавать заново. Этот дирижабль, если не по цене расходников, то по друдозатратам специалистов будет сравним в "Бураном".
Сами не летаем и другим не дадим  
RU Dem_anywhere #18.09.2009 21:12  @Lev1#17.09.2009 00:06
+
-1
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Lev1> При этом ВА ТКС расчитан на 3-х чел, как и Союз.
Lev1> Если предположить, что мы используем в качестве корабля снабжения и смены экипажа на орбитальной станции не Союз и Прогресс, а ТКС - то нам надо 2 ТКС в год.
Lev1> Эти 2 ТКС заменяют 2 Союза и 4-5 Прогрессов. Смею предположить, что 2 Союза и 4-5 Прогрессов стоят намного меньше, чем 2 ТКС.
Тут вопрос сложный - сколько груза на МКС возить надо. Потому как это - материал и приборы для проводимых экспериментов.
Американцы, летя всего на неделю, брали весьма нехилый 5-тонный модуль - и успевали "использовать" весь его груз.
Чисто из соотношения времени - нам надо груза в год минимум на порядок больше - тонн 50-100. Иначе полёт превращается в бессмысленное ничегонеделание на орбите.
А возим даже меньше, чем они за раз. Результатов же - не привозим совсем.
 3.5.33.5.3

avmich

координатор

Lev1> Смею предположить, что 2 Союза и 4-5 Прогрессов стоят намного меньше, чем 2 ТКС.

А вот есть мнение, что решение об отмене ТКС было политическим.

Оценки-то можно и по-другому проводить.
 3.5.33.5.3
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

avmich, есть повод, а есть причина. Решения всегда принимаются надстройкой. Базис только ограничивает спектр возможных вариантов.

Dem_anywhere, и совершили бы ту же самую метедологическую ошибку, что и американцы.
Скажите, сколько полетов в год планируется ATV и HTV и сколько груза они будут доставлять? Сколько груза на МКС будет доставлять Орион?

Lev1, в 2000г. Иван Сафронов писал следующее:
MirCorp. за неполный год удалось привлечь более $40 млн. Этих денег хватило для финансирования полетов к "Миру" одной пилотируемой экспедиции на "Союзе ТМ-30" и двух грузовиков серии "Прогресс М1".
 



Допотопный "Мир" - Статьи - Орбитальная станция "МИР"


Орбитальная станция "МИР" - Проект сервера AVIA.RU История и состав станции. Экспедиции. Фотогаллерея. Статьи о станции МИР.

// mir.avia.ru
 
Но вы там держитесь!  
Это сообщение редактировалось 20.09.2009 в 11:27

Lev1

втянувшийся

Lev1>> Смею предположить, что 2 Союза и 4-5 Прогрессов стоят намного меньше, чем 2 ТКС.
avmich> А вот есть мнение, что решение об отмене ТКС было политическим.
avmich> Оценки-то можно и по-другому проводить.
Причин отмены ТКС было много, в том числе и политические. Я упомянул про одну из неполитических причин - ТКС был очень дорогим кораблем. Это целый модуль станции, и таких модулей надо было бы пускать минимум 2 в год - помимо тех, что нужны для строительства станции. СССР даже Мир достроить за свои деньги не смог - а модули там были именно на основе ТКС.
Dem_anywhere> Тут вопрос сложный - сколько груза на МКС возить надо. Потому как это - материал и приборы для проводимых экспериментов.
Dem_anywhere> Американцы, летя всего на неделю, брали весьма нехилый 5-тонный модуль - и успевали "использовать" весь его груз.
Dem_anywhere> Чисто из соотношения времени - нам надо груза в год минимум на порядок больше - тонн 50-100. Иначе полёт превращается в бессмысленное ничегонеделание на орбите. А возим даже меньше, чем они за раз. Результатов же - не привозим совсем.
ИМХО «надо» и «могу» - разные вещи. Вон, сколько для Мир-2 и МКС проектировали тяжелых грузовиков. И ни один так и не сделали - не на что и незачем. Грузовозврашающий корабль еще для Мира планировали – также до сих пор не сделали.
А то, что американцы за раз возят больше – ничего страшного. Мы зато возим чаще. И дешевле. И для них еще возим.
 6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Из Молодцова




...в 1964 году коллектив ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея приступил к разработке ракетно-космического комплекса «Алмаз» в составе орбитальной пилотируемой станции и транспортного корабля снабжения для доставки на нее экипажа из 2-3 человек. Причем на первом этапе в качестве такого корабля В.Н. Челомею было предложено использовать транспортный корабль обслуживания, создаваемый в куйбышевском Филиале №3 ЦКБЭМ по теме «Союз-Р». Но для поддержания орбиты станции «Алмаз» (высота порядка 250 км) требовалось достаточно много топлива, поэтому козловские корабли надо было бы запускать каждые 20-30 суток. Это было неприемлемо. Поэтому уже в эскизном проекте по ракетно-космическому комплексу «Алмаз», подписанном В.Н. Челомеем 21 июля 1967 года, предлагалось использовать для доставки экипажа тяжелый транспортный корабль снабжения ТКС собственной разработки.

В 1969 году в Центральном конструкторском бюро машиностроения (так стало называться ОКБ-52) был завершен выпуск эскизного проекта собственного корабля снабжения ТКС 11Ф72, который был предназначен для доставки на станцию «Алмаз» трех космонавтов в скафандрах «Сокол» и расходуемых грузов для экспедиции длительностью 90 суток. Между прочим, свой индекс 11Ф72 ТКС получил от транспортного корабля «Союз-Р», как чуть ранее орбитальная пилотируемая станция «Алмаз» перехватила свой индекс 11Ф71 у куйбышевской орбитальной станции, разрабатывавшейся в рамках того же проекта. Как и сама орбитальная пилотируемая станция ТКС выводился на орбиту с помощью трехступенчатой ракеты-носителя УР-500К. ТКС состоял из функционально-грузового блока ФГБ 11Ф77 и возвращаемого аппарата ВА 11Ф74. Созданием ВА занималось само ЦКБМ, а разработку ФГБ поручили своему Филиалу №1 в Филях. Как и положено, в таких случаях, было выпущено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1970 года.

Размеры ТКС просто поражали. Его масса на орбите составляла 17,5 тонны («Союз» — 6,7 тонны), вес полезной нагрузки — 12,6 тонны («Союз» — 2235 кг), площадь солнечных батарей — 40 м2 («Союз» — 14 м2), время автономного полета — 7 суток («Союз» — 3 суток), запас топлива — 3822 кг («Союз» — 900 кг). Такой запас топлива на ТКС был обусловлен тем, что он исполнял роль не только транспортного средства, но и буксира. Ведь при более низкой, чем у «Салютов» орбите «Алмаза» (~250 км), характерной для всех космических аппаратов оптической разведки, сказывается торможение верхних слоев атмосферы, и для ее поддержания требуются частые коррекции орбиты. Общая длина космического корабля составляла 17,5 метров, максимальный диаметр 4,1 метра. Внутренний жилой объем ТКС составлял 45 м3, что делало его сравнимым с небольшой орбитальной станцией.

Основной и наиболее тяжелой частью транспортного корабля снабжения являлся функционально-грузовой блок 11Ф77. Его масса составляла 13,26 тонны, общая длина 13,9 метра, максимальный диаметр 4,1 метра, а минимальный — 2,9 метра. Внутренний объем ФГБ (37 м3) создавал комфортные условия для работы и отдыха космонавтов. Здесь же размещались и основные бортовые системы ТКС, в том числе и БЦВМ «Аргон-16» разработки НИЦЭВТ, что выгодно отличало его от 7К-ОК и 7К-Т. Кроме того, внутренний объем ФГБ позволял перевозить в нем для ОПС «Алмаз» до 6 капсул специнформации 11Ф76. В передней части ФГБ находился люк для перехода в возвращаемый аппарат. На заднем торце ФГБ располагался стыковочный агрегат ТКС оригинальной конструкции с внутренним переходом, принципиально отличающийся от узла стыковки корабля «Союз», то есть ТКС и ОПС стыковались "задом". Космонавты в скафандрах при сближении со станцией должны были располагаться непосредственно у стыковочного агрегата и наблюдать за операциями в иллюминаторы, что значительно упрощало процедуру стыковки. На внешней стороне ФГБ размещались баки с топливом (3882 кг), два двигателя коррекции и сближения общей тягой 800 кг, установленных под углом 37 к продольной оси, а также 20 двигателей причаливания и ориентации тягой по 40 кг.

Возвращаемый аппарат 11Ф74 ТКС имел форму усеченного конуса и разрабатывался на основе ВА для ранее спроектированного лунного корабля ЛК и служил вначале для возвращения грузов и материалов на Землю, а также для экстренного покидания экипажем станции. В первых проектных проработках ВА выводился в составе ОПС 11Ф71, но затем из-за переутяжеления станции от этого отказались, а возвращаемый аппарат стал частью ТКС.

Возвращаемый аппарат многоразового применения массой 3800 кг (масса спускаемого аппарата «Союза» — 2850 кг) при максимальном диаметре 2,8 метра (СА «Союза» — 2,2 метра) и объеме кабины экипажа 4,56 м3 (3,5 м3 в СА «Союза») был оснащен одноразовым блоком схода с орбиты — ТДУ массой 4200 кг, который позволял спускаться на Землю отдельно от ФГБ. Безопасный спуск обеспечивала трехкупольная парашютная система общей площадью 1770 м2 и двигатели мягкой посадки, размещенные в верхней части ВА вслед за ДУ САС. Для перехода экипажа в ФГБ служил люк в нижней части ВА в лобовом теплозащитном экране. В отличие от «Союза» здесь лобовой теплозащитный экран не сбрасывался, поэтому после восстановления теплозащиты с помощью пропитки возвращаемый аппарат можно было использовать повторно (до 10 раз). Форма ВА в виде усеченного конуса с аэродинамическим качеством 0,25 больше напоминала спускаемый аппарат американского корабля «Аполлон» и также позволяла совершать управляемый спуск в атмосфере.

Спасение экипажа на старте обеспечивалось системой аварийного спасения, при этом включались пороховые двигатели САС и тормозной ДУ ВА общей тягой 86 тонн, и возвращаемый аппарат уводился на высоту до 2 км. С 1974 по 1977 года на площадке №51 было проведено 5 испытаний системы аварийного спасения. Все они завершились успешно.

В целом по компоновке ТКС напоминал один из вариантов проекта американского корабля «Биг Джемини». Учитывая время, когда проводились проработки по этому кораблю фирмой «Макдоннел Дуглас» (1965-1967 годы), а также относительную открытость американской космической программы, невольно приходишь к мысли: не содрал ли В.Н. Челомей проект у американцев. Правда, американский проект остался на бумаге, а ТКС все же летал в космосе.

 2.0.0.82.0.0.8
RU Barbarossa #25.11.2009 17:55
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
А что за Биг Джемени?
 
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Barbarossa> А что за Биг Джемени?

Гляди ссылку - там вроде подробнее описано главой раньше (или позже?). Нереализованный ам. проект.
 2.0.0.82.0.0.8
RU Cormorant #25.11.2009 18:53  @Barbarossa#25.11.2009 17:55
+
-
edit
 

Cormorant

опытный
★☆
Barbarossa> А что за Биг Джемени?

Cormorant, qui alte volat late - volat praeteritum  

OlM

втянувшийся

Lev1> Стоимость орбитального модуля ТКС можно приблизительно оценить на основе стоимости модуля ФГБ "Заря" МКС - это один в один орбитальный модуль ТКС.

Суть дела не меняет, но пунктуальности ради...
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 26.11.2009 в 11:29

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Вот, подвернулось мнение почти из первых рук :)

Андрей Коваленко (ЦУП):
Капсулы с "Алмаза" сами летали. Потом на "Мире" были похожие капсулы "Радуга". Кстати, при их разработке использовался задел по "Алмазу", документация, еще что-то. А ТКС нужен был для доставки капсул на станцию.

Вообще, ТКС очень странная машина. Лично у меня она вызывает двойственное чувство.
Но во всяком случае, после работы по ФГБ "Заря" у меня появилось устойчивое впечатление, что я не хотел бы работать с таким аппаратом.

Машина с довольно архаичной системой управления бортовым комплексом. СУД имеет ограниченное число режимов, довольно жестко запрограммированных. СУД при этом не обеспечивает управления по вектору конечного поворота. В РККЭ все летавшие и летяющие изделия, начиная с "Союза-Т" ("Прогресс-М", "Мир", "Гамма", "Ямал"), крутятся по ВКП, использую бесплатформенную ИНС (БИНС) - топливо экономится.

Самое главное то, что ТКС это ВА+ФГБ. ФГБ сложен в изготовлении и дорог. все его системы и ПГ находятся в одном большом гермообъеме. Его надо весь чем-то заполнить чтобы запускать - не возить же воздух в таком дорогом корабле? Заметьте, КБ "Салют" не предлагает ФГБ ни для чего, кроме как для использования по программе станции, причем в основном в качестве модулей станции, а не в качестве корабля. Впорочем, когда надо было пристроить ФГБ-2, то была идея с тяжелым ГК. Но мне кажется, что серию тяжелых и средних ГК лучше делать на базе ПАО "Прогресса" с добавлением грузовых отсеков различной размерности.

У "Прогресса" система управления тоже не фонтан, такой же свежести как и на ФГБ. Но тут небольшой дешевый серийный ПАО, к которому можно прицепить все, что угодно. Модульная конструкция. СУД на голову выше, чем на ФГБ. Изготавливается и программируется БЦВК СУД в России, а не на Украине, что тоже немаловажно в сегодняшних условиях.
Единственное, что мне нравится на ТКС, это ВА. Вот это действительно ценная вещь. Но увы, ВА это уже история.

Впрочем, это лишь мое, очень субъективное мнение. В основном, я сужу как управленец. Может быть, просто для меня "Прогресс" роднее?

А в общем, всему свое время. Если бы ВА+ФГБ делали серийно, может быть и летал бы сейчас это "чудо-корабль". Но потому и не летает, что нет в нем требуемой гибкости в решении задач полета. Нет универсальности. А теперь его время прошло.
 
 2.0.0.82.0.0.8
Это сообщение редактировалось 09.12.2009 в 15:11
RU Barbarossa #09.12.2009 15:09  @Cormorant#25.11.2009 18:53
+
+1
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
Barbarossa>> А что за Биг Джемени?
Cormorant> http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Big_Gemini.png

Супер...... Вот это настоящий космолет....
 
RU Cormorant #09.12.2009 15:22  @Barbarossa#09.12.2009 15:09
+
+1
-
edit
 

Cormorant

опытный
★☆
Barbarossa> Супер...... Вот это настоящий космолет....

угу. мне тоже понравился очень. апполон с ним не смотрится совсем :)
Cormorant, qui alte volat late - volat praeteritum  
RU Barbarossa #09.12.2009 15:32
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
Думаете у ТКс нет шансов возродится.. и принять участие в Тендере с "орионским"?
 
+
-
edit
 

OlM

втянувшийся

Barbarossa> Думаете у ТКс нет шансов возродится.. ?
"Экскалибур Алмаз Лимитед" (Excalibur Almaz Limited, ЕA)?
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Это ни в коей мере не ТКС, это в лучшем случае ВА ТКС.
 2.0.0.82.0.0.8

OlM

втянувшийся

Fakir> Это ни в коей мере не ТКС, это в лучшем случае ВА ТКС.
Ну, почему же? Это не только ВА. Вместо ФГБ - Service Module.

http://excaliburalmaz.com/SP1/images/image26.jpg [not image]

Parallels H-Sphere

The requested page is not found. This may happen due to the following reasons: // excaliburalmaz.com
 

Хотя - да, возродится только ВА. Это не ТКС, и не ВА ТКС - это Excalibur Almaz. :D
 

OlM

втянувшийся

Fakir>
Андрей Коваленко (ЦУП):
Капсулы с "Алмаза" сами летали. Потом на "Мире" были похожие капсулы "Радуга". Кстати, при их разработке использовался задел по "Алмазу", документация, еще что-то. А ТКС нужен был для доставки капсул на станцию.
 


Андрей объяснил всё в кратце, т.к. ему и так всё понятно. Я позволю себе немного уточнить.
Алмазные капсулы планировалось доставлялись ТКС'ом (6 штук), а запускались через шлюз ОС.


Радуга:

Выведение и возвращение капсулы планировалось с помощью грузовых кораблей "Прогресс М", для чего капсула разъединялась на две части и размещалась в грузовом отсеке ГК, экипаж станции перед отстыковкой ГК закладывал внутрь капсулы материалы с результатами исследований, соединял обе части капсулы вместе и закреплял её на фланце люка стыковочного агрегата корабля и проверял готовность её систем к выполнению операций для возвращения на Землю, после расстыковки со станцией на грузовой корабль выдавал тормозной импульс, капсула перед входом в плотные слои атмосферы выталкивалась из грузового отсека пружинным механизмом, входила в плотные слои атмосферы, осуществляла баллистический спуск, затем спуск и посадку на парашюте, с высоты 11000...17000 м.
Возвращаемая баллистическая капсула имела массу 350 кг, в том числе массу возвращаемого груза до 150 кг, длину 1470 и максимальный диаметр 780 мм, точность приземления вдоль по трассе ╠ 125 км и боковой разброс ╠ 15 км и скорость спуска на парашюте 8 м/с.
 


Насколько мне известно алмазная капсула была запущена только один раз с Салюта-3 экипажем Союз-15.

ВБК Радуга было выведено на орбиту и возвращено на Землю девять капсул с 1990 по 1994 гг. (одна из них после возвращения не была найдена), с помощью которых со станции "Мир" на Землю было доставлено более 500 кг материалов с результатами исследований.
 
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Пара картинок полёта ТКС в составе орбитальной связки.

И вот такой раритет - не могу удержаться, чтобы не отцитировать. К тому же картинки решительно прелестны (можно тыкать пальцами - они большие).

Комплекс «Космос-1443» - «Салют-7» - «Союз Т-9»

Во-первых, выполнен большой объем научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Среди них получение образцов полупроводниковых материалов, изучение протекания физических явлений в условиях невесомости, получение особо чистых препаратов антигенов вируса гриппа, экспонирование конструкционных материалов в открытом космосе. На установке «Пион» космонавты впервые наблюдали естественное перемешивание жидкости при отсутствии тяжести, вызываемое зависимостью поверхностного натяжения от температуры (конвекция Марангони). // Дальше — epizodsspace.airbase.ru
 


 3.6.33.6.3

А нет ли у кого-нибудь фото последнего из ТКСов 77КЭ №16601 ?
Того, который привез на Мир модуль Квант.
В сборе с модулем или отдельно.

PS Хотя последним из ТКС с некоторым допущением :) можно считать СКИФ ДМ.
 15.0.115.0.1
Это сообщение редактировалось 18.10.2012 в 12:03
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru