Реклама Google — средство выживания форумов :)
MirCorp. за неполный год удалось привлечь более $40 млн. Этих денег хватило для финансирования полетов к "Миру" одной пилотируемой экспедиции на "Союзе ТМ-30" и двух грузовиков серии "Прогресс М1".
Капсулы с "Алмаза" сами летали. Потом на "Мире" были похожие капсулы "Радуга". Кстати, при их разработке использовался задел по "Алмазу", документация, еще что-то. А ТКС нужен был для доставки капсул на станцию.
Вообще, ТКС очень странная машина. Лично у меня она вызывает двойственное чувство.
Но во всяком случае, после работы по ФГБ "Заря" у меня появилось устойчивое впечатление, что я не хотел бы работать с таким аппаратом.
Машина с довольно архаичной системой управления бортовым комплексом. СУД имеет ограниченное число режимов, довольно жестко запрограммированных. СУД при этом не обеспечивает управления по вектору конечного поворота. В РККЭ все летавшие и летяющие изделия, начиная с "Союза-Т" ("Прогресс-М", "Мир", "Гамма", "Ямал"), крутятся по ВКП, использую бесплатформенную ИНС (БИНС) - топливо экономится.
Самое главное то, что ТКС это ВА+ФГБ. ФГБ сложен в изготовлении и дорог. все его системы и ПГ находятся в одном большом гермообъеме. Его надо весь чем-то заполнить чтобы запускать - не возить же воздух в таком дорогом корабле? Заметьте, КБ "Салют" не предлагает ФГБ ни для чего, кроме как для использования по программе станции, причем в основном в качестве модулей станции, а не в качестве корабля. Впорочем, когда надо было пристроить ФГБ-2, то была идея с тяжелым ГК. Но мне кажется, что серию тяжелых и средних ГК лучше делать на базе ПАО "Прогресса" с добавлением грузовых отсеков различной размерности.
У "Прогресса" система управления тоже не фонтан, такой же свежести как и на ФГБ. Но тут небольшой дешевый серийный ПАО, к которому можно прицепить все, что угодно. Модульная конструкция. СУД на голову выше, чем на ФГБ. Изготавливается и программируется БЦВК СУД в России, а не на Украине, что тоже немаловажно в сегодняшних условиях.
Единственное, что мне нравится на ТКС, это ВА. Вот это действительно ценная вещь. Но увы, ВА это уже история.
Впрочем, это лишь мое, очень субъективное мнение. В основном, я сужу как управленец. Может быть, просто для меня "Прогресс" роднее?
А в общем, всему свое время. Если бы ВА+ФГБ делали серийно, может быть и летал бы сейчас это "чудо-корабль". Но потому и не летает, что нет в нем требуемой гибкости в решении задач полета. Нет универсальности. А теперь его время прошло.
Андрей Коваленко (ЦУП):Капсулы с "Алмаза" сами летали. Потом на "Мире" были похожие капсулы "Радуга". Кстати, при их разработке использовался задел по "Алмазу", документация, еще что-то. А ТКС нужен был для доставки капсул на станцию.
Выведение и возвращение капсулы планировалось с помощью грузовых кораблей "Прогресс М", для чего капсула разъединялась на две части и размещалась в грузовом отсеке ГК, экипаж станции перед отстыковкой ГК закладывал внутрь капсулы материалы с результатами исследований, соединял обе части капсулы вместе и закреплял её на фланце люка стыковочного агрегата корабля и проверял готовность её систем к выполнению операций для возвращения на Землю, после расстыковки со станцией на грузовой корабль выдавал тормозной импульс, капсула перед входом в плотные слои атмосферы выталкивалась из грузового отсека пружинным механизмом, входила в плотные слои атмосферы, осуществляла баллистический спуск, затем спуск и посадку на парашюте, с высоты 11000...17000 м.
Возвращаемая баллистическая капсула имела массу 350 кг, в том числе массу возвращаемого груза до 150 кг, длину 1470 и максимальный диаметр 780 мм, точность приземления вдоль по трассе ╠ 125 км и боковой разброс ╠ 15 км и скорость спуска на парашюте 8 м/с.