[image]

Космический флуд

Сюда сбрасывается флуд из всех топиков Космического
 
1 11 12 13 14 15 25

m-dva

аксакал
☆★★
NDMG> Это бесспорно хорошо, но в конечном итоге надо иметь относительно недорогое устройство, в котором вышеуказанный водород будет окислен до воды, да и сам жидкий водород соответствовать мировым ценам.
NDMG> Иначе хлопоты будут неконкурентоспособны.
А какова (в %) составляющая цены топлива в общей стоимости запуска?
Ходили слухи, что 1.5-2%.
Там услуги батюшки по освещению пуска стоят дороже ( про страховку вообще лучше не вспоминать),- и никого не пугает "конкурентноспособность"
   

NDMG

втянувшийся
☆★
m-dva> Ходили слухи, что 1.5-2%.
Что-то подсказывает мне, что ЖВ существенно дороже ЖК.
Как и его наземная инфраструктура. Включая системы безопасности.
   32.032.0

m-dva

аксакал
☆★★
m-dva>> Ходили слухи, что 1.5-2%.
NDMG> Что-то подсказывает мне, что ЖВ существенно дороже ЖК.
Еще и как дороже.
Чиновниками от космоса заявлась цена ( брали на испуг) в целых 20 $ за кг,- домохозяйки в а@@@е!
В случае водородной третей ступени Союза это даёт 70 тыс $ ( заправка 3.5 тонны водорода) или 0.25 (!!!)% от стоимости запуска.
Таки батюшка с кадилом обходится дороже.

NDMG> Как и его наземная инфраструктура. Включая системы безопасности.
Установка для производства одной тонны жидкого водорода в сутки стоит каких то смешных денег- заявлялось чуть больше 300 тыс $, плюс там хранилища ЖВ, они в раза 1.5 дороже, за всё про все,-меньше миллиона $ ( 3% от стоимости РН " Союз").
Вообще водород используется очень широко,даже в России его производство считают миллионами тонн, это только "покорители космоса" водорода боятся.
   

NDMG

втянувшийся
☆★
Так сколько, вы говорите, стоит тонна ЖВ?
NDMG>> Как и его наземная инфраструктура. Включая системы безопасности.
m-dva> Установка для производства одной тонны жидкого водорода в сутки стоит каких то смешных денег- заявлялось чуть больше 300 тыс $, плюс там хранилища ЖВ, они в раза 1.5 дороже, за всё про все,-меньше миллиона $ ( 3% от стоимости РН " Союз").
То есть вы заявляете, что доработать союзовский старт под водород можно за миллион $?
m-dva> Вообще водород используется очень широко,даже в России его производство считают миллионами тонн
Это не жидкий водород.
Вообще, это не главное. Я говорил о другом:
в конечном итоге надо иметь относительно недорогое устройство, в котором вышеуказанный водород будет окислен до воды
 

... с максимальным эффектом.
   32.032.0
Это сообщение редактировалось 21.09.2014 в 13:07
+
-
edit
 

nampuapx

втянувшийся

Inewth>> Кто мешал сделать водородную ступень для Союза?
m-dva> Тю, знамо дело "кто",- "Зенит" и РД-171.

Все деньги высосали? Или ты таки настаиваешь на том, что был проект установки РД-171 на третью ступень "Союза"? :D
   31.031.0
+
+2 (+3/-1)
-
edit
 

m-dva

аксакал
☆★★
nampuapx> Все деньги высосали? Или ты таки настаиваешь на том, что был проект установки РД-171 на третью ступень "Союза"
Тут очень пикантный моментик.
Водородный Союз выходит по грузодъемности в одном классе с Зенитом.
Прямая конкуренция налицо, госкорпарации этого не любят.
А тут готовая ракета, сложившаяся структура подрядчиков, и плевать что изготовитель за границей,+ Боинг с предложением подкатил.
К тому же, уже в середине 90-х замаячила будущая Ангара в первых набросках,- какая никакая работа в те тяжелые года.
А вот водородные третьи ступени Союза и Протона убивали на корню все перспективные разработки РН, и ребром ставили вопрос о целесообразности "Зенита".
Не по понятиям это, не по людски.
Итог разброда и шатаний:
- "Зенита" уже нет
- КВ третьих ступеней вообще нет
- "Ангары" всё ещё нет.
   
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Inewth

опытный

m-dva> А вот водородные третьи ступени Союза и Протона убивали на корню все перспективные разработки РН, и ребром ставили вопрос о целесообразности "Зенита".

Бросьте. Протон сам по себе бесперспективен из-за базирования на Байконур и штатные компоненты.
А по Зениту... Отгадайте с трех раз, какое лобби сильнее в РОССИИ - Зенитовское или Союзовское.
Не отгадаете - дам подсказку.
   32.032.0
+
+1
-
edit
 

m-dva

аксакал
☆★★
Inewth> . Отгадайте с трех раз, какое лобби сильнее в РОССИИ - Зенитовское или Союзовское.
Inewth> Не отгадаете - дам подсказку.
Протоновское, оно же и Ангаровское.
   
+
+1
-
edit
 

zaitcev

опытный

Inewth> Кто мешал сделать водородную ступень для Союза?

Здравый смысл помешал. Была такая отчаянная попытка - Союз-3 под Клипер. Но даже с толстым центром ПН получалась 14 т. А на ГПО, где коммерция, и вообще смешно - как у простого Союз-2.1б с Фрегатом. Водород - это конечно здорово, но это не волшебство.

Между прочим, был еще и проект водородного РБ на замену Фрегату. ЕМНИП, "Дельфин". Про него я уже совсем мало что слышал. Видел макет его ДУ один раз. И тоже в общем-то прибыли с гулькин нос.
   32.032.0
+
+1
-
edit
 

zaitcev

опытный

Inewth> А по Зениту... Отгадайте с трех раз, какое лобби сильнее в РОССИИ - Зенитовское или Союзовское.

Зенитовское, конечно, сильнее. Только у них нет завода. А то давно бы делали Енергию-К. А так как сейчас, оба этих лобби проиграли Ангарскому, так что какая разница.
   32.032.0
+
-
edit
 

Inewth

опытный

zaitcev> Зенитовское, конечно, сильнее.

Было бы сильнее - старт восстановили бы. А на ракету с одной ПУ военные ставку делать не будут.
   32.032.0
+
+1
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
Lamort> Знаете, что-то вот индусы так не считают, они давным-давно используют водородную ступень, причём российского производства и как-то их по деньгам всё устраивает.

Это водородный разгонный блок массой 12-15 тонн. Никаких 50 нет и в помине. Разрабатываемый для Ангары КВТК будет 19,6 тонн в базовом варианте.

Lamort> Относительно смысла, - водородная ступень позволит не использовать дополнительный разгонный блок и увеличит массу аппаратов на ГСО.

Зато увеличит вытаскиваемую на орбиту мертвую массу, а так же ухудшит управляемость и точность орбитальных маневров. И еще не факт, что в итоге не проиграете.

Lamort> Например, "Союз-ФГ" последнее время летает только с кораблём "Союз-ТМА", а у того полезная нагрузка вообще равна нулю, на орбиту можно вывести только сам корабль с тем, что внутри. По этому поводу можно сказать, что полезная нагрузка ракеты "Союз-ФГ" сейчас равна нулю? :)

Нет. Потому что Союз-ФГ легко может полететь со спутником вместо Союз-ТМА. Пилотируемый кораблю "Союз" и ракета Союз-ФГ не являются неразделимым ракетно-космическим комплексом. Единственная причина, по которой Союз-ФГ не летает со спутниками - это наличие более эффективных Союз-У и Союз-2. А вот Спейс-Шаттл не летает без челнока просто потому что не может. Ну и самое главное - космический челнок не является функциональной частью выводимой в космос полезной нагрузки. Он обратно возращается. Так что какой вам толк в том, что челнок 100 тонн весит, если спутник, который им выводится, все равно не может весить больше 24 тонн на низкой орбите?

Lamort> Тогда система "Союз-ФГ" - "Союз-ТМА"

НЕт такой системы. Союз-ФГ спокойно может полететь с любой другой нагрузкой вместо Союза. И летал, между прочим, например с запуски израильского AMOS-2 или американских Глобалстаров с разгонным модулем Фрегат. Так что ты тупо натягиванием совы на глобус занимаешься

Союз-ФГ — Википедия

Союз-ФГ — ракета-носитель из семейства Р-7, модификация ракеты-носителя «Союз-У». Разработка велась параллельно с созданием модернизированных ракет-носителей «Союз-2» для обеспечения запусков космических кораблей «Союз-ТМА» и грузовых кораблей «Прогресс» к МКС. Основные отличия от РН «Союз-У» заключаются в применении модернизированных двигателей 1 и 2 ступеней с новыми форсуночными головками (отсюда «ФГ» в названии ракеты) разработанных для ракеты-носителя «Союз-2» с минимальными доработками системы управления. // Дальше — ru.wikipedia.org
 

Вот как найдешь анало примеры полетов системы Спейс-Шаттл без космического челнока, но с полезной нагрузкой, тогда и считай Спейс Шаттл в выводимую в космос полезную нагрузку. А иначе - и Фрегат с блоком И в выводимую на орбиту массу считай, и мы еще посмотрим, чего там совершеннее получится :)

Lamort> Вы в курсе, что ракета является телом переменной массы? ;) После того, как ракета достигает скорости равной двум скоростям истечения рабочего тела

А вы в курсе, что был такой чувак, как Галиллей, который принцип относительности открыл? Ракете пофиг, до какой скорости она разогналась, для нее ничего не меняется на любой скорости. Она замкнутая физическая система.
   7.07.0
RU Бывший генералиссимус #22.09.2014 11:13  @U235#21.09.2014 07:48
+
+1
-
edit
 
U235> Собственно бурый цвет именно мельчайшие капельки тетраоксида азота этому газу и придают. Мономер бесцветен.
Наоборот. Димер бесцветен, потому что в нём нет неспаренных электронов. А вот мономер имеет именно бурый цвет.
Твёрдый тетраоксид диазота именно что едва желтоватый.
   11.011.0
RU NDMG #22.09.2014 11:25  @Бывший генералиссимус#22.09.2014 11:13
+
+1
-
edit
 

NDMG

втянувшийся
☆★
Б.г.> Твёрдый тетраоксид диазота именно что едва желтоватый.
Как и жидкий. Бурый цвет (цвет иода) приобретает на воздухе.
   32.032.0
+
-1
-
edit
 

Lamort

ограниченный
★★★★
админ. бан
m-dva> Водородная. ступень на "Союзах" "Протонах" убивает на корню сам сакральный смысл разработки и существования "Ангары".
m-dva> Именно из-за этого, при любом упоминании водорода начинается форменная истерика.

Да не то, чтобы истерика, но "всё могём" вдруг превращается в "очень дорого и сложно", однако почему-то сделать то же самое для индусов было недорого и несложно и этот факт начисто убивает все рассуждения о потенциальной дороговизне водородной инфраструктуры.
И уж точно, водородная заправка не стоила бы столько, сколько стоит совершенно новый космодром на Дальнем Востоке, который в рамках рассуждений о выходе России из программы МКС становится вообще НЕНУЖНЫМ. :)

Inewth> Кто мешал сделать водородную ступень для Союза?

Как это "кто мешал", разумеется, Роскосмос мешал, кто же ещё? :)
   
+
+1
-
edit
 

NDMG

втянувшийся
☆★
Lamort> Знаете, что-то вот индусы так не считают, они давным-давно используют водородную ступень, причём российского производства и как-то их по деньгам всё устраивает.

ИспользоваЛИ. Контракт был ограничен то ли семью, то ли восемью штуками. Один РБ индусы уронили.
Свой КВРБ слетал один раз.

Так штааа... и у индусов каменный цветок выходит с трудом.
   32.032.0

m-dva

аксакал
☆★★
NDMG> Так штааа... и у индусов каменный цветок выходит с трудом.
Еще бы.
Ходят слухи, что контракт разорвали под давлением штатов ( нормы РКРТ).
При этом индусы вполне себе делают твердотопливные ускорители тягой в сотни тонн, и балуются гептилом.
А вот именно к водороду их не пускают.
   

NDMG

втянувшийся
☆★
m-dva> А вот именно к водороду их не пускают.

А чего их пускать? Нашли кормушку. Пусть у нас покупают. В сборе.
АПЛ же они арендуют и договор о нераспространении мы не нарушаем.
   32.032.0

Lamort

ограниченный
★★★★
админ. бан
Lamort>> Знаете, что-то вот индусы так не считают, они давным-давно используют водородную ступень, причём российского производства и как-то их по деньгам всё устраивает.
NDMG> ИспользоваЛИ. Контракт был ограничен то ли семью, то ли восемью штуками. Один РБ индусы уронили.
NDMG> Свой КВРБ слетал один раз.

Как уже заметили выше, поставка КВРБ индусам натолкнулась на ограничения в связи с договором о нераспространении ракетных технологий.
Авария ракеты GSLV Mk.2, насколько я помню, произошла не на участке работы водородного разгонного блока, если не ошибаюсь ракета просто развалилась под действием скоростного напора. Вот этот старт.

NDMG> Так штааа... и у индусов каменный цветок выходит с трудом.

Моё мнение таково, что в любой ракетной технологии дороже всего стоит не "сама технология как таковая", а финансирование коллектива, который занят поддержкой соответствующих технологических комплексов. Так что, что водород, что, например, перекись + керосин, разница невелика. :)
   
+
-
edit
 

Taras66

опытный

NDMG>> Свой КВРБ слетал один раз.

Два раза.

15-апр-2010 — аварийно;
05-янв-2014 — успешно.
   28.0.1500.9428.0.1500.94
Это сообщение редактировалось 22.09.2014 в 19:50
RU Бывший генералиссимус #22.09.2014 22:47  @NDMG#22.09.2014 11:25
+
+1
-
edit
 
Б.г.>> Твёрдый тетраоксид диазота именно что едва желтоватый.
NDMG> Как и жидкий. Бурый цвет (цвет иода) приобретает на воздухе.

Нет, в аргоне он точно такой же бурый. Вы путаете с реакцией NO с воздухом, он, действительно, бесцветный, но окисляется до NO2 при контакте с воздухом или кислородом, но цвет NO2 - это его собственный цвет, и цвет жидкого N2O4, содержащего растворённый NO2, тоже бурый, но бледнеет по мере приближения к точке замерзания, -11 градусов.
Ракеты заправляют NO2, подогретым заметно выше температуры кипения на воздухе, что составляет +21, и при проливе он мгновенно испаряется, а в трубопроводах и баках он жидкий, потому что находится под давлением в минимум 3 атмосферы.
Дальше его термостатируют, чтобы меньше места занимал :) до комнатной или около того. Протону же подогрев нужен ещё и для того, чтобы четырёхокись азота не замёрзла до старта.
   11.011.0
RU Inewth #22.09.2014 23:29  @Бывший генералиссимус#22.09.2014 22:47
+
-
edit
 

Inewth

опытный

Б.г.> Ракеты заправляют NO2, ...
Начнем с того, что NO2 ракеты не заправляют.
Б.г.> ....подогретым заметно выше температуры кипения на воздухе, что составляет +21, и при проливе он мгновенно испаряется, а в трубопроводах и баках он жидкий, потому что находится под давлением в минимум 3 атмосферы.
С чего бы? Заправляют максимально охлажденным. По возможности.
А при проливе - да, летом испаряется тяжелым бурым облаком (доводилось бегать ;) )
Б.г.> Дальше его термостатируют, чтобы меньше места занимал :) до комнатной или около того.
Ну это просто сказки. Сотку, Протон и Циклон не термостатируют (за исключением ГЧ)
ГЧ -, заправленные АТ и НДМГ - да термостатируют, но не для того, чтобы топливо занимало меньше места. ;) Скиф-ДМ термостатировали 3,5 месяца. Сначала грели, потом охлаждали.
Б.г.>Протону же подогрев нужен ещё и для того, чтобы четырёхокись азота не замёрзла до старта.
Откуда Вы это взяли? Любой подогрев - это уменьшение кавитационных запасов.
   32.032.0
+
-
edit
 
RU Бывший генералиссимус #23.09.2014 09:04  @Inewth#22.09.2014 23:29
+
-
edit
 
Б.г.>> Ракеты заправляют NO2, ...
Inewth> Начнем с того, что NO2 ракеты не заправляют.
Ну давайте придираться к словам. Эта жидкость - раствор NO2 в N2O4, и соотношение между ними зависит от температуры. Возможно, даже в неё добавили N2O3 для понижения температуры замерзания.
Б.г.>> ....подогретым заметно выше температуры кипения на воздухе, что составляет +21, и при проливе он мгновенно испаряется, а в трубопроводах и баках он жидкий, потому что находится под давлением в минимум 3 атмосферы.
Inewth> С чего бы? Заправляют максимально охлажденным. По возможности.

У меня была методичка от 8К84, то же самое говорили и преподы на военной кафедре. Сам я в реальной заправке не участвовал, потому что наша батарея - вторая, "прибористы", но даже и первая батарея - "машинисты" - заправляли водой :). Заправляют подогретым под давлением, потому что давление точку кипения повышает, а на точку замерзания влияет очень слабо, таким образом, увеличивается диапазон жидкого состояния и уменьшается вязкость (т.е. увеличивается скорость при той же мощности). Кроме того, подогретый не будет "стоять" в металлорукавах после отстыковки, а быстренько "развеется".

Inewth> А при проливе - да, летом испаряется тяжелым бурым облаком (доводилось бегать ;) )

Ну мне доводилось его получать.

Б.г.>> Дальше его термостатируют, чтобы меньше места занимал :) до комнатной или около того.
Inewth> Ну это просто сказки. Сотку, Протон и Циклон не термостатируют (за исключением ГЧ)
Да, Протон не термостатируют, я только про шахтные боевые ракеты.

Inewth> ГЧ -, заправленные АТ и НДМГ - да термостатируют, но не для того, чтобы топливо занимало меньше места. ;) Скиф-ДМ термостатировали 3,5 месяца. Сначала грели, потом охлаждали.
Б.г.>>Протону же подогрев нужен ещё и для того, чтобы четырёхокись азота не замёрзла до старта.
Inewth> Откуда Вы это взяли? Любой подогрев - это уменьшение кавитационных запасов.
Ну а как пускают "Протон" при температуре окружающего воздуха ниже -11?
   11.011.0
RU NDMG #23.09.2014 13:52  @Бывший генералиссимус#22.09.2014 22:47
+
-
edit
 

NDMG

втянувшийся
☆★
Б.г.> Нет, в аргоне он точно такой же бурый. Вы путаете с реакцией NO с воздухом, он, действительно, бесцветный, но окисляется до NO2 при контакте с воздухом или кислородом, но цвет NO2 - это его собственный цвет, и цвет жидкого N2O4, содержащего растворённый NO2, тоже бурый, но бледнеет по мере приближения к точке замерзания, -11 градусов.

Я не путаю, а говорю то, что видел. В заправочной магистрали была стеклянная вставка. По технологии заправки я ее практически держал в руках. Заправляли АТИНом. Это азотный тетроксид, ингибированный двуокисью азота.
Немного погодя найду, какая температура компонентов была при заправке.
   32.032.0
1 11 12 13 14 15 25

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru