7-40> Вы фонтаринуете выдумками. Никакого "на волосок от гибели" не было.
Вы просто не в курсе. На STS-1 ударной волной от запустившегося двигателя сильно ударило по хвостой части челнока и повредило закрылок. А могло - и гидравлику управления или маршевый двигатель. Астронавтам просто невероятно повезло
На STS-9 был взрыв и пожар в хвостовом отсеке. Космонавтов опять же спасло только счастливое стечение обстоятельств.
STS-51F - аварийная остановка маршевого двигателя, вывод на нерасчетную орбиту. Фактически повторение полета Союз-18-1, разве что у Шаттла двигатель отказал после того, как вышел на орбитальную траекторию, поэтому вместо суборбитального полета получили нерасчетную орбиту.
STS-27 - генеральная репетиция катастрофы Колумбии. Ровно так же шаттл Атлантис при старте получил тяжелейшие повреждения теплозащиты, только в тот раз - обломками разрушившегося головного обтекателя стартового ускорителя. Ровно так же тяжесть повреждений наземными службами была недооценена. Вот только в тот раз незащищенный алюминиевый корпус челнока, попав под воздействие раскаленного потока, оплавился, но не прогорел, и Шаттл смог сесть. Экипаж спасло лишь то, что именно в том месте, где отвалилась теплозащитная плитка, корпус был толще обычного из-за крепления там антенны
Двадцатилетний опыт пилотируемых космических полётов не привел к исчезновению смертельно опасных ситуаций. Несмотря на то, что космонавтика стала достаточно привычным делом, сложность техники и враждебность условий космического полёта для живых организмов привели к тому, что по-прежнему встречаются потенциально смертельно опасные ситуации. Тем интереснее рассказ о том, как и почему эти катастрофы не произошли.
// gigamir.net
Хотите сравнить это с баллистическими спусками Союзов?
7-40> Да нет же. В тот единственный раз была нарушена теплозащита в критическом месте. Такого не случалось ни до, ни после.
Как видите выше случалось и до. Как минимум - на STS-27. Тогда пронесло, но выводов НАСА, как видно, так и не сделелала
7-40> Игра в рулетку состояла в том, что опасность падающего льда недооценивали, как недооценивали до того опасность повреждения межсекционных прокладок у бустеров. И недооценивали как раз потому, что прежде ситуация никогда не развивалась хотя бы даже в опасную.
Просто замечательная позиция НАСА: раз ситуация не привела к катастрофе или аварии, значит она не опасная. Вы бы полетели самолетом авиакомпании, исповедующей подобную философию безопасности?
Поэтому НАСА и продолжает гробить экипажи во времена, когда у нас о космических катастрофах давно уже забыли.
7-40> Их закрыли не из-за переоценки рисков, а из-за того, что их существование перестало оправдываться хоть чем-либо
Существование Шаттлов не было оправдано со времен отмены программы звездных войн. На Шаттлах летали только ради престижа, спасения отрасли, и чтоб хоть как-то оправдать затраченные на них средства. Дешевле было потерять спасенные Шаттлом спутники и запустить все, что запустил Шаттл, обычными тяжелыми РН, чем платить по миллиарду баксов за каждый из 135 запусков.
Даже МКС впролне можно было построить и без Шаттлов, как построили ранее "Мир"
Так что убила Шаттлы не ненужность, они и так нафиг не были нужны и задачи для них высасывали из пальца, дабы хоть как-то оправдать их существование. Убила Шаттлы именно катастрофа Колумбии, когда стало понятно, что Шаттлы - игрушка не только ненужная и дорогая, но и неисправимо опасная и невозможно гарантировать отсутствие подобных катастроф в дальнейшем.
7-40> Совесть общего уровня космонавтики совершенно не при чём. РН "Союз" просто всегда имела более низкую надёжность по сравнению с "Шаттлом" как РН.
Дело не в совести, а в техническом уровне космонавтики 70ых. Впрочем на Шаттлах был инцидент полностью аналогичный Союзу-18-1: такое же аварийное отклонение параметров телеметрии. Только советская философия безопасности не допускала продолжения вывода после начала аварийной ситуации на РН, а наземные управленцы НАСА, как всегда, рискнули жизнями космонавтов и заблокировали аварийное выключение двигателей. Не угадай они - и двигатели взорвались бы вместе с челноком и космонавтами. Впрочем у НАСА выбор был невелик: прерви они полет - и Шаттл либо упал бы в океан, либо, если бы повезло, аварийно садился бы в Европе. Так что в сухом остатке на почти равное число полетов имеем Союз-18-1 против не вышедшего из-за сбоя двигательной установки на целевую орбиту "Челленджера" и взорвавшийся, но спасший экипаж Союз-Т10 против взорвавшегося со всем экипажем Челленджера. Только на совести Шаттлов еще и последний экипаж Колумбии.
7-40> С 80-х годов аварий на старте в пилотируемом варианте не терпела ни она, ни "Шаттл",
Вот только люди почему то на Шаттлах продолжали гибнуть, в отличие от Союзов. У Союза-У аварийность порядка одного на 40 пусков, и это с учетом аварий 70ых в период его отладки и с учетом того, что ракеты для грузовых запусков не настолько тщательно тестируются. У следующих модификаций РН Союз, -ФГ и -2, аварийность - 1 на 78 запусков и это опять же с учетом, что они готовятся по стандартам безопасности беспилотных запусков. У Шаттлов же был один аварийный запуск, при аналогичной ситуации у нас экипаж бы отстрелили, а носитель подорвали, дабы не рисковать, как это и случилось на Союзе-18-1, но аварийная посадка Шаттла после прекращения вывода сама по себе была настолько опасна, что предпочли риск потерять экипаж при взрыве двигателей, плюс одна катастрофа с гибелью на этапе запуска всего экипажа. То есть - две аварии на запуске, одна из которых оказалась смертельной, то есть уровень аварийности Шаттлов оказался хуже уровня аварийности грузовых запусков современных модификаций РН Союз, вот только жертв от этой аварийности было куда больше.
Если смотреть только по пилотируемым полетам, то опять же у РН Союз две аварии на этапе вывода без гибели экипажа на 110 запусков, а у Шаттлов - авария плюс катастрофа на 135 запусков. Результат такой же, а если учитывать гибель людей, то и намного хуже.
7-40> С какого раза вы поймёте, что причина этих катастроф "Шаттла" - низкая живучесть таких кораблей по сравнению с капсулами типа "Союза"?
Живучесть это и есть одна из важнейших компонент надежности. Например современные самолеты построены так, чтоб даже серьезные отказы не приводили к катастрофам. Такой же принцип положен и в основу Союзов, где продумано и предусмотрено множество резервных и аварийных вариантов на случай самых серьезных отказов. А вот на Шаттле резервов совершенно недостаточно и отказы на определенных участках полета не оставляют экипажу шансов выжить.
7-40> Почему вы не рассказали об этом тем, кто делали "Буран"?
Им об этом сама жизнь рассказала, похоронив "Буран". Дурацкая была идея, повторять за американцами. Впрочем советские конструктора оказались умнее: они с самого начала заложились на то, что теплозащита передних кромок крыльев может иметь тяжелые повреждения и прогореть при спуске, и заложили резервы безопасности в конструкцию самого корпуса, дабы его прогар не вел сразу к фатальным последствиям. И в первом и единственном полете "Бурана" поймали ситуацию ровно аналогичную ставшей смертельной для Колумбии: повреждение теплозащиты передней кромки крыла и прогар ее алюминиевой конструкции. Только "Буран", благодаря заложенным резервам безопасности, это не убило.