raiting>> Все зависит от подготовленности экипажа к эксплуатации!
userg> raiting> Все проблемы начались в начале 90-х, ..
userg> Не, намного раньше. Или о каком веке речь?
userg> raiting> Вот тогда, в начале 90-х на корабли стали приходить лейтенанты,..
userg> А они сколько минут в училищах были, чтоб лейтенантами стать?
Много здесь читал по теме энергетической установки ЭМ 956 пр. Решил все-таки высказаться. В свое время (начало-середина 80-х) почти все практики в училище и стажировку проходил на севере, на 956-х. Поэтому считаю, что имею право на свое мнение.
Начну с того, что в литературе часто встречаются фразы о том, что флот оказался не готов к эксплуатации эсминцев с высоконапорными котлами. Здесь уже говорилось о том, что такие же котлы стояли и на 1134, 1134А. А еще такие котлы (только КВН-95/64) стояли на крейсерах пр.58, а это, ЕМНИП, 1961 год. И ничего, эксплуатировались, и на боевые службы корабли немало ходили и 58-е, 1134-е. И 956-е в море ходили немало, и котлы тогда так часто из строя не выходили!
Так что полностью согласен с точкой зрения, что все дело, как правило, не в технике самой по себе, а во-первых, в качестве ее изготовления, и, во-вторых, в качестве ее обслуживания (т.е. соблюдения правил эксплуатации).
Сначала о качестве изготовления и ремонтов. Поскольку у меня нет статистики, какой ресурс вырабатывали трубки котлов после каждой замены трубок во время ремонтов, и как менялся (сокращался) этот ресурс от 70-х годов к 80-м, то судить об этом не буду (не могу). Но вот другой пример. Во время ремонта в доке, в нескольких местах подводной части корпуса полтинника, в 1987 году были приварены этакие заплатки. Сталь - как положено, той же марки, что и сталь корпуса (с сертификатом, естественно, и кучей подписей тогдашних ОТК!).
Но вот получилось так, что по вине плохой сварки в местах, где в период ремонта делались прорези в обшивке корпуса в районе расходных топливных цистерн (это уже показатель качества ремонта на СРЗ!), не прошло и года(!!!), как корабль повторно пришлось доковать и заново варить эти заплатки. Вот тогда я увидел весьма примечательную картину: состояние металла заплаток, и года не прослуживших, было сопоставимо с состоянием листов обшивки корпуса, прослуживших к тому времени более 30 лет! Поэтому убежден, что и качество металла трубок котлов, которые получали и судостроительные, и судоремонтные заводы, год от года ухудшалось.
И еще о качестве ремонта. Если во время ремонта котла какой-нибудь разгильдяй из рабочих, срезая, например, прикипевшие болты крепления дырчатых щитов в паровом коллекторе, не прикрыл отверстия трубок трубной системы котла, то как минимум несколько обрезков зтих болтов (а то и несколько десятков!) однозначно проваливались в трубки. Хорошо, если падали неглубоко, и их можно было увидеть из коллектора и достать. Хуже, если они проваливались глубоко, и их было не видно. Тогда - в 100% случаев нарушение объема циркуляции воды или пара в этих трубках, перегрев стенок и следом - выход трубки (читай - котла) из строя в самое неподходящее время. Нужно, конечно, сказать, что личный состав обязан контролировать процесс ремонта, но здесь мы как раз плавно переходим к тому самому человеческому фактору. Не для кого не секрет, что вместе с тенденциями роста пофигизма в обществе в 80-х, этот самый пофигизм, как это ни прискорбно, рос и в армии, и на флоте. Но и это только часть беды. На форуме много раз звучало, что в конце 80-х, начале 90-х на флот приходили лейтенанты с недостаточным запасом знаний. Но давайте посмотрим объективно. Да, среди них были и пофигисты, и те, кто в перестроечные времена думали больше о коммерции, чем о службе. Но что остальные, кто хотел служить? Для тех, кто не знает, немного расскажу.
Как готовили к службе лейтенантов до середины 80-х? В училище у них была полноценная, действующая котлотурбинная энергетическая установка! Именно энергетическая установка(!), а не набор действующих механизмов установки, как в учебном центре для подготовки личного состава. И пусть это была установка с котлом КВГ 57/28 и ГТЗА ТВ-10 с СКР пр.42. Но при работе этой установки можно было понять, ощутить, пощупать все взаимосвязи узлов и агрегатов! На ней отрабатывались действия при различных ситуациях эксплуатации, аварийные ситуации и режимы работы и т.д., не говоря уже просто о вводе в действие и выводе из действия установки. И как отрабатывались! 4-й и 5-й курс по нескольку десятков (ЕМНИП - в районе сотни часов!). Причем КАЖДЫЙ неоднократно стоял вахту на КАЖДОМ боевом посту - от простого механизма до вахтенного инженер-механика! И так, повторюсь, десятки раз. А со стороны преподавателей только сыпались разные вводные - вышло из строя то, это и т.д. Плюс к этому учебный тренажер. По сути - те же боевые посты, только не действующие, а этакая имитация - панели приборов боевых постов (от механизма до поста энергетики и живучести). И все то же самое - своеобразные "холодные" вахты на каждом боевом посту, с постоянной сменой постов и вводными от преподавателей. И преподаватели жестко (если не сказать, что жестоко) спрашивали за знания по специальности. Наконец, когда еще курсант прибывал на учебную практику на флот, он попадал на корабли, которые выходили в море (пусть не так часто, как хотелось, но все же выходили). А потому, к моменту начала своей лейтенантской службы, выпускник училища, даже если он пофигист (были и такие, чего скрывать), имел определенный опыт эксплуатации.
Что было потом? Потом (в 1986 или 1987 году, точно уже не помню), старенькую установку демонтировали. Намерения были благие - должны были смонтировать установку 956 эсминца. Но здесь начался развал страны, и ничего не смонтировали. Что получилось? Корабли к этому времени все реже выходили в море, поэтому на практиках многие курсанты тоже опыта приобрести не могли. Вот и результат: если ввод в действие энергетической установки корабля становится чем-то вроде чрезвычайной ситуации, а какая-нибудь нештатная ситуация - сродни конца света, то как ее можно нормально эксплуатировать? И как обучать матросов и старшин? А ведь высоконапорные котлы еще и требуют строгого соблюдения режима химводоподготовки.
Итог моего затянувшегося монолога: да, во многом виноват человеческий фактор, но НЕЛЬЗЯ в этом ОДНОЗНАЧНО винить офицеров, мичманов, старшин и матросов. Это тот самый системный кризис.
Если в стране разруха, то хотим мы того, или нет, но разруха будет и на флоте. К ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ
Прошу прощения за это слишком пространное письмо. Просто наболело!
Свое мнение мнением в последней инстанции не считаю. Просто написал то, что думаю.
С уважением.