Реклама Google — средство выживания форумов :)
Что такое "было-стало" в рамках одного завода - Харьковский БТРЗ smile emoticon
Я попробую собрать в этом посте самые "популярные" легенды про наше танкостроение и танкоремонтирование и изложить СВОЮ точку зрения профана, а также немного цифр.
1) У нас полные склады бронетехники - правда или нет.
Абсолютная правда. Количество БТР, танков, БРДМ - тысячи. На площадке ХБТРЗ сейчас есть вот 500 танков. Но... Вся техника 4-5 категорий хранения, то есть - трупики. И нет, никого не посадят за то, что не проводились ежегодные регламентные работы. Почти вся эта техника значилась за Департаментом утилизации и реализации избыточного имущества, название говорит само за себя.
По танкам: валовый массив Т-64, несколько сотен Т-72, сотня Т-80.
2) Лучше всю эту рухлядь сдать на металлолом и купить Оплоты/Абрамсы/Леопарды - правда или нет.
Абсолютная неправда. Танк можно сдать на лом как черный металл. Цена (судя по Гуглу) - 6000 - 7000 гривен тонна. Ну танк весит условно 40 тонн, так что за один мы выручим 280 000 гривен. Условная калькуляция. Так что за все-все-все танки на площадке ХБТРЗ мы сможем купить... аж 2 Оплота. И? Дальше что будем делать?
Корпуса танков не испортились, ржавчина легко удаляется пескоструем, а дальше танк идет на капитальный ремонт. На второй фотке как раз такой Т-64БВ, восстановленный с нуля.
Часть танков - это доноры стволов. Да, у нас нет производства стволов, это не тайна и не секрет. Так что запас стволов у вас перед глазами.
Нам очень повезло с тем, что на складах есть двигатели 5ТДФ (для Т-64) в ОЧЕНЬ большом количестве, что обнаружились сотни двигателей ГТД-1000Т (для Т-80). Ибо да, производства двигателей у нас сейчас тоже нет.
Так что - в ближайшие 5-7 лет нам есть из чего восстанавливать танки, есть чем восстанавливать танки.
3) Чем восстанавливать Т-64/72/80 лучше делать Оплоты - правда или нет.
И правда, и нет. По стоимости один Оплот обходится в стоимость восстановления полутора десятков Т-6БВ. И восстановить танк, даже через полный капитальный ремонт - в десятки раз быстрее, чем с нуля создать новый. Насколько я понимаю логику: сначала нужно укомплектовать все бригады, провести модернизацию Т-64 до уровня БВ. Постепенно разворачивать производства Оплотов и начать комплектовать бригады, заменяя один на другой. В этом году ВСУ получит какое-то количество Оплотов, небольшое. И очень-очень много Т-64БВ.
4) БМПТ-64 суперская разработка, отлично себя показал, а ее не покупают - правда или нет.
Неправда. БМПТ-64 существует в одном экземпляре, это прототип. Танк Т-64 сделали переднемоторным (там потрясающее инженерное решение), наварили на него корпус, добавили динамическую защиту и муляж боевого модуля. Внутри там ничего нет, это прототип. Как НЕспециалисту мне идея понравилась: универсальная платформа, знакомая основа (Т-64), большое количество "болванок" (смотрим вопрос номер 2). Но все равно - это пока только прототип. Скорее всего он будет доделываться, будет передаваться на испытания, будет приниматься на вооружение (или не будет). На это уйдет много времени. В этом году точно этого не будет.
5) За год не смогли наладить выпуск техники - правда или нет.
Неправда. Год назад у нас не было заводов по ремонту техники. То есть - НЕ БЫЛО! Были пустые цеха, проданное оборудование, сданные на металлолом стенды. И самое главное - не было спецов. В 2011 году, чисто для поржать, было принято решение о закрытии ХБТРЗ, на его территории собирались строить логистический центр. Ага. Сейчас завод работает в две смены, годовой объем этого года будет больше, чем лет за 10 предыдущих вместе взятых. Но в десятки раз меньше, чем во времена, ну да, СССР. Завод готов наращивать выпуск, но нет спецов. Нет станков (но это как раз решается сейчас). Завтра напишу про завод отдельный пост, мне многое там понравилось.
6) Глупое решение комплетовать бригады разными типами танков - правда или нет.
Не то, ни другое. И вообще - я мало в этом понимаю. В прошлом году "хватали" что было. Импортные контракты, самые лучшие из всех худших, хоть что-то, хоть как-то. Не было возможности запустить восстановление только Т-64: нет спецов во Львове, например (они спец по Т-72).
7) Глупое решение комплектовать бригады ВДВ танками Т-80 - правда или нет.
Скорее неправда, чем правда. Для десантников во главу угла поставили скорость. А Т-80 тут вне конкуренции. Корпуса есть, двигателя есть. Научить экипажи работать с ними - отдельная тема Юрий Бирюков - Что такое "было-стало" РІ рамках РѕРґРЅРѕРіРѕ... | Facebook
Прелюбопытнейший процесс реанимации Т-80 у меня прошел вчера перед глазами. Берем старый-старый, дохлый-дохлый танк. Не такой старый, как Т-64 (производство 80-к было в середине 80-х годов, не тавтология). Но дохлый. Снимаем с танка башню, разбираем все и начинаем чистить-драить-красить-менять-ремонтировать-сбоирать-тестировать. И вот это все делается на Харьковском заводе в режиме конвейера. Теперь. В этом году.
Не могу писать про качество ремонта танков - это должны оценивать специалисты. Визуально - разбирают и перебирают капитально. Двигатели новые, с хранения. Перед установкой его ставят на специальный стенд где несколько часов "гоняют" в разных режимах. Оптику чинят в отдельном цеху уникальные специалисты. Которых некому заменить, новых спецов на постоянной основе нигде не учат, а пенсионеры завода сами пытаются сейчас подготовить себе смену, передавая знания прямо в цеху.
4 года назад было принято решение о расформировании завода и продаже территории. Удобная ж/д ветка на территорию заходит, да еще и в центре Харькова, понимаете? Ремонт зданий не делался десятилетиями, обвалившаяся несколько лет назад крыша никого не беспокоила, уникальные станки и стенды срезали на металлолом. Да, именно так и во всей нашей оборонной промышленности, везде. Теперь ситуация в корне изменилась.
Завод работает в две смены, сделает в этом году капитальный ремонт многих-многих десятков танков. Мог бы работать в три смены, мог бы делать сотни танков, но нет специалистов. С этим самая большая беда. Опытные и трудолюбивые сотрудники получают и 10, и 12, а несколько человек - 17 тысяч гривен. А вот молодежь проходит тестовые период в пропорции 1 к 10. И не выстраиваются в очередь перед отделом кадров. Хотя белая зарплата, какой-то социальный пакет, автобус-развозка до метро, отпуск, общежитие. Мне показали новые раздевалки, но нет людей. Мне показали новые станки, но не хватает специалистов. Заводчане просили опубликовать вакансии, что с удовольствием делаю.
Вакансии на Харьковском БТРЗ:
- электрик
- слесарь механосборочных работ
- сварщик (полуавтомат, ручная, дуговая)
Телефон для контактов и справок: +380 67 626 2511