katernik2> Писал чисто по воспоминаниям, всё может быть не так, много лет прошло
Вот ещё не мои
Капитан 1 ранга запаса Халимон Николай Алексеевич, на боевой службе помощник командира РКА «Р-169»
В начале августа 1972 года КУГ РКА проекта «205», командир КУГ командир 349 ДнРКА кап 2 ранга Гуревич В.М., «Р-83» командир кап 3 ранга Школин Н.К. и «Р-84» командир кап 3 ранга Мазин И.Н. на буксире у «ПРТБ-13» командир кап 2 ранга Красниченко В.П. вышли из Севастополя для решения задач боевой службы в Средиземное море. Как проходил первый месяц Б.С. пока не установлено, но в конце месяца РКА «Р-84» при съёмке с буксира от «ПРТБ-13» на рейде порта Александрия упустил буксирный конец в воду, дал ход, намотал буксирный конец на винт, повредил линию вала и был заменён на РКА «Р-169».
РКА «Р-169» был резервным катером и готовили его планово установили кондиционеры, провели усилиный ППО и ППР, непосредственно на замену к выходу на Б.С. готовили всем дивизионом, да и бригада принимала непосредственное участие в экстренном порядке, в рекордные сроки загружали техническое имущество, продовольствие, боезапас, корректировали и получали документы на выход, укомплектовывали личным составом. Командир катера кап-л-т Коссе С.И., помощника командира не было, командир БЧ-5, только прибывший из училища л-т Ельников толком не изучивший ни материальной части, ни личной состав БЧ-5, из 5 мичманов в экипаже один м-н Чередниченко И.П. и только закончивший школу старшин ст 1 ст сверхсрочной службы Капуш Я.П., остальные мичманские должности замещены матросами срочной службы ст. ком. РТС ст2ст Борулин, ст. ком мотористов ст.2 ст.
Дмитриев.. Капитан-лейтенант Халимон Н.А закончив Высшие Офицерские классы командиров кораблей только прибыл в Севастополь и до15 сентября находился в отпуске. В лучших флотских традициях был «отловлен» в городе, и не совсем трезвый и слегка «помятый» после активного «отдыха», был «загружен» на борт РКА «Р-169» в должности помощника командира. Через трое суток под «Прощанье славянки» «Р-169» вышел из бухты Карантинной, встал на буксир к морскому тральщику, курс на пролив Босфор. Проливную зону Босфор-Мраморное море-Дарданеллы проходили своим ходом, причем кап-л-ту Халимон Н.А. как наиболее сознательному выдали пистолет и с напутствием стрелять во всех изменников Родины, выставили на ют в качестве «вахты бдительности», была и такая при проходе проливной зоны.
Пройдя пролив Дарданеллы пришли в 10 точку на банке Джонстон, где благополучно встали на буксир к «СС-21», и начали движение к острову Крит. Через двое суток в Эгейском море, в проливе Антикитира прихватил шторм, такой крепенький 4-5 баллов, но кто ходил на катерах в море, понимает, что ощущается он на все 6-7. На катере голова-ноги, всё летает и падает, да ещё в клюзе постоянно перетирался буксирный конец, что бы его перезавести, приходилось выходить на бак, который полностью заливался волнами, выходили вчетвером, босиком и в трусах кап-л-т Халимон Н.А., ст 1 ст Капуш Я.П, боцман матрос Машкин и еще один человек из экипажа. От шторма укрывались за островом Антикитира.Ни о каком приготовлении пищи речь не шла, кто мог питались бортовыми пайками, кто не мог не питались. На 7-е сутки прибыли в залив Эс-Салум в точку 12. Там уже стояла «ПРТБ-13» и РКА «Р-83», встали под борт ПРТБ. Уже на следующий день походный штаб в составе кап 2 ранга Гуревич В.М., начальник штаба он же дивизионный штурман кап-л-т Латипов, дивизионный ракетчик кап 3 ранга Косарев В.П., дивизионный механик кап 3 ранга Захаров Б.П. взял нас в оборот, проверки за проверками, день другой, третий. Мы не выдержали такого внимания и придумали «отмазку», с утра начинали «кричать», что нас бьёт на волне о борт ПРТБ и отходили и становились на бакштов, к вечеру возвращались, сытная еда, кино, помывка в бане.
Через две недели такой службы матросы стали как моржи на лежбище, чёрные, гладкие, лоснящиеся, паёк катерный, паёк тропический делали свое дело. Из катерного пайка матросы ели только шоколад и сгущёнку, раз в неделю помощник собирал по рундукам в мешок тушёнку и нёс на камбуз. Там готовили блюдо по «Халимоновски», 3 четверти тушёнки и 1 картошки, матросы были не довольны. КУРОРТ. Курорт закончился неожиданно. Боевым распоряжением КУГ РКА поставили задачу по нанесению условного удара по АВМ «Джон Кеннеди», на проводимых 5 ОПЭСК учениях « Нанесение ракетного удара по АВУ группой ракетных катеров из положения слежения» наведение по данным КНС. РКА снялись с бакштова и начали движение в расчетный район огневых позиций, пол дня гонялись за авианосцем, наконец заняли позицию и нанесли условный удар. Но катерники не были бы катерниками если бы в развитие успеха не нанесли и торпедный удар, изображая ТКА. В то время это была обычная практика ведения учебного морского боя. И вот наши РКА «Р-83» и «Р-169» обороты на максимум начали сближатся с авианосцем. Это само по себе не простое дело. Авианосцы в лёгкую ходили по 30-35 узлов и если они не хотят, что бы с ними сближались, они этого не позволяли, а тут наверное победило любопытство, что там за «моломерки» к ним прут. Катера, как говаривали с «раскаленными газовыхлопами» или «с красными трубами» со скоростью около 40 узлов, полный боевой ход, стремительно сокращали дистанцию, выйдя на визуальный контакт, построились в строй фронта и волчей стаей, начали торпедную атаку. Кто забыл, торпедная стрельба, успешная, выполняется с дистанции 10-12 кбт. Катера стремительно сближались с авианосцем, то что у янкесов были круглые глаза сомневаться не приходится, вряд ли их боевой опыт знал атаку авианосца торпедными катерами, а тут РКА. Что хотят? Уж ли не на таран?На ГКП наверняка была лёгкая паника, а наши РКА сблизились на «пистолетный выстрел» да еще по традиции обозначили пуски торпед сигнальными ракетами, круто развернулись и на противоартиллерийском зигзаге скрылись за горизонтом.
На авианосце наверняка длительное время витал вопрос «Что это было?»
Служба продолжалась и не обходилась без неприятностей. Установленные кондиционеры расчитаные на работу в условиях Чёрного моря с его солёностью не выдержали в условиях Средиземного моря с более высокой солёностью, установленный в трубопроводах протектор «закончил свою жизнь» и вода пошла во второй трюм, где хранился ЗИП и заполнила его полностью, катер получил значительный дифферент на нос, пока ночью разобрались, пока откачали воду, ЗИП подвергся воздействию морской воды. И хотя его потом перебрали, просушили уверенности к его пригодности не было.
Через двадцать суток стоянки в заливе Эс-Салум ракетным катерам дали команду следовать в Египет, порт Александрия, где в то время размещался пункт материально-технического обеспечения кораблей 5 ОПЭСК, для проведения планового ППО и ППР материальной части. Катера там не ждали и в порт не пустили. Дают команду следовать в Сирию порт Тартус, там стояла наша «ПМ-56», попутно «прицепили» задачу боевого охранения БПК «Проворный». Почти сутки на ходу смен вахты нет, личный состав измотан жарой и напряжением вахты у действующих механизмов. Догнали БПК «Проворный» который осуществлял противолодочный поиск. Ставят нам задачу на боевое охранение на курсовых углах 45 градусов дистанции 5 кбт ход 9 узлов, такую скорость катер может дать под одной машиной, выполнение задачи боевого охранения предпологает полную боевую готовность в том числе и работу всех 3 главных двигателей . С БПК постоянные окрики о соблюдении пеленга и дистанции, катера никогда не умели ходить в ордерах с большими кораблями из-за несоответствия скоростей хода. Корабли с паросиловыми и газотурбинными установками могли уменьшать или увеличивать ход до 0,5 узла и держать его длительное время, а увеличение или уменьшение высоко оборотных дизелей сразу давало 3-4 узла. Задёргали командиров постоянно на мостике, мотористов, дизеля на ручном управлении, мотористы в машинах. После полутора суток «свалился» командир «Р-169» кап-л-т Кассе С.И. около 4 утра, заступил на вахту кап-л-т Халимон Н.А ведя прокладку, умудрялся под автопрокладчиком «подрёмывать» минут по 10-15. «Взорвался» командир «Р-83» кап 3 ранга Школин Н.К. в «вежливых» выражениях довёл командованию БПК особенности катерной службы. Милостиво разрешили держать ход 6 узлов, дальше обеспечивали охранение на одном дизеле. Пришли в Тартус, в порт не заходили встали на бакштов к «ПРТБ-13» на рейде острова Руад. На барказе свозили на ПМ всё для сварки, воспользовались «флотским гостеприимством», расслабились, о чём пожалели страшно, оказалось в то время в спирт добавляли какую то гадость, чтобы его не пили, а мы не знали, но зареклись.
Потом зашли в порт Тартус, организовали усиленный ППО и ППР, отдых экипажа, ходили в город в магазин к знаменитому арабу из Одессы Миши, приобрели подарки семьям. Помощник командира «хохол» кап-л-т Халимом Н.А присмотрел на берегу строп с двумя огонами, прикинул его практическое использование в качестве буксирной браги, тут же беззастенчиво его приватизировал и решил проблему буксировки катера.
После проведённого ППО и ППРа, отдыха экипажа засобирались домой. На переходе катера ещё не раз выходили в ракетные атаки на всё НАТОвское, что попадалось по пути, но во избежания инцидентов не «шалили» и не выходили в лихие торпедные атаки.
1 ноября 1972 года на буксире у «ПРТБ-13» РКА «Р-83», «Р-169» начали движение в родную базу. Форсировав своим ходом проливную зону снова встали на буксир но Чёрное море встретило героев сурово, шторм добивал вконец измученные экипажи катеров. Всю ночь пытались получить разрешение следовать самостоятельно, но видимо на КП не было такого ответственного который мог принять такое решение, и только утром нам разрешили идти своим ходом. И тут лихие катерники продемонстрировали возможности катеров. 36 узлов против волны, бьёт так что лязгают зубы, но МЫ ШЛИ ДОМОЙ и к 11 утра входили в родную Карантинную.
На 106 причале все при параде, жены, дети и конечно же начальство всех степеней, Хвалебные речи, а нас ноги не держат всё прыгаем по волнам. Женам интересно как мы выживали на катерах, пожалуйста в помещениях по щиколотку морской воды, смотрите, и что так все время, так точно мы герои.
В тот год 41 БрРКА как соединение несущие боевую службу в Средиземном море
Получило около 70 квартир, распределили по чесному, ГЕРОЯМ ДОСТАЛОСЬ ДВЕ.