О важности схем общего расположения
К собиранию фотографий интерьеров Боевых Кораблей Великого ушедшего флота, я пришел в 2001 году, через 14 лет после увольнения из ВМФ. Честно говоря, эти 14 лет, я старался не особенно вспоминать, что был Советским офицером. А, вот когда родился сын, я начал вспоминать о боевом пути своего Рода. Опять же по А. Покровскому – «Чем дальше от Флота, тем больше любовь к флоту».
А суть вопроса в том, что мой дедушка инженер-кап. 1р Ракитин Борис Васильевич был ком. БЧ-5 на Пл М-81, вышедшей в 1-й боевой поход 22.06.41 и погибшей 01.07.41. Не буду распространяться, кому интересно, могут прочитать мои записки по ссылке
http://www.town.ural.ru/ship/means/rakitin.php3
Дело в том, что мне казалось, что, я знаю всё о «Малютке» VI-бис серии и даже делал в детстве элементарные модельки центрального поста. А, тут стал, вспоминать и возникла куча вопросов:
- где был гальюн?
- был ли надводный гальюн в ограждении рубки?
- где была рубка акустика?
И много подобных. Я начал искать. Вышел на ЦКБ «Рубин», ЦВММ, перезнакомился с большим количеством интереснейших людей. Забегая вперёд, скажу, что удалось найти только чертёж – «синьку» в музее. Правда издатели книги «Месть Сталина», частично компенсировали этот пробел.
Так вот, я могу заявить, что фотографии интерьеров кораблей фактически отсутствуют. В лучшем случае, фото людей в помещениях и на БП БП…
Короче, таких фотообзоров, как я делал по БТЩ пр. 1265, ПЛ ПЛ пр. 641 и 641 Б не существует (о музеях не говорю).
Даже работа с чертежами не всегда даёт представление о расположении трапов, настилов и т.д.
Даже такие выдающиеся книги, таких Великих людей, как Морев, например по Крл типа «Чапаев», с наличием большого количества чертежей, не дают полного представления о расположении помещений. А, ведь, я не только неоднократно бывал на этих кораблях, но и проходил месячную практику на Крл «Мурманск»!
Таким образом, подводя итог, могу сказать, что VAM проделал огромную работу, не имеющую аналогов! Более того, считаю, все издания с описанием кораблей, без таких схем, мягко говоря, не полными!
И людей, то не только могущих изобразить, а помнящих-то не найти!
Помню, лет 10 назад, я «пытал» во дворе бывшего командира «Щуки» с ТОФ-а, так он мне прямо сказал: «Молодой человек, прошло более 60 лет с тех пор, я не помню…».
Так же показательно, что когда я так же «пытал» кап. 1р. Гаврилюка Ивана Ивановича, товарища моего дедушки, служившего на Пл типа С 9-й бис серии и первого ком. БЧ-5, 1-й Пл пр. 613. Так вот, я расспрашивал Ивана Ивановича про «Эску», а он отвечал мне про пр. 613, который, я знаю, поэтому и не возникло путаницы и испорченного телефона. Кстати на С-18, 9-й бис серии, я был с дедушкой, осенью 1967 года, когда она стояла у моста л-та Шмидта в Ленинграде!Это именно его лодка!
Таким образом, считаю, что данные схемы вообще должны быть подписаны! Рано или поздно, их кто-нибудь «стырит» и опубликует. Ну и слава Богу, это всё наше общее достояние, которое должно быть сохранено! Но, имена Героев должны сохраняться, не для них, они не относятся к этому трепетно, а для их родственников, потомков, но и для нас…
Теперь о моих ощущениях по поводу одного из моих Любимых Кораблей, СКР пр. 50, детские воспоминания…
Впервые побывал летом 1968 в Кронштадте во время митинга ветеранов-подводников. Дальше бывал с определённой периодичностью. Последняя «экскурсия» в Лиепае во время Питонской практики в 1978 году. Последнее посещения в 1987 году, в Лиепае, ходил в гости к штурману Жене Стальнову и к сожалению уже не «лазил», а только до каюты…
Моя детская любовь к этому Кораблю обусловлена, тем, что в отличии например от горячо любимого, мною ТЩ пр. 254, 50-к всё-таки большой, корабль, но в отличии от КР и ЭМ, отличаются свободой и простотой отношений. На больших кораблях, например КР, меня привлекали глубоченные шахты схода и аварийного выхода, множество шхер и переходов. При этом не нравилось, что на многие посты, например в орудийные башни, не было допуска, всё на замках. В последствии от больших кораблей отвращала палочная дисциплина, наличие патрулей и строевые занятия с нарушителями во время адмиральского часа.
В отличии от них на 50-ке можно всё и везде. Первая башня, которую я крутил, пялясь в прицел, была на 50-ке (не считая В-11м, на ТЩ, пр. 254). Естественно КО и МО, к которым у меня видимо наследственная любовь, хотя и другой ВУС…
В детстве, я очень переживал, что не успею послужить на 50-ке. Чуть было не попал на него после училища, но не срослось…
Когда служил в Лиепае на МПК пр. 204 и БТЩ пр. 1265, в соседней 76 БЭМ, доживали 50-ки и 30-бис.
До сих пор жалею, что тогда не вспомнил детство золотое и не полазил по друзьям детства…
Ходила тогда шутка, что когда 50-к выходит в море, по базе играют тревогу.
И ещё одна детская эмоция: мы с дедушкой на Неве, напротив 50-ка, на баке которого кучкуются морячки, а из динамиков несётся Арлекино в исполнении Пугачёвой…