Вооруженные силы США имели право сбить российские военные самолеты, которые несколько раз пролетели в опасной близости от американского эсминца «Дональд Кук» (DDG-75 Donald Cook) в Балтийском море. Об этом в пятницу, 15 апреля, заявил госсекретарь США Джон Керри в интервью Miami Herald и CNN.
«Это безрассудно, провокационно и опасно. Согласно правилам применения вооруженной силы, эти самолеты могли быть сбиты», — сказал госсекретарь. Вашингтон надеется, что ничего подобного не повторится в будущем, добавил Керри.
Напомним: 13 апреля Европейское командование США опубликовало видео и фотокадры в связи с инцидентами, произошедшими в Балтийском море 11 и 12 апреля, в ходе которых российские самолеты и вертолеты приближались к кораблю ВМС США на расстояние менее сотни метров. Представитель Пентагона Стив Уоррен назвал действия наших пилотов «провокационными и непрофессиональными».
Капитан «Дональда Кука» вообще заявил, что бомбардировщики «симулировали атаку» на корабль. По его словам, российские пилоты не отвечали на радиосообщения эсминца — ни на русском, ни на английском языках.
Заметим, что американский эскадренный эсминец четвертого поколения не в первый раз становится объектом «тренировок» российских военных. В 2014 году в Черном море именно на «Дональде Куке» отрабатывал боевое применение российский бомбардировщик Су-24М, после чего два десятка членов экипажа уволились со службы, а двое моряков от стресса угодили в госпиталь в Констанце (Румыния).
На этот раз не один, а сразу три военных воздушных судна РФ приблизились к эсминцу на минимальную дистанцию: бомбардировщик Су-24М, истребитель Су-27 и вертолет Ка-27 (зависнув над палубой, он помешал подняться в воздух бортовому вертолету).
Почему по Су-24М не был открыт огонь, прояснил в интервью Navy Times бывший капитан корабля ВМФ США Рик Хоффман. По его словам, так как США не находятся в состоянии войны, капитан корабля должен оценить возникшую ситуацию. «Если вы видите приближающийся самолет и можете его идентифицировать, если видите, что он не вооружен, и если не видите признаков, что на корабль направлена ракета, ничего делать не надо», — сказал он.
14 апреля в Минобороны России заявили, что маневры наших летчиков не представляли угрозы для эсминца, и отвергли трактовку Белого дома, согласно которой российские самолеты нарушили правила использования международного воздушного пространства.
В тот же день официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби заявил, что Керри намерен обсудить инциденты в Балтийском море с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Что стоит за реакцией США, могут ли привести подобные инциденты к прямой военной конфронтации?
— Действия наших летчиков нельзя квалифицировать как симуляцию атаки, — отмечает контр-адмирал в отставке, военный историк Юрий Кириллов. — В подобную атаку — на малых высотах, вплотную подходя к цели, может идти только штурмовик с пушечным вооружением. А Су-24М — современный бомбардировщик, и ему это просто не нужно. Мы же видели, как такие самолеты работают в Сирии — на большой высоте, с внешним целеуказанием. Это штурмовик может сшибать мачты, но никак не бомбардировщик.
Об имитации атаки говорил, замечу, только капитал «Дональда Кука», и явно на эмоциях. Я сам восемь лет был командиром корабля, и прекрасно его понимаю: такие инциденты действительно сильно щекочут нервы. Мне приходилось бывать в подобных ситуациях, и, должен сказать, это не слишком приятно. К тому же самолет при рискованном маневрировании может упасть — непреднамеренно зацепиться за воду, например. Такие случаи бывали во времена холодной войны.
— Капитан в такой ситуации может принять решение сбить самолет?
— Согласно нормам международного права, сбить самолет можно, если только он действительно идет на корабль в атаку с применением оружия. Во всех остальных случаях уничтожение самолета будет расцениваться, как акт агрессии.
На мой взгляд, в ситуации надо разбираться. Видимо, этим и будут заниматься Лавров с Керри.
— Как урегулировались подобные ситуации в период холодной войны?
— С пролетами самолетов в опасной близости от кораблей — и наших, и американских, — дело дошло до того, что в 1972 году главкомы флотов СССР и США сели за стол переговоров и подписали договор о безопасных действиях на море. В этом двустороннем соглашении были оговорены дистанции, какие самолеты могли приближаться к кораблям, и даны определения, какое маневрирование считать безопасным.
Кстати, самый известный эпизод с имитацией воздушной атаки произошел в 1968 году, когда власти Северной Кореи захватили американский разведывательный корабль «Пуэбло». После известия о задержании «Пуэбло» американский флот пришел в движение. Командующий Седьмым флотом приказал атомному ударному авианосцу «Энтерпрайз» (USS Enterprise CVN-65), атомному ракетному лидеру эсминцев «Тракстан» (USS Truxtun DLGN-35) и трем эсминцам — «Хайби» (USS Higbee DD-806), «О'Бэннон» (USS O’Bannon DD-450) и «Коллетт» (USS Collett DD-730) — идти на полном ходу в южную оконечность Цусимского пролива. Вскоре американские корабли стали маневрировать в 120 милях от Владивостока.
СССР был связан с Северной Кореей договором о безопасности. В итоге, навстречу американскому флоту вышел советский, и на Дальний Восток вылетел главком ВВС СССР. Вскоре наши самолеты пролетали над самыми мачтами американских кораблей — с открытыми бомболюками, со снаряженными ракетами. Американцы тогда развернули свои корабли и ушли.
Но в тот момент такие действия были обоснованными: могла начаться война. Инциденты в Балтийском море, конечно, гораздо менее масштабные.
— Насколько серьезную опасность представляет Су-24М для эсминца «Дональд Кук»?
— «Дональд Кук» настолько серьезный корабль, что его — на данный момент — можно признать доминирующим на Балтике. Он только называется эсминцем, но по прежним представлениям эквивалентен трем-четырем крейсерам. Это корабль противоракетной обороны — а на сегодня это высшая градация в классификации боевых кораблей. «Дональд Кук» несет около 40 крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета до 2500 километров, способных нести ядерные заряды, 8 противокорабельных ракет «Гарпун», противоракетное оружие — все это очень серьезно.
Но специфика Балтийского и Черноморского театров заключается в том, что здесь корабли почти беззащитны от авиации. Это очень стесненные театры, на которых применение крупных кораблей, мягко говоря, неразумно.
«Дональд Кук» сейчас на Балтике решает чисто политические задачи, в войну он туда никогда не зайдет. Американцы действуют в контексте приближения переднего края к России — неслучайно на борту эсминца был польский военный вертолет. Рейд «Кука» — это жест поддержки США европейской группировки НАТО. Вот и ходит «Дональд Кук» по нашим флангам — то в Черное море, то в Балтийское. И тем самым осуществляет военно-политическое давление.
— Наше взаимное противостояние с США будет усиливаться?
— Трудно сказать. На мой взгляд, должно возобладать благоразумие. Ружье, которым размахивают перед носом, рано или поздно может выстрелить. Пора, я считаю, сесть за стол переговоров, перестать искать правых и виноватых, и пойти друг другу навстречу…
— Инциденты в Балтийском море показывают, что у американцев есть противник, который США не боится, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Российский самолет просто так не уничтожишь — это будет актом агрессии, на который последует самая серьезная реакция. США, естественно, на такой шаг не идут, хотя и заявляют, что имеют на это все права. На деле, их права не обширнее российских — а РФ имеет право совершать наблюдательные полеты.
Думаю, нынешний накал страстей, как и провокационные маневры на Балтике «Дональда Кука», связаны с двумя событиями.
Первое из них — это приближающийся саммит НАТО, второе — намечающееся заседание Совета Россия-НАТО. На этих мероприятиях как раз пойдет речь о разграничении зон ответственности, и о договорах, которые позволят снять напряженность в воздушном пространстве на стыке границ НАТО и России.
Еще в прошлом году западные военные эксперты заявляли, что вопрос о подписании подобных договоров назрел, поскольку инциденты с участием Вооруженных сил России и НАТО набирают остроту, а общее их число за 2015 год приблизилось к 500. Просто большинство из них менее заметны, чем инциденты в Балтийском море, и не получают широкой огласки.
— Почему число таких инцидентов увеличивается?
— Виной тому возрастающая военная активность, прежде всего, со стороны НАТО. Американцы, их союзники по альянсу, плюс Швеция и в меньшей степени Финляндия выступают в данном случае с единых позиций — пытаются убедить Россию подписать договор о предупреждении инцидентов в воздухе между военными самолетами.
Внешне инициатива выглядит красиво. Но на деле, США и НАТО важно взять ситуацию под контроль. Речь будет идти о том, что американцы и их союзники смогут и дальше свободно летать в международном воздушном пространстве, а на Россию они попытаются наложить ограничения.
Мы, понятно, с такой позицией США не согласны. С этими грядущими переговорами связан как заход «Дональда Кука» на Балтику, так и пролеты наших самолетов вблизи эсминца.
— Удастся ли договориться с американцами, или число подобных инцидентов и дальше будет расти?
— Тенденция понятна: противостояние с США и НАТО идет по нарастающей. Например, со следующего года американцы планируют постепенно сдвинуть в Восточную Европу три развернутые бригады. Сейчас, например, из Колорадо в ФРГ перебрасывается 4-я пехотная дивизия США. Она будет заниматься ротацией американских сил в Европе. Другая бригада — 173-я тяжелая воздушно-десантная.
Понятно, что число военнослужащих в этих бригадах в Европе будет меньше штатной численности — 5 тысяч человек. Но вся инфраструктура будет развернута в полном объеме, чтобы в случае необходимости быстро перебросить личный состав из Америки. Повторюсь, эти бригады будут полностью развернуты, а это значит, что им требуется прикрытие ПВО — нормальная эшелонированная система обороны от атак с воздуха. Важная составляющая этой системы — авиационный компонент.
Это значит, интенсивность полетов американских военных самолетов, в том числе разведывательных, вблизи российских границ будет возрастать. Эти полеты будут осуществляться, прежде всего, с военных баз на территории стран Балтии и Великобритании.
В этой обстановке США и НАТО нужны соглашения с Россией, чтобы не только свободно летать и решать свои задачи, но и минимизировать риски. Понятно, что при таком раскладе возрастает вероятность, что пилоты противоборствующих сторон примут неправильное решение. Так может случиться, если у кого-то из летчиков банально сдадут нервы. И такой инцидент разом перевернет очень многое в треугольнике Россия-США-НАТО.
Наши нынешние действия мешают Вашингтону проводить политику сдерживания Москвы. А к эскалации конфронтации с Россией США и НАТО не готовы — по крайней мере, в ближайшее время…