Реклама Google — средство выживания форумов :)
На первый взгляд, простая и устаревшая система «Тип 63» оказалась достаточно удачной для выполнения возлагавшихся на нее задач. В связи с этим она завоевала популярность не только в Китае. Так, на базе китайской РСЗО в других странах было создано несколько аналогичных систем: иранская Fajr-1, суданская Taka, северокорейский «Тип 75», турецкая T-107 и т.д. Оригинальные РСЗО «Тип 63» поставлялись в 13 стран, прежде всего, третьего мира. Кроме того, в середине восьмидесятых китайцы стали монтировать «Тип 63» на шасси грузовика Nanjing NJ-230, что сделало систему залпового огня самоходной и гораздо более мобильной.
ПУ РС и РСЗО применялись моджахедами для проведения огневых налетов (обстрелов) гарнизонов войск и административных центров Афганистана, а в бою для непосредственной огневой поддержки пехотных подразделений.
В настоящий момент небольшое число установок Type 63 разных модификаций находится на вооружении воздушно-десантных войск, горнострелковых и мобильных соединений НОАК.
Из имеющейся информации можно сделать некоторые выводы. Очевидно, реактивная система залпового огня «Мини-Град» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Такая неоднозначность проекта может быть поводом для массы споров.
К плюсам боевой машины можно отнести ее огневую мощь. Залп из 20 неуправляемых ракет позволит «Мини-Граду» выполнять задачи тех типов, которые ранее возлагались на «полноценные» реактивные системы залпового огня. При этом новая РСЗО, имея небольшие габариты и сравнительно неплохую подвижность, оказывается способной быстро подходить к цели на дистанцию стрельбы и открывать огонь. Таким образом, основной задачей нового комплекса «Мини-Град» могут быть атаки небольших целей с относительно слабой защитой.
Особенности комплекса вооружения РСЗО «Мини-Град» могут вызывать некоторые сомнения в целесообразности существования подобных боевых машин. Бронеавтомобиль с пусковой установкой для неуправляемых ракет сам по себе является достаточно странной вещью с неоднозначными перспективами. К примеру, большие сомнения вызывает роль подобной техники в структуре вооруженных сил или силовых подразделений. Из-за своих характеристик новый «Мини-Град» не сможет заменить реактивные системы залпового огня существующих моделей и выполнять их задачи. Таким образом, для новой РСЗО остаются лишь задачи, решение которых связано с методикой «ударил-сбежал».
Отдельным вопросом в контексте потенциала и перспектив новой РСЗО «Мини-Град» является выбор целей и операций, в которых ее можно применить. Вероятно, немалое количество целей, уничтожение которых может быть поручено расчету подобной техники, можно атаковать другими средствами, включая ствольную артиллерию и авиацию.
В целом, проект «Мини-Град», равно как его перспективы, на данный момент вызывает массу вопросов и не дает желаемое количество ответов. При этом в ряде случаев эксплуатация и применение такой техники выглядит необоснованным и бесполезным. Так, подобные «мини-РСЗО» вряд ли смогут занять какое-либо место в российских вооруженных силах. В то же время, техника такого класса, в силу сочетания габаритов и огневой мощи, может заинтересовать воздушно-десантные войска, которым нужны компактные и легкие боевые машины.
Кроме того, РЗСО такого типа могут быть интересны третьим странам. В ходе локальных конфликтов последних лет активно использовались импровизированные боевые машины, вооруженные не только ствольными системами. На полях сражений от Приднестровья до Сирии иногда встречались и встречаются гражданские автомобили с установленными на них направляющими для неуправляемых ракет. При всей своей специфике подобная техника позволяет значительно поднять боевые возможности соединения, оснащенного «техничками» с пулеметным вооружением. Таким образом, проект «Мини-Град» может заинтересовать небольшие небогатые страны, нуждающиеся в максимально дешевом обновлении вооруженных сил.