Наконец испытал очередную идею и спешу поделиться ей с вами, ракетчики. Интересно узнать вашу оценку
Уточняю – эта, как и другие мои идеи, относится к одноразовым моторам, то есть к начальному уровню. Для опытных серьезных ракетолюбителей с многоразовыми моторами и крутыми ракетами она будет мало полезна.
Предисловие: С самого начала моего хобби я столкнулся с множеством проблем, как, наверное, и каждый начинающий ракетчик. Так медленно сформировалось понимание о необходимости на данном этапе создать такой проект двигателей, постройка которых будет максимально проста, максимально быстра, будет требовать минимальных финансовых и моральных затрат, при этом они будут иметь хорошее качество. Главное, чтобы все необходимое для него мог достать любой желающий при необходимости повторить. Идея, о которой идет речь, входит в этот проект.
Большинство из вас знают о "полусопле" и простоте его создания. Просто залил, подождал сутки, готово. В тоже время оно имеет прогнозируемый и не слишком большой разгар. Прекрасно для наших любительских целей.
Так же многие знают о непрогораемых вставках в сопло. Они принимают на себя наибольшую тепловую нагрузку, устойчивы к эрозии и т.д. Тоже прекрасная штука.
Вот и попробовал объединить одно с другим. Я не претендую на авторство идеи! Просто не знал, о том, что это испытано до меня, но для себя открыл ее все же сам.
Суть: На чертеже представлена простейшая оснастка для заливки сопел. Основная форма легко делается из чего угодно (я намотал из бумаги, вставил в кусок пп трубы, покрыл секундным клеем бумагу и обточил до нужной формы). Верхняя часть формы четко подогнана под диаметр шайб (в моем случае М5). "Стаканчик" оснастки тоже можно сделать как угодно, лишь бы была гладкая внутренняя часть (я намотал из бумаги на силикатном клею поверх одного слоя скотча намотанного на оправку обратной стороной). Перед заливкой рабочая часть оснастки хорошо смазывается ЛИТОЛОМ24 (подозреваю, что подойдут и другие густые смазки), толщина слоя на "форме" должна быть 0.2-0.4 мм, на "стаканчике" и 0.1 мм будет достаточно. Только не перебарщиваем. Для заливки используется эпоксидка с алебастром в пропорции 50/50. Получается довольно густая смесь, но работать с ней можно. Для удобства заливки конечно можно слегка нагреть. Смесь заливается до начала крит.сечения, затем надеваются на форму шайбы (в моем сопле использовал 4 не усиленных, сверху одну усиленную). Если шайбы будут разные, то сначала не усиленные и доливаем смеси до верха шайб, затем усиленные и доливаем смеси с небольшим запасом. В зависимости замеса могут появляться пузыри, для этого мы и налили с запасом, потом вся эта "пена" сверху будет просто сточена. Так сопло сохнет 24 часа. После этого вытаскиваем сначала форму из стакана, а затем и снимаем сопло. Если смазки на форме было достаточно, отойдет без проблем. Все липкое просто протираем бумажной салфеткой насухо. Торцы подтачиваем наждачной бумагой или сеткой и готово! Перед вклейкой в двигатель гладкую поверхность надо оцарапать наждачкой.
Результат: Отличное прочное и приятное на вид сопло мы получаем за сутки, потратив на его постройку 10 мин времени, не применяя никаких инструментов, кроме наждачки. Сопло соответственно не имеет разгара критики, но имеет разгар диффузора. Двигатель, имеющий прогрессирующий график тяги, требует сначала меньшего расширения, а затем большего. Наше сопло прекрасно выполняет его прихоти, имея сначала меньшее расширение, затем разгораясь до бОльшего. Нужно только подобрать расширение изначально. Но разгар не идеален по длине, разгораясь больше ближе к критике, меньше к срезу. Получается эдакая парабола в сечение, что сильно не сказывается на эффективности (я так думаю). Разгар на срезе в моем случае составил с 11мм до 12 ±0.5мм, что довольно не плохо. Испытывалось сопло пока на слабом карамельном двигателе (чертеж добавил).
Кстати сопло можно легко дополнить конфузором, но пока я не вижу в этом необходимости.
Недостатков 2, но оба условны: Сопло получается тяжелее керамического, но не на много. И мы ограничены в выборе диаметра критического сечения. Зависит от применяемых шайб.
Также на этом сопле родилась по своему красивая идея герметизации двигателя для хранения, взятая из охотничьего опыта, но о ней в следующем сообщении.
Как мне кажется, это удачное объединение двух хороших идей. Жду ваших оценок и комментариев. Такое явно должно пригодиться многим новичкам.
К сожалению, не додумался сделать фото отработавшего сопла, прошу прощения.
*чертеж стендового двигателя без пиросистемы. Сопло тестировалось на нем