Militarist>> А вот когда у двух сходных танков с сопоставимыми по мощности дизелями столь разный крутящий момент, вот тут то сравнение вполне уместно.
m-dva> Если так скурпулёзно копать, то начинать надо от ведущего колеса, потерь в трансмиссии и только потом париться величиной крутящего момента.
Нет, я не согласен с вами. Я ведь сравниваю не показатели самих танков в целом, а только максимальный крутящий момент их двигателей. Вот именно, что другие характеристики могут нивелировать разницу в величине момента, но я же не о том. Кстати говоря, потери в трансмиссии у харьковских танков меньше, чем у уральских (двухсторонний отбор мощности с боковыми планетарными трансмиссиями без редуктора и центральной коробки передач). Потери на охлаждение у харьковских (эжекционный метод) тоже меньше, чем у уральских с вентилятором, на вращение которого уходит до 10% мощности). Вот и бегают примерно одинаково. Между прочим, я как-то видел видео с интервью с одним украинским офицером-танкистом после успешной для ВСУ стычки с танками противника в Донбассе. Оценивая танки, этот офицер сказал так (в плане того, о чем мы говорим): "Движок и ходовая у Т-72 помощнее будут, но и наша Шестьдесятчетверочка тоже хорошо бегает".
m-dva> А там окажется, что у танка с большим крутящим моментом, вес ходовой больше, гусеница шире, потери КПД на "гитаре", да и тяжелее он на пару тонн. Вообщем оба танка бегают одинаково.
Это понятно и я с этим не спорю. Выше, в предыдущем пункте, я ответил об этом.
m-dva> PS. немцы вообще этой херней не заморачиваются, тупо тулят в танки короткоходные, высокооборотные, малолитражные дизеля,- покупатели в диком восторге!
Это почему же? У движков Леопардов крутящий момент больше, чем у Т-90.
У МТ883 - 442 кг-м.
У В-92С2 - 412 кг-мс.
Другое дело, что Леопард весит больше, но опять же напоминаю - речь не о том. Я говорю не о танках, а о двигателях. И меня интересует узко специфический вопрос - почему у харьковских двигателей крутящий момент значительно меньше, чем у челябинских. Вот Mesciukаs дал своё объяснение.
Но я прочитал такое: "...Крутящий момент, снимае-мый с коленчатых валов, составляет для впускного вала – 30%, для выпускного -70% от крутящего момента двигателя. Крутящий момент, развиваемый на впускном валу, через шестеренчатую передачу передавался на выпускной вал. Суммарный крутящий момент мог сниматься с обоих концов выпускного вала через муфту отбора мощности". Значит крутящий момент у харьковских все-таки измеряется полностью.
А значение крутящего момента для танка очень высоко. Гораздо важнее, чем мощность. Я читал воспоминания американских танкистов, воевавших на Шерманах. Так они пишут, что значение крутящего момента, особенно на малых оборотах, очень важно для движения танка по пересеченной местности в тяжелых условиях по грязи. В М4А1 стоял звездообразный высокооборотистый авиационный мотор, адаптированный для танка. Но инженеры долго его дорабатывали именно чтобы увеличить крутящий момент. Мощность была достаточной. И они его доработали до достаточно высокой величины момента. Но максимальный момент достигался при больших оборотах, что было серьезным минусом для мобильности танка. А вот когда появился М4А3 с впервые в амери-канской практике двигателем, специально созданным для танков - фордовским движком мощностью 500 л.с., то он давал большой момент на малых оборотах. Со слов танкистов, на фордовском моторе они могли трогаться с места сразу на 2-й скорости даже в грязи. Если бы они попытались это сделать на М4А1, то они угробили бы движок. Кстати, фордовский движок имел номинальную мощность 500 л.с. также как и В-2 на Т-34. При этом, будучи бензиновым двигателем, он выдавал максимальный крутящий момент на малых оборотах не хуже, чем дизель В-2. Это не говоря уже о том, что Форд выдавал свою "силёнку" гораздо стабильнее, чем В-2, который чаще всего выдавал меньше своих заявленных 500 лошадок.