[image]

Пароходы СССР и не только - часть 2

 

vvy

втянувшийся

vedmedj> 1941-02-26 (№ 47 Коммунист).

Удалось установить, кто скрывался под рембазой "Микоян"?
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Удалось установить, кто скрывался под рембазой "Микоян"?

До сегодняшнего дня я считал, что бывший «Иран», «Энзели» и т.д.
Некоторые вопросы ставят послевоенные рег. книги, но документального опровержения вышеупомянутой версии мне пока не встречалось.
Да и сходство, как по мне, вполне себе удовлетворительное.
Прикреплённые файлы:
350966.jpg (скачать) [1440x936, 386 кБ]
 
3720759.jpg (скачать) [800x539, 74 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

sudprom

опытный

vvy> Удалось установить, кто скрывался под рембазой "Микоян"?
Где взял - не помню.
Грузовой теплоход Каспийского морского пароходства "МИКОЯН"
В 1914 году Коммерческое Общество «Рыбак» из Астрахани (Россия) на шведской верфи «Bergsunds Mek. Verks. A/B», Stockholm заказало строительство стальной двухвинтовой однопалубной двухмачтовой сухогрузной шхуны под названием «САМУР» (строительный № 366). В ходе начавшейся первой мировой войны в сентябре 1915 года она была построена. Судно вместимостью 704,12 брт, дедвейтом 1056 т имело длину 66,67/64,62 м, ширину 9,14 м и осадку 3,35 м. Высота борта 5,75 м. Два дизельных двигателя общей мощностью 360 э.л.с. обеспечивали скорость хода в 8,5 узла.
В связи с запретом шведского правительства продавать суда воюющим странам, «САМУР» простоял на верфи до 1917 года. Революция в России сделала невозможным направить судно заказчику. Поэтому в конце 1918 года теплоход был продан на открытом аукционе. Представители верфи получили за судно 550 000 крон. Владельцем судна стал шведский предприниматель T. Skrepinsky, Stockholm [Maria Gugowna Wrangel]. Однако вскоре судно перешло к шведу K. E. Widerström, Stockholm. В конце этого же 1919 года теплоход перешел в собственность шведской компании «A/B Sverige-Volga» (G. Ljungberg), Stockholm. Там он получил название «ELLINOR».
В апреле 1923 году его купило Русско-германское торговое транзитное товарищество «Russisch-Deutsche Transithandelsges» (A. Bernstein) из Ленинграда. Теплоход начали эксплуатировать под названием «ЭНЗЕЛИ». В 1924 году судно было национализировано и включено в состав Северо-Западного государственного речного пароходства в Ленинграде. В 1925 году его передали Акционерному Обществу «Совторгфлот». Порт приписки Ленинград (№ 107), В конце 20-х годов теплоход из Ленинграда по системе озер и каналов был выведен на Волгу, а затем переведен на Каспий, где вошел в состав пароходства «Каспар» под названием «ИРАН». Порт приписки Баку (№ 107). С 1930 года он служил в Акционерном Обществе Совторгфлот (Баку). С 1934 года как грузовой теплоход числился в составе Каспийского государственного морского пароходства. В 1936 году судно получило новое название – «МИКОЯН». Позывные UNZA.

Теплоход привлекался Каспийскими рыбаками для использования в качестве плавучей базы во время сельдяной путины. На нем находилось топливо, припасы, продовольствие и снасти для малых добывающих рыболовных судов. Кадры кинохроники 1940 года запечатлели «МИКОЯНА» в этой роли. Пережив Отечественную войну, «МИКОЯН» в 1946 году прошел капитальный ремонт, в процессе которого на судне установили новые дизеля Д4т общей мощностью 800 э.л.с.. Вместимость теплохода увеличилась до 899,0 брт, а скорость хода возросла до 10,2 узла. По состоянию на 1964 год позывные UZZK (УЗЗК). Порт приписки Баку (M-6563). Исключен из списков ММФ в июле 1968 года.


плавбаза "Микоянг".
Фото из коллекции Анатолия Корышева. 1940гг.
Прикреплённые файлы:
 
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

sudprom

опытный

vvy>> Удалось установить, кто скрывался под рембазой "Микоян"?
sudprom> Где взял - не помню.
Еще фото - как плавбаза из кинохроники
Прикреплённые файлы:
 
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
Mitry>> Вот статья из РХ№3 (июль-сентябрь) за 1933 г.
vvy> Как расшифровывается КНИРМ известно?
Ни в институтском архиве, ни в библиотеке помочь не смогли. Сделали запрос в КаспНИРХ.
В Архиве перерыли кучу документов. Дело в том, что в период 1931-1933 г. Астраханская Станция-Институ чуть ли не 10 раз меняла названия попеременно делясь (на 4 института!)и вновь собираясь...
Одно из названий, которое вроде как было примерно полгода - Каспийский Научный Институт Рыбной Промышленности (подтверждающих док. нет - это из отчета) и может просто в изначальном документе из которого пошло КНИРМ (статья в РХ - больше нигде не нашли) просто перепутали последнюю букву??
Но ждем ответа из КаспНИРХа...)
   132.0132.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Разве в 1938-м? Я думал, что после войны.

Мы эти суда уже обсуждали.
В 38-ом году СНК СССР рассматривал вопрос передачи Главрыбой траулеров «Пикша» и «Скат» Каспфлоту. Но, чем тогда дело закончилось мне пока не известно. Вы сообщили, что до этого их планировали передать военным. Подумал, может быть, за прошедшее время Вам удалось что-нибудь выяснить по данному вопросу.
«Скат» действительно был разменян на п/х «Ени-Ел» в 47-ом году. До этого, на протяжении неустановленного времени буксир находился у Каспийского сухогрузного Госморпароходства в аренде. В 52-ом включен в список судов Каспфлота, по которым решался вопрос о списании. Был он тогда списан или нет, пока не установлено.
Буксир «Пикша» в послевоенные годы тоже числился в Каспфлоте. Последнее упоминание относится к 52-му году, в связи с ремонтом.
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

sudprom> Где взял - не помню.

Судя по всему, это справка от Ю.Н. Трифонова.

sudprom> В 1924 году судно было национализировано и включено в состав Северо-Западного государственного речного пароходства в Ленинграде. В 1925 году его передали Акционерному Обществу «Совторгфлот».

Материалы о покупке Северо-Западным речным пароходством теплоходов «Хамадан» и «Энзели» хранятся в фондах а/о «Рустранзит» в РГАЭ. Материалы о покупке этих судов «Каспаром» имеются в архивных фондах этого пароходства в том же РГАЭ. Я с ними пока не ознакомился, но терминология – «национализирован» и «передан» – в данном случае не вполне подходит. К тому же, «Каспар» на тот момент не входил в состав «Совторгфлота».

В 47-ом плавбаза «Микоян» была передана Минрыбпромом Азербайджанской ССР на баланс Главкаспрыбпрома МРП западных районов СССР, которому еще в 46-ом утвердили предварительную смету на ремонт корпуса и установку новых двигателей в сумме 986,00 тыс. рублей. С какого момента судно оказалось в системе Рыбпрома мне неизвестно. Вероятно, перед войной находилось у рыбаков во временном пользовании.
Есть такое (скрины прилагаются)
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> До сегодняшнего дня я считал, что бывший «Иран», «Энзели» и т.д.
Каспаровский "Микоян" - это "Энзели", понятно. Вопрос: рыбпровский и каспаровский пароходы - это одно и тоже судно?
vedmedj> Да и сходство, как по мне, вполне себе удовлетворительное.
Баковых иллюминаторов многовато. А так да, похоже.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Подумал, может быть, за прошедшее время Вам удалось что-нибудь выяснить по данному вопросу.

Увы, ситуация не прояснилась.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

Mitry> просто перепутали последнюю букву??
Может быть и так.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> «Скат» действительно был разменян на п/х «Ени-Ел» в 47-ом году.

Я правильно понял: "Ени-Ел" в 1947 г. был передан МРП АзССР?
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Я правильно понял: "Ени-Ел" в 1947 г. был передан МРП АзССР?

Главкаспрыбпрому.
На баланс какого предприятия этого Главка он был передан – мне не известно. Размен был произведен совместным приказом Минзапрыбпрома СССР и ММФ № 220/251 от 26 июля 47-го.
Прикреплённые файлы:
IMG_52282.jpg (скачать) [800x740, 78 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Каспаровский "Микоян" - это "Энзели", понятно. Вопрос: рыбпровский и каспаровский пароходы - это одно и тоже судно?

По-моему мнению, да. Других вариантов я не вижу.

vvy> Баковых иллюминаторов многовато. А так да, похоже.

Могли нарезать при переоборудовании под базу.
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

George T

втянувшийся

vvy>> Каспаровский "Микоян" - это "Энзели", понятно. Вопрос: рыбпровский и каспаровский пароходы - это одно и тоже судно?
vedmedj> По-моему мнению, да. Других вариантов я не вижу.
vvy>> Баковых иллюминаторов многовато. А так да, похоже.
vedmedj> Могли нарезать при переоборудовании под базу.

Нашлось еще одно фото с подписью "Микоян". Не помню, где я его взял.
Прикреплённые файлы:
Mikoyan.jpg (скачать) [1754x989, 162 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> По-моему мнению, да. Других вариантов я не вижу.

Я тоже не вижу, но всякие чудеса бывали.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Главкаспрыбпрому.

Спасибо.
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Еще по теме «Микояна».

Всесоюзный Совет Научных инженерно-технических обществ, рассмотрев итоги Всесоюзного социалистического соревнования за 46-ой год, признал победителем в соц. соревновании научных и научно-технических обществ Советского Союза Всесоюзное научное инженерно-техническое общество водного транспорта (ВНИТОВТ) и присудил ему Красное Знамя ВСНИТО.
6 января 48-го был издан приказ Министра Морфлота о награждении организаций и членов ВНИТОВТ, отличившихся в вышеупомянутом соцсоревновании. В числе награжденных был член Каспийского отделения ВНИТОВТ, старший инженер Каспийской Инспекции Регистра Загоненко Гр. (Григорий-?) Степ. (анович). В краткой характеристике указано, что он является автором ряда научно-технических работ, как-то «Модернизация т/х «Микоян», «Модернизация нефтеналивных барж типа «Измаил» в мелкосидящий тоннаж» и пр.
В мае-июне того же 46-го года была утверждена смета, представленная Главкаспрыбпромом, на ремонт корпуса и установку нового двигателя на базу «Микоян», в связи с чем Начальнику Главкаспрыбпрома Богданову надлежало оформить договор на ремонт базы с заводом «Парижская Коммуна» Министерства морского флота.
Вероятно, эти два события могут являться звеньями одной цепи.
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
vedmedj> Еще по теме «Микояна».
Может интересно будет:
Рыбное хозяйство №5 (май), 1935 г., -С.8
Прикреплённые файлы:
IMG-20241120-WA0003.jpeg (скачать) [1373x1841, 940 кБ]
 
 
   132.0132.0
Это сообщение редактировалось 21.11.2024 в 11:17

Mitry

аксакал
★★
Mitry>> В 1932 году теплоход «ПОЧИН» был переименован в «КИСЕЛЕВИЧ».
vedmedj> Как бы, да… Но…
vedmedj> .... В подлиннике этот пункт вычеркнут при подписании. Судя по всему, Резенталем.
Тем не менее в публикациях того времени "ПОЧИН" именуется как "КИСЕЛЕВИЧ". Может его вычеркнули из Вашего конкретного документа чисто из редакторских соображений, и в результате в следующей редакции его подписали ? Я встречал в нескольких текстах, но не мог все вспомнить... И вот сегодня опять натолкнулся:
Рыбное хозяйство №11 за 1936 г.
Кстати, ни у кого нет справки на упоминаемый там "ОПЫТ"? Вроде это моторная яхта или баркас Астраханской (Волго-Каспийской) станции... Встречается в разных 30-х годах...
Прикреплённые файлы:
РХ-11-1936-.jpg (скачать) [688x925, 292 кБ]
 
 
   115.0115.0

vedmedj

втянувшийся

Mitry> Может интересно будет:
Mitry> Рыбное хозяйство №5 (май), 1935 г., -С.8

Да, это интересно.

Еще в тему неразберихи с этим (этими-?) судном добавилась чехарда с позывными.
На 1 января 34-го т/х «Энзели», чистой вместимостью 480,80 рег. тонн и мощностью 360 и. с., имел позывные сигналы – UNZA/ХОЯА. Правда портом приписки указан – Владивосток.
7 сентября того же года Инспектором 3 ранга Связи КАСПАР’а (М. Оввьян) был составлен список судов с присвоенными новыми международными позывными. У ряда плавсредств позывные отсутствовали, в том числе, у грузового судна «Иран».
13 октября в Управление Каспийского пароходства, инспектору связи Оввьяну, из Сектора портового хозяйства ЦУМОРФЛОТ ‘а был отправлен запрос с просьбой предоставить сведения (тип и назначение, порт приписки, чистая вместимость, сила машины и район плавания) на суда, перечисленные в прилагаемом списке. «Иран», в том числе.
В составленном Оввьяном списке судов КАСПАР’а на 27 октября, на судно «Иран» приведены следующие данные: теплоход грузовой, Б.П. (Бакинский порт-?), 1056 (чистая вместимость), 360 (сила машины), Каспийское море (район плавания). По поводу 1056 рег. тонн чистой вместимости можно не беспокоится. Перевирание тоннажа (грузоподъемность, дедвейт, водоизмещение, вместимость) – было обычной практикой.
В ноябре КАСПАР’у было сообщено, что т/х «Иран» выписаны позывные UPDX/ХРГШ.
Интересно, что в РК 1935-36 и Справочнике Наркомвода 36-го года у «Ирана» (бывш. «Энзели») Каспийского пароходства указаны позывные, присвоенные т/х «Энзели» – UNZA. Эти же позывные у «Микояна» (бывш. «Иран») в РК 1938-39.
А вот, в послевоенной РК 1948-49 т/х «Микоян» имеет позывные UPDX.
Ну и, в РК 1964-65 у «Микояна» позывные UZZK.
По поводу последних не знаю, переприсвоение могло иметь место быть. Позывные UNZA в довоенных регистровых книгах и Наркомводовском справочнике – очевидно, ошибочны.
   131.0.0.0131.0.0.0
Это сообщение редактировалось 24.11.2024 в 16:01

vedmedj

втянувшийся

Mitry> Может его вычеркнули из Вашего конкретного документа чисто из редакторских соображений, и в результате в следующей редакции его подписали ?

Это не проект, а завизированный приказ с номером и датой. В таком виде он должен был пойти в делопроизводство, поэтому не совсем понимаю, что означает – «следующая редакция». Внесение изменений, дополнений или аннулирование приказа полностью производилось изданием последующих приказов. То есть, другой номер, другая дата.
Здесь, скорее всего, вопрос в том – какому Наркомату принадлежало право о присвоении наименований (переименование) судов рыбной промышленности на тот момент? Само переименование «Почина» в «Киселевич» сомнений не вызывает, но дата (32-ой год) требует уточнения.
   131.0.0.0131.0.0.0
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru