[image]

Малые ТВД и их перспективы

Турбовинтовые двигатели, если что.
 
1 7 8 9 10 11 34
+
-
edit
 

DustyFox

аксакал
★★☆
s.t.>> Это я понимаю, но речь то за микротурбины. Т.е. и в микротурбинах выжимается весь потенциал, а мизерный КПД, весь на совести разного рода потерь из-за неоптимальной аэродинамики?
Monya> Ну да, как-то так

Микротурбины вообще отдельная большая тема. У нас в КуАИ/СГАУ ею завкафедрой Теории авиадвигателей Кныш Юрий Алексеевич плотно занимался. Для меня кафедра была не профильная, но те нюансы что он нам балбесам рассказывал и показывал, и связанные с огромным числом оборотов => скоростей - весьма впечатлили.
   44
+
-
edit
 

Monya

опытный

DustyFox> Микротурбины вообще отдельная большая тема. У нас в КуАИ/СГАУ ею завкафедрой Теории авиадвигателей Кныш Юрий Алексеевич плотно занимался. Для меня кафедра была не профильная, но те нюансы что он нам балбесам рассказывал и показывал, и связанные с огромным числом оборотов => скоростей - весьма впечатлили.
Да, там море тонкостей и парадоксов. Газодинамика отличается иногда весьма существенно. Я тоже всего уже не упомню. А турбины и лопаточные машины изучал в приложении к ТНА ЖРД в ХАИ. Там конечно хитожопыхмудрых конструкций поболе, чем авиадвижках применялось - видимо потому, что традиций поменьше. На ТНА ЖРД старых советских ЗРК (там как раз по весу и габаритам все ужато, требования к КПД суровые) иногда такие конструкции хитрые встречались - непонятно как работали. Но, ЧСХ, работали, и с приличными параметрами.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
s.t.> И что? До 40 годов ГТД вообще не было
Может еще и средневековье вспомнишь?
   51.0.2704.8451.0.2704.84
+
-
edit
 
Bredonosec>> угу. именно, потому что сжимать воздух против его инерции нерационально от слова вообще.
Monya> Ну так в расширяющемся канале дозвуковой поток тормозится. Ускоряется он в сужающемся.
(терпеливо) я помню, вода мокрая. Но расширение канала никак не говорит, что поток должен быть центростремительным.

Bredonosec>> стоп-стоп-стоп. Как это ускоряется, отдавая энергию? Отдавая энергию, замедляться должен.
Monya> Ну как в реактивном двигателе - поток газа ускоряется в сопле. Реактивный двигатель же дает тягу (энергию)?
Поток отдаёт энергию, передавая импульс расширяющемуся соплу.
А нам в турбине нужна передача энергии колесу турбины.
Давай всё-таки котлеты налево, мухи направо, тарелку под котлеты :)

Monya> Вот блин. Охлаждатся ему не с чего.
Как это не с чего? Он совершает работу. Отдаёт энергию. А температура - это интегральное обозначение средней скорости частиц или их энергии.
Думаешь, если с турбины снять нагрузку, температура на выходе останется той же? :) Шиш. Подскочит. При всё той же неизменной геометрии.

>В расширяющемся канале поток тормозится. Далее, по закону сохранения энергии
А у нас неприменим закон сохранения, поскольку мы эту энергию отнимаем. На вращение компрессора. Не дух же святой ему подводит энергию, которую он тратит на сжатие :)

Monya> Ну потому, что движется и вдоль оси и вдоль радиуса. А классическая теория рассматривает либо осевые, либо радиальные лопаточные машины. Для первых перемещением вдоль радиуса пренебрегается, для вторых - вдоль оси вращения. А тут оба присутствуют в значимых величинах.
Стоп-стоп-стоп. Откуда отличия-то? Вот есть у тебя центробежный компрессор, так? Там ты движение воспринимаешь как радиальное, пусть оно и не совсем такое - там и осевого есть. Теперь представь тот же радиальный компрессор, только лопасти крыльчатки к границам колеса не снижай, а оставь постоянной высоты. Оппа! канал расширяющийся, движение радиальное. Что тут не так? Где надо вносить трехмерность?

Monya> Еще раз. Так расширение газа возможно только в сужающемся канале для адиабатного процесса.
эээ... тебе не кажется, там некоторое противоречие в словах?

Monya> Плотность газа невелика, массовые центробежные силы, соответственно тоже. А вот течение газа через диффузор (расширяющийся, с замедлением) сопровождается еще к тому же и достаточно ощутимыми потерями.
Ну, положим, a=V2/R. V=2piR*n. R возьмем за 10 см для ровного счета, обороты - сколько там? В среднем пишут от 50 до 150, возьмем 120 тыс/мин или 2000 в секунду.
V=1256,63 м/с.
Ускорение - 15791367 м/с2
При таких ускорениях пусть он жрет всего 1 кг (чуть менее кубометра) в секунду, силы получаются чудовищными, и тратить топливо на их преодоление просто глупо.
Можно размеры подкорректировать, но тем не менее порядок величин вполне понятен. Этим пренебрегать нельзя.

Monya> Да, такая штука неподготовленного чела слегонца приводит в изумление. Но в принципе и закон Бернулли на первый взгляд кажется парадоксом
не, ты давай лучше по научному ) сусликами и призывами к вере мы далеко не улетим :)
с бернулли всё просто: сумма энергии потока неизменна. Увеличили кинетическую её часть - фактически упорядочили движение молекул вдоль оси потока - меньше энергии осталось на поперечные ака статическое. профит.
В твоём случае как обьяснишь?

Monya> Вообще есть достаточно книжек по теории лопаточных машин. Но там минимум - 3-4 курс ВУЗа соответствущего (то еесть предполагается основательные познания в газодинамике и теплопередаче). Так, чтоб на пальцах - сложно
не, так нечестно ) В книжку/гугл и дурак послать сумеет ))
я-то не посылаю, когда объясняю что-то.
   26.026.0
+
-
edit
 

Monya

опытный

Bredonosec> (терпеливо) я помню, вода мокрая. Но расширение канала никак не говорит, что поток должен быть центростремительным.
Так, сначала. В классической радиальной машине канал по определению расширяется от центра к периферии колеса. Геометрия, блин.
Bredonosec> Bredonosec>> стоп-стоп-стоп. Как это ускоряется, отдавая энергию? Отдавая энергию, замедляться должен.
Monya>> Ну как в реактивном двигателе - поток газа ускоряется в сопле. Реактивный двигатель же дает тягу (энергию)?
Bredonosec> Поток отдаёт энергию, передавая импульс расширяющемуся соплу.
Вот и рассматривай межлопаточные каналы как сумму сопел. Чем они в принципе и являются. У активных высокоскоростных турбин даже направляющий аппарат выполняется иногда в виде сопел Лаваля:

Bredonosec> А нам в турбине нужна передача энергии колесу турбины.
Bredonosec> Давай всё-таки котлеты налево, мухи направо, тарелку под котлеты :)
Ну я же рисовал картинку чисто реактивной турбины - два сопла отбрасывают поток по касательной к окружности вращения.
Опс, пардон, остальное может завтра допишу (заодно теорию может подвспомню, забыл уже порядочно :( ) - реально, канализация блин наглухо забилась, родные бузят пошел пробивать. Полная ванна воды - и не сходит :(
   49.0.2623.11249.0.2623.112

ED

старожил
★★★☆

Colomban CriCri Jet - Display Flight 2 (Extended HD version)
A number of people have asked ... So here it is! This is the same video as "Colomban CriCri Jet - Display Flight" but with no music track. Also includes footage of the landing followed by some impromptu PR. Thank you to everybody for the likes and feedback. More to come. Please subscribe. A special thank you to the Reddit users and http://www.flowly.io for sharing.
   33
+
-
edit
 
Monya> Так, сначала. В классической радиальной машине канал по определению расширяется от центра к периферии колеса. Геометрия, блин.
ну, геометрия вообще-то говорит, что помимо диаметра колеса есть и высота лопаток. :)
А по поводу радиальных машин - обеспечить дебет воздуха на расширенный канал можно только снижением его скорости. Если одна ступень - еще понятно, а если несколько, то снижать особо некуда дальше. Расход на турбине нечем будет обеспечивать. В осевых машинах, если помнишь, по мере продвижения по компрессору, канал сужается, а не расширяется.

Monya> Вот и рассматривай межлопаточные каналы как сумму сопел.
а у нас задача в чем? в реактивной тяге или в получении энергии с вала? Если первое, то всё ок, если второе, то не очень..
   26.026.0
IL digger #06.12.2016 16:29  @Bredonosec#03.12.2016 11:58
+
-
edit
 

digger

аксакал

Существуют ли турбины, отличные от Парсонса и Лаваля, может подобные центробежным компрессорам? Цена и немасштабируемость турбины - один из основных затыков с мелкими ГТД.
   54.0.2840.9954.0.2840.99

Invar

аксакал
★☆
Monya> Опс, пардон, остальное может завтра допишу (заодно теорию может подвспомню, забыл уже порядочно :( ) - реально, канализация блин наглухо забилась, родные бузят пошел пробивать. Полная ванна воды - и не сходит :(

Monya

Черт с ними с турбинами (центробежными в особенности) !

С канализацией-то что?

Хть в "гадостях жизни" отпишись.


Шоб не офф
   33

zaitcev

старожил

Invar> Шоб не офф
Invar> http://bastion-karpenko.ru/VVT/MSB-2_04.jpg

Что странно, в статье на Педовикии про Дхрув нет ни единого слова про МС-500В. Это у них какая-то фантазия была, или это было совместное предприятие с Турбомеккой?
   50.050.0

Invar

аксакал
★☆
Invar>> Шоб не офф
Invar>> http://bastion-karpenko.ru/VVT/MSB-2_04.jpg
zaitcev> Что странно, в статье на Педовикии про Дхрув нет ни единого слова про МС-500В. Это у них какая-то фантазия была, или это было совместное предприятие с Турбомеккой?


Сомнительно, что зшло сколь либо далеко, но сам себя не предложишь похвалишь... :D :D Не зрекаюсь,впрчем

Но местный (МАКовский) сертификат во всяком случае имеется:
   33
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

s.t.>> И что? До 40 годов ГТД вообще не было
yacc> Может еще и средневековье вспомнишь?
Да сколько угодно. Я к тому, что проблему с низкими давлениями на компрессоре микротурбины вполне можно решить используя объемную машину. Тем более, что это большие объемные машины тяжелые, а мелкие вполне себе легкие. Ну и плюс ко всему, если использовать "мокрый" вариант, то и проблему уплотнений решаем. Рост давления все же не настолько высок, чтобы вызывать воспламенение в тракте сжатия, а сжатый газ чистить уже не надо, мы же не колесо накачиваем, а как раз в камеру сгорания подаем. Т.е. возможно, даже смесеобразование возложить на компрессор.
   44
+
+1
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
s.t.> Да сколько угодно. Я к тому, что проблему с низкими давлениями на компрессоре микротурбины вполне можно решить используя объемную машину.
И проблема двигателей легковых автомобилей тоже решается объемной машиной! :lol2:

Кроме давление есть еще один важный параметр - расход.
Может матчасть сначала подучишь? - при каких диапазонах какие типы используются и почему.
   51.0.2704.8451.0.2704.84
LT Bredonosec #16.12.2016 23:16  @spam_test#16.12.2016 07:20
+
-
edit
 
s.t.> Да сколько угодно. Я к тому, что проблему с низкими давлениями на компрессоре микротурбины вполне можно решить используя объемную машину.
прежде чем писать такие заявления, неплохо б подучить физику хотя бы в минимальных обьемах.
То, что на сжатие тратится энергия сжигаемого топлива, вы не забыли? То, что "лишний" сжатый воздух выкидывать == выкидывать топливо, вы не подумали?
То, что возить лишний массогабарит на себе == опять расход, вы не подумали?
   26.026.0

Monya

опытный

Invar> Черт с ними с турбинами (центробежными в особенности) !
Ну зачем же так с турбинами :)
Invar> С канализацией-то что?
Invar> Хть в "гадостях жизни" отпишись.
Немного офф: Таки пробил. Ну а что - хрущоба 68 года издания. Отсюда и все прелести. А тут еще и работа навалилась - объект сдаем (Новый год жеж). Вот и сидел три недели до 10-11 вечера. Здоровья только на помыться, пожрать и упасть оставалось. Офф off :)
Ну а по центростремительным турбинам - смотри аттач (нашел в старых книжках. Оказывается, достаточно много уже позабывал со студенческо-КБшных времен :( ). Там с точки зрения теории вроде доступно объяснено.
Звучит примерно так:
В центростремительной ступени мощность, обусловленная кориолисовыми силами, передается от рабочего тела к колесу, а в центробежной, наоборот, рабочее колесо передает энергию телу
 
© Гавриленко, "Гидравлический привод"
Прикреплённые файлы:
 
   55.0.2883.8755.0.2883.87

Invar

аксакал
★☆
Invar>> Черт с ними с турбинами (центробежными в особенности) !
Monya> Ну зачем же так с турбинами :)


Лучшим доказательством невыгодности межзвездного пиратства является то, что оно практически не сушествует © :)

Центробежные настолько экзоты...

Да и центростремительных узок круг ;)

А еще монолит неремонтопригоден и неприятен (как фишка, то бишь трещина ляжет ) при разрушении.

Хотя и дешевле-грызи себе загтовку эрозией.
   33

Monya

опытный

Invar> Центробежные настолько экзоты...
Эт точно © - т. Сухов. Да и не выгодны они энергетически
Invar> Да и центростремительных узок круг ;)
А вот тут неправда ваша. Практически весь турбоннаддув работает на центростремительных турбинах. (кстати, по параметрам - где-то рядом с мини-ТРД).
Вот характерный пример для дизелей:

Для ЖРД использовались в ТНА. КБ "химавтоматика"Любил. ЕМНИП в ТНА РД-0203/0204 (8Д43/8Д44) были центростремительные. Правда технология сумасшедшая - вот по материалам сайта КБХА:
Корпус турбины изготовлен из стали ЭИ388. Рабочее колесо турбины выполнено методом точного литья по выплавляемым моделям из жаропрочного сплава
 

По учебнику, вроде тоже так было.
Invar> А еще монолит неремонтопригоден и неприятен (как фишка, то бишь трещина ляжет ) при разрушении.
Это да. Если на радиальной турбине можно менять лопатки - то тут все колесо в хлам.
Invar> Хотя и дешевле-грызи себе загтовку эрозией.
Ну на сегодняшний день - наверное, да.
   49.0.2623.11249.0.2623.112

Invar

аксакал
★☆
Monya> А вот тут неправда ваша. Практически весь турбоннаддув работает на центростремительных турбинах. (кстати, по параметрам - где-то рядом с мини-ТРД).

Я собственно ТВД, ну мжет чуть шире - авиаГТД имел ввиду. Там - мало а чуть поболе размерчик - так и вообще нет.

Ниша самоделки+очень мелкие+ВСУ. Киловатт на 500 при обычных ~6 ата на 1200К уже представить сложно-"монстра" будет.
   33
+
-
edit
 
Invar> Я собственно ТВД, ну мжет чуть шире - авиаГТД имел ввиду. Там - мало а чуть поболе размерчик - так и вообще нет.
первые НИН-ы были как раз центробежными. И миг-15 на них очень даже себя показали.
Кто еще - просто лень вспоминать, но было точно.
   26.026.0

TEvg-2

мракобес

1) Турбина и компрессор для наддува стоят от 8000 рублей.
2) ТРД ДжетКат делается за заводе за 6 часов.

С какого будуна микродвижки не могут стоить дешево - непонятно.
   33.033.0
+
-
edit
 

Invar

аксакал
★☆
Invar>>
Bredonosec> первые НИН-ы были как раз центробежными. И миг-15 на них очень даже себя показали.
Bredonosec> Кто еще - просто лень вспоминать, но было точно.

А не надо, я и сам вспомню- мы за центробежныетурбины, а она у Уиттла таки осевая :p

Центростремительной была Охаймовская:
   33
+
-
edit
 

Monya

опытный

Bredonosec> первые НИН-ы были как раз центробежными. И миг-15 на них очень даже себя показали.
На Nene (он же Нин) и на его копии (аналоге :) ) ВК-1 центробежный компрессор, а турбина классическая осевая.
   49.0.2623.11249.0.2623.112

Invar

аксакал
★☆
TEvg-2> 1) Турбина и компрессор для наддува стоят от 8000 рублей.
TEvg-2> 2) ТРД ДжетКат делается за заводе за 6 часов.
TEvg-2> С какого будуна микродвижки не могут стоить дешево - непонятно.

Я давал раскладку только по агрегатам

Малые ТВД и их перспективы [Invar#15.11.16 00:38]

… Ну вот тебе тираж аля ИЛ-2. Как думашь, сколько радиатор стоит?: Продукция - НПО «Наука» наука //  npo-nauka.ru   Плюсуем насос Компания «Высокие технологии» - Топливные регуляторы РТФ55А Распределитель форсажного топлива Двигатель Р-29Б-300 Объект: МиГ-23, МиГ-27, Як-36, Як-38 РТФ55А Распределитель форсажного топлива Двигатель Р-29Б-300 Объект: МиГ-23, МиГ-27, Як-36, Як-38 Распределитель форсажного топлива Двигатель Р-29Б-300 Объект: МиГ-23, МиГ-27, Як-36, Як-38 Двигатель…// Авиационный
 


Основны детали посчитать?
   33

Monya

опытный

TEvg-2> С какого будуна микродвижки не могут стоить дешево - непонятно.
А кто говорил, что они дешевые должны быть :eek: . По крайней мере я такого точно не сказал.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Monya

опытный

Invar> Я собственно ТВД, ну мжет чуть шире - авиаГТД имел ввиду. Там - мало а чуть поболе размерчик - так и вообще нет.
Invar> Ниша самоделки+очень мелкие+ВСУ. Киловатт на 500 при обычных ~6 ата на 1200К уже представить сложно-"монстра" будет.
Ну как-бы не всегда. По крайней мере не в авиа-ГТД пример есть. Если взять ТНА РД0203/0204 (с центростремительной турбиной), то вот параметры:

Таблица 3. Технические параметры ТНА

Частота вращения ротора ТНА 2827 с-1

Турбина
Диаметр колеса 204 мм
Мощность 8215.5 кВт
КПД 0.702
Перепад давления на турбине 1.73
Степень реактивности 0.5

Насос окислителя
Наружный диаметр колеса 144.5 мм
Давление на входе 0.3 МПа
Давление на выходе 30.7 МПа
Потребляемая мощность 4964.6 кВт
КПД 0.65

Насос горючего
Наружный диаметр колеса 182 мм
Давление на входе 0.4 МПа
Давление на выходе 34.8 МПа
Потребляемая мощность 3250.9 кВт
КПД 0.745

Мощность 8 с лишком мегаватт - вполне себе нехило, я так думаю :)
Правда условия работы малехо другие. Через нее прет весь расход окислителя (двигло по схеме с дожиганием), поэтому срабатываемый перепад довольно невелик, мощность достигается за счет расхода рабочего тела.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
Это сообщение редактировалось 17.12.2016 в 22:55
1 7 8 9 10 11 34

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru