Monya>> Ага, именно нехватка расхода рабочего тела.
Bredonosec> погоди, а почему мы не можем увеличить подвод рабочего тела? Или в другой сегмент тяги попадаем?
Не, имеется в виду, когда больше действительно не получается. Ну лимитированы по расходу, а нужен привод именно от турбины. Пример - турбина ТНА ЖРД открытого цикла.
>>И связано это скорее не с шириной, а с высотой лопаток.
Bredonosec> на тему высоты я не спорю, меня смутило насчет "можно делать лопатки шире" - что и заинтересовало, где связь. Или всё-таки речь про удлиннение, а не изолированно ширину-высоту?
Ага, именно удлинение. Ну специфика терминологии лопаточных машин. Всеж не аэродинамика
Bredonosec> В частности, насколько велики будут потери от остальных сегментов, и не перевесят ли они. И не выгоднее-ли, к примеру, тупо уменьшить диаметр колеса турбины, чтоб, пусть проигрывая на плече, получить достойную высоту лопаток и выигрыш аэродинамически.
Иногда не выгоднее. В теории для этого целый ряд (ну или систему) потерь ввели. Сейчас уже не вспомню - там их с десяток наберется (лопаточные, на парциальность, тепловые, на перетоки ...). Вот играясь соотношением и выбирают наилучший вариант
Bredonosec> ээ.... а отличие первых от вторых можно? Чтоб в терминах не путаться..
В активной турбине весь перепад давления срабатывается в направляющем аппарате, а рабочее колесо движется за счет поворота потока. В идеале на рабочем колесе перепада давлений нет (только за счет потерь).
Выглядит так:
Активно-реактивная турбина часть перепада срабатывает в сопловом аппарате, часть на рабочем колесе (за счет конфузорности межлопаточных каналов рабочего колеса). То есть газ ускоряется не только в сопловом аппарате , но и в рабочем колесе. Естественно, за счет перепада давлений и температур.
Выглядеть будет так:
Ну а чисто реактивная турбина выглядела бы, как в аттаче
Bredonosec> Воздух обладает массой, инерцией, при любых значительных оборотах турбины его будет выбрасывать наружу. То есть, логично было бы сделать колесо турбины таким же центробежным, чтоб выходное сечение было близко к осевым турбинам, а остаток перепада срабатывался в сопле с центральным телом. Заодно, кстати, отлично закомпонуется кольцевая камера сгорания. В твоей картинке она раздувает мидель до окончания сопла, а при моём предложении сопло оказывается более узким, позволяя более аэродинамично вписать двиг в модель.
Но КПД центробежной турбины будет меньше, чем центростремительной. Газодинамика, она такая. Вот чего теория говорит:
Рассмотрение циркуляционного движения в радиальном колесе показало, что в центробежной ступени под влиянием относительного вихря увеличиваются скорости на вогнутой стороне профиля и уменьшаются на выпуклой, а в центростремительной ступени относительный вихрь приводит к уменьшению скоростей на вогнутой стороне профиля и к их увеличению на выпуклой. Иначе говоря, в центробежном колесе происходит выравнивание скоростей поперек межлопаточного канала, а в центростремительной — наоборот, поперечный градиент скоростей возрастает. Это приводит, например, к тому, что удельная работа жидкости в центростремительной турбине получается больше, чем в осевой, и тем более, чем в центробежной, при тех же размерах и той же скорости вращения, если при этом сохранить одинаковыми относительные скорости потока. Соответственно получение одной и той же удельной работы сопровождается из-за разной кривизны лопаток в турбине центростремительного типа меньшими потерями, чем в осевой, и тем более, чем в центробежной. Особенности течения жидкости в радиальной ступени (например, турбине) связаны с возникновением сил Кориолиса. [c.64]
В принципе, для понимания, можно использовать принцип обратимости лопаточных машин. Лопаточный насос можно сделать центростремительным (за счет профилирования лопаток) - но работать будет хреново. Вот отзеркаль картинку - следовательно центробежная турбина хуже центростремительной.