Управление отклонением центра масс.
Рассмотрим ракету из одной ступени с двигателем. И на ней вторая ступень (голова). Рис.1.
У двигателя верхний торец плоский, как и нижний торец головы, и они могут скользить друг по другу, чтоб сместить центр масс головы относительно оси ракеты.
Предположим, сопло собрано криво и ось тяги отклоняется от геометрической оси. Рис.2.
На сколько надо сместить голову и какую силу надо будет приложить машинке?
Тут просто — ось тяги не перпендикулярна плоскости торца, значит получается наклонная плоскость.
Скатывающая сила:
F = m2 * a * sin(angle)
Расстояние, на которое надо сместить голову, считается так (на картинке забыл нарисовать L — расстояние от сопла до центра масс):
Момент от первой ступени должен компенсироваться моментом от второй:
M1 = m1 * a * (L - L1) * sin(angle) = m2 * a * (x + (L + L2) * sin(angle))
x = (m1 * (L - L1) * sin(angle) / m2) - (L + L2) * sin(angle)
Пример.
Пусть угол = 0.86 градуса, sin(angle) = 0.015.
Пусть массы m1 = 1.2 и m2 = 0.4 кг.
L = 0.16, L1 = 0.08, L2 = 0.32 метра. А ускорение = 500 м/с2.
x = (1.2 * (0.16 - 0.08) * 0.015 / 0.4) + (0.16 + 0.32) * 0.015 = 0.0108 = 10.8 мм
Скатывающая сила при этом будет 0.4 * 500 * 0.015 = 3 ньютона.
Теперь про придание ракете ускоренного вращения.
Полный момент инерции ракеты относительно общего центра масс:
J1 + J2 = m1 * L1
2 + m2 * L2
2
(Тут я для простоты "забыл" про моменты инерции частей относительно
своих центров масс, они всё равно почти на порядок меньше.)
Смещаем голову на расстояние x.
Полный момент силы (относительно общего центра масс), действующий на ракету
M = x * P2
где P2 = m2 * a — сила вдоль оси, действующия на голову (пропорциональна ускорению); а x — смещение центра масс головы.
Тогда доля момента, приходящаяся только на голову:
M2 = x * P2 * J2 / (J1 + J2)
Сила перпендикулярная оси, которую надо прикладывать к голове:
F = M2 / L2 = x * P2 * J2 / (J1 + J2) / L2 = x * k
где k — это как бы "жёсткость пружины", которая сопротивляется рулевой машинке.
Это про силу, которая возникает именно при ускоренном вращении ракеты.
Пример.
Пусть L1 + L2 = 2; m2 = 1, а m1 вначале = 3, а в конце 1/3
Пусть тяга со временем уменьшается так, что бы ускорение оставалось постоянным. И тогда P2 = 1.
И вот что будет по мере выгорания топлива, три точки:
m1 = 3 — всё топливо
m1 = 1 — осталась четверть топлива
m1 = 1/3 — топливо кончилось
Моменты инерции первой и второй ступеней, жёсткость, угловое ускорение.
code text
J1 = 0.75 J2 = 2.25 k = 0.75 e = 1/3
J1 = 1 J2 = 1 k = 0.50 e = 1/2
J1 = 0.75 J2 = 0.25 k = 0.25 e = 1
Потребное усилие машинки уменьшается пропорционально уменьшению тяги.
А угловое ускорение растёт довольно быстро, несмотря на падение тяги.
Так что k1 в управлении надо сильно уменьшать по мере выгорания выгорания топлива = уменьшения общего момента инерции ракеты.
Пример2.
Пусть всё как в самом первом примере, а смещение будет 1 мм.
J1 = 1.2 * 0.08
2 = 0.00768
J2 = 0.4 * 0.32
2 = 0.04096
Момент, создаваемый смещением:
M = 0.4 * 500 * 0.001 = 0.2
M2 = 0.2 * 0.04096 / (0.04096 + 0.00768) = 0.1684
Сила, сопротивляющаяся машинке (ньютоны):
F = M2 / x = 0.1684 / 0.32 = 0.5263
Ускорение (радианы/с2):
e = M / J = 0.2 / (0.04096 + 0.00768) = 4.112
Если ракета колеблется вокруг правильного направления с частотой 5 герц, то при таком угловом ускорении амплитуда колебаний будет:
A = e / w = e / (2 * pi * f) = 4.112 / (2 * p * 5) = 0.131 рад = 7.5 град
Подвижность ступеней друг относительно друга, на мой взгляд, лучше всего устроить через эластомерный подшипник.
(В инете на эти слова выскакивает какая-то фигня.)
Это слоёный пирог из тонких жёстких пластин, между которыми мягкая резина. Рис.3.
Он легко сдвигается по X и Y, но сильно сопротивляется другим деформациям.
Для уксусного аквариумного силикона, чтобы сдвинуть пирог на его толщину, нужна сила примерно 1 кГ/см2.
Недостаток, что машинкам надо будет бороться не только с силами инерции, но и с упругостью подшипника.
Все эти силы направлены к центру, как у пружины — стало быть они дают устойчивость.
Скомпенсировать их можно введя неустойчивость — чтоб при сдвиге появлялась сила, тянущая от центра.
Это можно сделать, сделав торец выпуклым.
Кривизну торца надо выбирать так, чтоб при штатном ускорении упругость подшипника компенсировалась неустойчивостью. Рис.4.
R = m2 * a / k
здесь R — радиус подшипника (торца), а k — жесткость подшипника.
ЗЫ
Возможно, я где-то в формулах и напутал!
Но, надеюсь, всё равно никто ничего не поймёт!!!