[image]

Авария «Прогресс МС-04» после старта

 
1 2 3 4 5 6
UA Monya #16.01.2017 19:35  @Бывший генералиссимус#16.01.2017 09:09
+
+1
-
edit
 

Monya

опытный

Б.г.> Дело в том, что РД-0110 - это последний двигатель семейства. В него входят РД-0106, РД-0107, РД-0108, и эта же камера использовалась в РД-0109 в ненапряжённом режиме.
Да в курсе, в общем.
Б.г.> РД-0109 - это замена двигателя РД-0105, стоявшего на лунных 8К72, и предназначенного для остальных модификаций "Востока".
А вот цитату, что приводил - это как раз то, что касается РД-0110.
Просто хорошо запомнилось - у нас препод на кафедре, что читал устойчивость (сам из КБХА был, потом в ХАИ пришел) как раз имел отношение к этим движкам, поэтому и любил на их примере все рассказывать. Вот и отложилось как-то на дне мозга :) . Он еще жуткий фанат аналоговых машин был, вот типичное его фото: АВМ и В.П.Гуськов решают нелинейное дифференциальное уравнение:
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Я тут смотрел всякие-разные схемы Блока И - и у меня создалось впечатление, что при определённой комбинации факторов керосиновый бак будет наддут горячим кислородом.
Это у меня неправильная мысль или как?
   50.050.0
RU Бывший генералиссимус #17.01.2017 17:59  @Monya#14.01.2017 00:38
+
-
edit
 
Monya> ЕМНИП, все решалось хитропопой конструкцией смесительной головки с хитрыми форсунками, по-моему еще и разных типов.

Это решение, характерное для Глушковской "школы", а не Косберговской. Как писал один "источник из отрасли": "Выяснилось, что ВЧ колебания возникают, в основном, при различных переходных процессах, например, при запаздывании подачи окислителя более, чем на 30 мс по отношению к горючему, поэтому Глушко ввёл в конструкцию сложный блокирующий клапан, гарантировавший непревышение этого времени. А в движках КБХА были использованы сгорающие фетровые перегородки, уменьшающие активный объём камеры во время запуска, что также отлично защищало от ВЧ."
   49.0.2623.11249.0.2623.112
UA Monya #17.01.2017 19:41  @Бывший генералиссимус#17.01.2017 17:59
+
+1
-
edit
 

Monya

опытный

Б.г.> Это решение, характерное для Глушковской "школы", а не Косберговской. Как писал один "источник из отрасли": "Выяснилось, что ВЧ колебания возникают, в основном, при различных переходных процессах, например, при запаздывании подачи окислителя более, чем на 30 мс по отношению к горючему, поэтому Глушко ввёл в конструкцию сложный блокирующий клапан, гарантировавший непревышение этого времени. А в движках КБХА были использованы сгорающие фетровые перегородки, уменьшающие активный объём камеры во время запуска, что также отлично защищало от ВЧ."
Да, Глушко любил собирать из форсунок антипульсационные перегородки, типа как на РД-107

У Косберга больше игрались именно с форсунками и конструкциями смесительных головок. Там и полости для выравнивания давлений в смесительной головке, хитрые форсунки (центробежные, струйно-центробежные) и чередование расположений. Вот в аттаче кусочек патента КБХАшной смесительной головы:
ЗЫ: У КБХА даже какой-то патент был на антипульсационные ребра именно в камере сгорания, а не на форсуночной головке.
Прикреплённые файлы:
 
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Бывший генералиссимус #17.01.2017 20:32  @Monya#17.01.2017 19:41
+
-
edit
 
Б.г.>> Это решение, характерное для Глушковской "школы", а не Косберговской.
Monya> Да, Глушко любил собирать из форсунок антипульсационные перегородки, типа как на РД-107

На РД-107 их нету, это РД-107А, появлением которого обусловлено появление Союза-ФГ. До этого было несколько модификаций РД-107 без перегородок, РД-107ММ, РД-117, а вот относительно недавно, по теме "Союз-2", были сделаны новые форсуночные головки "по мотивам" устройства ФГ РД-111. Тогда и появились перегородки.

Monya> У Косберга больше игрались именно с форсунками и конструкциями смесительных головок. Там и полости для выравнивания давлений в смесительной головке, хитрые форсунки (центробежные, струйно-центробежные) и чередование расположений.

К сожалению, у меня погиб скан альбома Гахуна, где показаны конструкции разных ЖРД, в том числе, и РД-214, и РД-111, и РД-107, и других. В сети есть только третий том этого альбома. А устройство камер было в первом.
И точно помню, что именно в РД-214 стояли три типа форсунок с разными углами распыла.

Да, струи из плохо распыляющих форсунок тоже служат своеобразными "перегородками", давящими ВЧ.
   11.011.0
UA Monya #17.01.2017 20:45  @Бывший генералиссимус#17.01.2017 20:32
+
-
edit
 

Monya

опытный

Б.г.> К сожалению, у меня погиб скан альбома Гахуна, где показаны конструкции разных ЖРД, в том числе, и РД-214, и РД-111, и РД-107, и других. В сети есть только третий том этого альбома. А устройство камер было в первом.
Да, жаль, знатная книженция. Кстати, если память не изменяет, еще в 80е считалась ДСП. Если память не изменяет, то на лабы мы этот альбом в спецбиблиотеке получали.
Б.г.> И точно помню, что именно в РД-214 стояли три типа форсунок с разными углами распыла.
Да, вроде. Там камера сгорания вообще обалденных размеров, площадь форсуночной головки тоже.
Б.г.> Да, струи из плохо распыляющих форсунок тоже служат своеобразными "перегородками", давящими ВЧ.
Естесственно
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU 12345 #22.01.2017 21:10  @Бывший генералиссимус#17.01.2017 20:32
+
-
edit
 

12345

втянувшийся

Б.г.> И точно помню, что именно в РД-214 стояли три типа форсунок с разными углами распыла.
Насколько я помню ( а мы этот двигатель на военке изучали очень подробно) форсунки были двух типов: струйные и центробежные. Углы распыла, за давностью лет уже подзабыл. Струйные что-то порядка 15 гр, а центробежные градусов 45 (?). А вот уровней смешения получалось, соответственно, три.
   1616
RU Alexandrc #30.01.2017 14:17
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Помимо этого Роскосмос поручил заменить двигатели на третьих ступенях ракет "Союз-У" и "Союз-ФГ", предназначенных для пусков к Международной космической станции. Двигатели также производятся в Воронеже. Причиной замены двигателей стала авария ракеты-носителя "Союз-У" 1 декабря 2016 года, в результате которой был потерян грузовой корабль "Прогресс МС-04".

Подробнее на ТАСС:

График пусков ракет "Протон" согласуют с графиком проверок двигателей

Ранее Роскосмос отозвал для проверок все двигатели, стоящие на вторых и третьих ступенях ракет-носителей и поручил заменить двигатели на третьих ступенях ракет "Союз-У" и "Союз-ФГ" // tass.ru
 
 
   56.0.2924.7656.0.2924.76
RU Balancer #30.01.2017 14:19  @Alexandrc#30.01.2017 14:17
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Тогда уже сразу:

«Роскосмос» отозвал все двигатели ракет-носителей «Протон-М»

«Роскосмос» отозвал все двигатели ракет-носителей «Протон-М» // «Роскосмос» отозвал все двигатели ракет-носителей «Протон-М» // Космический
 
   44
RU Alexandrc #30.01.2017 16:02  @Balancer#30.01.2017 14:19
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Balancer> Тогда уже сразу:
Balancer> http://forums.airbase.ru/2017/01/t96277--roskosmos-otozval-vse-dvigateli-raket-nositelej-proton-m.html

Я там уже отцитировал твиттер Рогозина. Во всех СМИ сейчас на разный лад пересказывают его спич при посещении ВМЗ, как обычно делая из нескольких фраз десяток статей, разбавляя источниками.
   56.0.2924.7656.0.2924.76
RU Alexandrc #31.01.2017 12:45
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Третью ступень "Союза-У" вернут на Байконур с новым двигателем

Третья ступень ракеты-носителя "Союз-У", которой предстоит вывести на орбиту космический грузовик "Прогресс МС-05", будет возвращена на Байконур с замененным двигателем в середине февраля, сообщил во вторник "Интерфаксу" источник на космодроме. // www.interfax.ru
 
"Третью ступень ракеты-носителя Союз-У для запуска грузового корабля Прогресс МС-05, которая была возвращена с космодрома Байконур в самарский ракетно-космический центр (РКЦ) "Прогресс" для проверки ступени и замены двигателя 11Д55, планируется доставить обратно на космодром в середине февраля", - сказал он.

Между тем, в начале марта на космодром планируется доставить новую ракету-носитель Союз-ФГ с проверенной третьей ступенью и замененным двигателем 11Д55 для запуска пилотируемого корабля Союз МС-04.

В то время как третья ступень старой ракеты-носителя Союз-ФГ, которая планировалась для запуска Союза МС-04, будет возвращена в Самару.

Ранее сообщалось, что запуск с Байконура космического грузовика "Прогресс МС-05" к Международной космической станции (МКС) запланирован на 22 февраля. Старт корабля "Союз МС-04" был отложен до 20 апреля.
 
   56.0.2924.7656.0.2924.76
RU Alexandrc #03.02.2017 15:59
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

"Роскосмос" назвал причину аварии "Прогресса"

Крушение космического грузовика произошло из-за проблем с двигателем блока третьей ступени ракеты-носителя // www.interfax.ru
 
"Осталась у нас версия, которая фактически была признана основной,- это вскрытие баков окислителя, которое, скорее всего, произошло по причине разрушения двигателя и, скорее всего, пожар, который возник в насосе окислителя двигателя третьей ступени", - сказал Комаров в эфире телеканала "Россия 24" (ВГТРК).

По его словам, всего экспертами рассматривалось до десяти возможных причин аварии.
 
   56.0.2924.7656.0.2924.76
RU Старый #04.02.2017 10:31  @Alexandrc#03.02.2017 15:59
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Alexandrc> "Роскосмос" назвал причину аварии "Прогресса"

Комаров назвал этот случай уникальным. Он не знал или преднамеренно забыл что точно с такими же признаками произошла авария год назад в апреле 2015-го. Точно так же мгновенная потеря телеметрии не показавшей никаких признаков аварии. Только там это произошло в момент команды на выключение двигателя, а здесь - посредине его работы. Но признаки абсолютно идентичны.
Так что ничего уникального, второй случай. Тогда причина тоже не была найдена и она повторилась.
   55.0.2883.8755.0.2883.87
UA Salo Ukr #22.02.2017 14:53  @Бывший генералиссимус#17.01.2017 20:32
+
-
edit
 

Salo Ukr

аксакал
★☆
Б.г.> а вот относительно недавно, по теме "Союз-2", были сделаны новые форсуночные головки "по мотивам" устройства ФГ РД-111. Тогда и появились перегородки.
Что интересно, у РД-111 ФГ тоже гладкая. В РД-107А/108А использовали от РД-111 только однокомпонентные форсунки. А перегородки у Глушко, ЕМНИП, появились только на РД-170.
   51.051.0
RU Бывший генералиссимус #22.02.2017 16:10  @Salo Ukr#22.02.2017 14:53
+
+1
-
edit
 
Б.г.>> а вот относительно недавно, по теме "Союз-2", были сделаны новые форсуночные головки "по мотивам" устройства ФГ РД-111. Тогда и появились перегородки.
S.U.> Что интересно, у РД-111 ФГ тоже гладкая. В РД-107А/108А использовали от РД-111 только однокомпонентные форсунки. А перегородки у Глушко, ЕМНИП, появились только на РД-170.
Да уж. Глушко боролся с ВЧ всеми возможными методами, КРОМЕ перегородок :) и только на РД-170 этих всех возможных методов не хватило :)
А ещё я читал (или слышал от И.Б. Афанасьева, забыл), что переделка РД-107 должна была не повысить, а снизить УИ на примерно 0,7%, а повышение было достигнуто за счёт того, что теперь в завесу идёт чуть ли не вдвое меньше керосина, чем раньше. Типа, не прошло и 50 лет, как у них дошли руки исследовать внутрикамерные процессы и понять, сколько завесы надо на самом деле :)
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Alexandrc #30.03.2017 14:04
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Из интервью Арбузова РН «Протон». Новости [Alexandrc#30.03.17 14:02]
— Вернемся к "Союзам". Потребует ли переборка двигателей разрезания готовых камер сгорания с целью извлечения возможно находящегося там мусора или будут применены методы неразрушающего контроля?

— Будет проведена работа по оценке чистоты внутренних полостей на всех двигателях. Вероятность нахождения в них посторонних частиц не исключена. Специалисты АО КБХА и ФГУП ВМЗ совместно с Институтом имени М. В. Келдыша разработали специальную методику неразрушающего контроля, благодаря которому можно определить наличие или отсутствие во внутренних полостях посторонних частиц, не разбирая двигатель. Таким образом, двигатели для "Союзов" проходят не переборку, а перепроверку, что значительно сокращает сроки проведения полного объема работ.
 
   57.0.2987.11057.0.2987.110
RU Alexandrc #02.04.2018 12:29
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

РН «Протон». Новости [Alexandrc#02.04.18 12:28]

В Воронеже завершили проверку двигателей для ракет "Протон" и "Союз" РИА Новости //  ria.ru   МОСКВА, 2 апр — РИА Новости. Завершена проверка ракетных двигателей для ракет-носителей "Протон" и "Союз", которые могли содержать производственные дефекты, сообщил журналистам директор Воронежского механического завода (ВМЗ) Игорь Мочалин. "Воронежский механический завод завершил проверку 58 товарных двигателей для ракеты-носителя "Протон-М", переданных на предприятие в 2017 году. В…// Новости околоземной космонавтики
 
   65.0.3325.18165.0.3325.181
+
+2
-
edit
 

Amoralez

аксакал

Чем эта авария закончилась:

Начальник цеха получил срок за списание пропавшего припоя для воронежских ракетных двигателей

В Воронеже в четверг, 18 октября, вынесли приговор бывшего начальника цеха Воронежского мехзавода Александра Тычинина. //  news.rambler.ru
 
   69.0.3497.10069.0.3497.100
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Amoralez> Чем эта авария закончилась:
Amoralez> Начальник цеха получил срок за списание пропавшего припоя для воронежских ракетных двигателей — Рамблер/новости
Непонятно. Ну ладно, списал непонятно куда девавшийся припой.
Но с чего движок не тем припоем спаяли? Оно же не связано...
   69.0.3497.10069.0.3497.100
+
+1
-
edit
 

Amoralez

аксакал

Дем> Непонятно. Ну ладно, списал непонятно куда девавшийся припой.
Дем> Но с чего движок не тем припоем спаяли? Оно же не связано...

Как раз - связано.
   69.0.3497.10069.0.3497.100
RU Бывший генералиссимус #20.10.2018 17:53  @Дем#20.10.2018 14:58
+
+4
-
edit
 
Amoralez>> Чем эта авария закончилась:
Amoralez>> Начальник цеха получил срок за списание пропавшего припоя для воронежских ракетных двигателей — Рамблер/новости
Дем> Непонятно. Ну ладно, списал непонятно куда девавшийся припой.
Дем> Но с чего движок не тем припоем спаяли? Оно же не связано...

Связано, связано... Суть в том, что нарушение технологии позволило избежать более явного брака - непропая. Медно-марганцевый штатный припой куда более капризен, чем медно-серебряный. Поэтому переход на "чужую" марку припоя (медно-серебряный используется при пайке кислородных двигателей, например, РД-0110 и РД-0124, из числа тех, что делают в Воронеже) явно был не ошибкой "кладовщицы", а сговором некоторого количества исполнителей и руководителей нижнего звена. Поэтому начцеха и "покрыл недостачу", поскольку прекрасно знал, что этот припой не воровали, а использовали здесь же, на предприятии, только не по той технологической карте.
   70.0.3538.6770.0.3538.67
RU Дем #21.10.2018 05:02  @Бывший генералиссимус#20.10.2018 17:53
+
+1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Вот так - логично.
Только как обычно судят не за то что совершил.
   69.0.3497.10069.0.3497.100
RU Бывший генералиссимус #21.10.2018 14:44  @Дем#21.10.2018 05:02
+
+1
-
edit
 
Дем> Вот так - логично.
Дем> Только как обычно судят не за то что совершил.

а сговор и т.д. доказать не удалось. Никто и не подумал признаваться. "Перепутали припои, кладовщица болела" - и всё тут. Хотя все понимают, что было и как было, но, доказать это в суде - совсем другое дело.
   70.0.3538.6770.0.3538.67
+
-
edit
 

Amoralez

аксакал

Дем> Непонятно. Ну ладно, списал непонятно куда девавшийся припой.
Дем> Но с чего движок не тем припоем спаяли? Оно же не связано...

Нарушен технологический процесс. В связи с этим возникает вопрос: куда смотрел ОТК ?
   11.011.0
RU Бывший генералиссимус #22.10.2018 14:49  @Amoralez#22.10.2018 13:45
+
-
edit
 
Дем>> Непонятно. Ну ладно, списал непонятно куда девавшийся припой.
Дем>> Но с чего движок не тем припоем спаяли? Оно же не связано...
Amoralez> Нарушен технологический процесс. В связи с этим возникает вопрос: куда смотрел ОТК ?

А как ОТК контролирует состав припоя?
Замена припоя не вызвала отказа двигателя. То, что припой неродной, выяснилось при разборке двигателя ПОСЛЕ контрольных испытаний. Т.е. эти испытания движок осилил.
И, как минимум, один "Протон" с такими движками успешно улетел.
   69.0.3497.10069.0.3497.100
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru