U235> Ну в общем не совсем так. Исходный ЛаГГ с М-105 был совершенно прост. Превосходно сбалансированные рули, вследствие чего - небольшие усилия на ручке. Четкие и внятные предупредительные реакции при потере скорости и угрозе срыва. Именно на управляемость на ЛаГГе не жаловались.
Не всё так однозначно было и с управляемостью ЛАГГ-3 с М-105:
Одна из первых «болезней» ЛаГГа — самопроизвольный переход на большие углы атаки. Самолет вел себя как норовистый конь. Внезапно, вне воли летчика, машина круто увеличивала угол атаки. Подъемная сила крыла тотчас же падала, машина теряла устойчивость, создавалась угроза аварии, а то и катастрофы.
Обратились в «скорую помощь» — Летный исследовательский институт. Там отыскали секрет неприятной загадки и тотчас же выписали простейший рецепт лечения болезни. Небольшого противовеса на одном из рычагов системы управления оказалось вполне достаточно, чтобы избавить летчиков от опасных капризов самолета. Опытный испытатель Виктор Расторгуев проверил ЛаГГ, исправленный по совету ученых. Буквально через считанные дни с конвейера пошел истребитель, освобожденный от серьезного недостатка.
Ну а то что Лавочкин приделал с 22-й серии на ЛаГГ-3 предкрылки тоже говорит о чем-то..
зачем усложнять, утежелять и удорожать конструкцию, если с управляемостью и так всё в порядке?
Простоту и легкость пилотирования Як-1 по сравнению с ЛаГГ-3 отмечают даже фанаты-лагговоды:
И.А.Каберов "В прицеле-свастика":
Эскадрилья располагала двумя типами истребителей: ЛАГГ -3 и ЯК-1. Оба самолета имели один и тот же двигатель. Только деревянная машина ЛАГГ -3 была тяжелей, а истребитель смешанной конструкции ЯК-1 — легче и маневренней. Мясников, Львов, Бабернов и Чепелкин предпочитали ЯК-1.
Костылев, Ефимов, Сухов и я были убежденными «лагговцами». «Группа ЯКов», «группа ЛАГГов» — так в шутку называли мы себя в ту пору.
Первый вылет Каберова на Як-1:
Ну как, ознакомился с машиной? — спрашивает он. — Да, ознакомился! Разница тут небольшая. — Это верно. Все очень просто. А на посадке прямо-таки чудо — сама приземляется! — шутит Мясников и уже серьезно продолжает; — ... Меня срочно вызывают в штаб полка. Больше лететь некому. Может, пойдешь в паре с капитаном Львовым? Заодно и к машине присмотришься. — Понял, товарищ капитан! Я обрадованно возвращаюсь в кабину. Взлетают штурмовики, за ними выруливают истребители. — Давай, Сергей, показывай, как запускается мотор, — тороплю я Макарова. Он нервничает, лезет с головой в кабину: — Шприцуйте, шприцуйте!.. Отвертывайте кран запуска!.. Да не этот, а вон тот... Наконец мотор подает голос, и я прямо со стоянки, чуть довернув, мчусь по аэродрому. Машина мягко бежит по укатанному снегу и, оторвавшись от него, устремляется в высоту. «Ух ты какая легкая! » Я убираю шасси, устанавливаю обороты и, догнав группу, пристраиваюсь к Львову...
...Резко разворачиваюсь в их сторону и теперь уже несколько яснее вижу пикирующую на меня четверку Ме-109. Львов ушел.
... Уйти невозможно, — от четверых не увернешься. Не раздумывая (где уж тут раздумывать!), я делаю «бочку». Як легко перевертывается через крыло.
..Двадцать минут длится этот неравный бой.
Один «мессершмитт» дымит и уходит куда-то в сторону. Трое оставшихся буквально сатанеют от неудачи. Я немало наслышан о маневренных качествах Яка и стараюсь вести бой на вертикалях, как это делают обычно мои друзья. Какая легкая машина, этот Як!
Ф.Ф. Архипенко:
Интересно, как я впервые вылетел на Як-1. Командир полка Николаенко подошел к самолету, подозвал меня и предложил сесть в кабину. Он мне рассказал, где какие приборы, хотя я ее, кабину, уже и ранее внимательно рассматривал, притом приборная доска была сходна с приборной доской УТ-2. После однократного повторения и ответов на его вопросы, он дал команду снять маскировку с самолета и говорит мне - давай вылетай.
Я выскочил из самолета как ошпаренный и докладываю - на ЛаГГ-3 полечу один хоть против всей германской губернии воевать, а на этом... Тогда он говорит - я приказываю вылететь и сделать 2 полета по кругу. Ну, раз приказ, то ничего не остается делать, как поднимать Як-1 в воздух. Одел парашют, привязался, запустил мотор и вдруг над аэродромом появились штурмовики Ил-2, тут же начали взлетать летчики полка на ЛаГГ-3 для сопровождения их на Воронеж. Что оставалось делать мне? Пришлось взлетать и в первом же самостоятельном полете выполнять боевую задачу - сопровождать Ил-2.
Когда взлетел и убрал шасси, то самолет неожиданно оказался легким, легко управляемым и мне он сразу пришелся по душе, в отличие от ЛаГГ-3,
к ручке управления которым требовалось прикладывать значительные усилия. Полет прошел благополучно, немецких истребителей в районе цели на этот раз не было, посадку произвел на своем аэродроме нормально. Так вот и овладел новым типом.