"Феникс" сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн груза,
Подробнее на ТАСС:
РКК "Энергия" предлагает отказаться от "Ангары" в пользу "Феникса" при запуске космонавтов
Стоимость запуска на ракете "Феникс" корабля "Федерация" с четырьмя или шестью космонавтами будет равна стоимости запуска корабля "Союз МС" к МКС с тремя членами экипажа // tass.ru
Масса этого корабля при полетах на околоземную орбиту будет составлять в зависимости от заправки двигательной установки от 14,4 до 19 тонн. Таким образом, при малой заправке корабля ракета "Феникс" способна вывести его на околоземную орбиту.
Однако, как пояснили в институте, сроки создания ракеты "Феникс" (начало летных испытаний - после 2025 года) не укладываются в сроки, отведенные на летные испытания космического корабля (2021 год - первый беспилотный запуск, 2023 год - пилотируемый полет). Кроме того, новая ракета должна пройти этап летных испытаний и быть сертифицирована под пилотируемые запуски, прежде чем ей доверят запуск "Федерации".
"Подводя итог, можно сказать, что в обозримой перспективе ракета-носитель "Феникс" не может рассматриваться в качестве штатного средства выведения пилотируемого транспортного корабля", - сообщили в ЦНИИмаш.
Поэтому, в настоящее время запуски корабля "Федерация" на орбиту предполагается проводить с космодрома Восточный с использованием специально доработанного под пилотируемые запуски варианта ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5П", пояснили в ЦНИИмаш.
МОСКВА, 27 мая. /ТАСС/. Роскосмос планирует перенести первый запуск нового пилотируемого корабля "Федерация" с 2021-го на 2022 год и провести его с космодрома Байконур на новой ракете-носителе среднего класса "Феникс". Об этом сообщили ТАСС источники в ракетно-космической отрасли.
Ранее первый старт планировалось провести в 2021 году с космодрома Восточный на ракете-носителе семейства "Ангара".
"Роскосмос предложил пересмотреть планы по запуску пилотируемого корабля "Федерация" и перенести реализацию этого проекта на космодром Байконур. Запуск корабля будет осуществляться на новой ракете-носителе среднего класса, разрабатываемой в рамках проекта "Феникс". Этот проект планируется реализовать в рамках комплекса Байтерек. Это не потребует серьезных переделок в корабле, поскольку создаваемая новая ракета-носитель будет использовать форсированные двигатели РД-170М, а летные испытания данного комплекса назначены на 2022 год", - сказал собеседник агентства.
Кроме того, по словам источника, создание инфраструктуры для пилотируемых запусков на космодроме Восточный (монтажно-испытательный корпус пилотируемого корабля, системы жизнеобеспечения на стартовом столе, инфраструктура для проживания космонавтов) планируется отложить до разработки сверхтяжелого носителя для полетов к Луне. "В связи с изменением ракеты-носителя для запусков корабля принято решение отказаться от создания пилотируемой версии ракеты "Ангара-А5П". Пилотируемые программы вернутся на космодром Восточный только с началом строительства стартового комплекса для сверхтяжелой ракеты после 2025 года", - сказал собеседник агентства.
Он уточнил, что это не повлияет на сроки создания стартового комплекса ракеты "Ангара", запуск которой по-прежнему планируется на 2021 год, однако не с пилотируемым кораблем, а с беспилотной полезной нагрузкой.
При этом с помощью сверхтяжелой ракеты планируется реализовывать пилотируемую программу с облетом Луны и высадкой на нее. Для этого планируется создать более тяжелую и просторную 20-тонную версию корабля "Федерация". "Первый этап создания сверхтяжелой ракеты будет реализован на космодроме Байконур, когда пройдут летные испытания ракеты "Феникс" и корабля "Федерация", - сказал источник.
В Роскосмосе воздержались от комментариев.
Корабль "Федерация"
Космический корабль "Федерация" разработки РКК "Энергия" предназначен для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, а также к Луне. Численность экипажа составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 24 суток, а в составе орбитальной станции - до года.
Первый беспилотный полет "Федерации" ранее планировался на 2021 год, первый беспилотный полет к МКС, как и пилотируемый полет - на 2023 год. Федеральной космической программой на 2016-2025 годы на создание корабля предусмотрено выделение 58 млрд рублей.
Ранее Роскосмос провел конкурс на создание корабля, выделив на работы 57,56 млрд рублей.
Согласно ранее опубликованным данным, первый образец корабля для летных испытаний будет иметь массу 14,4 тонны, обычная версия для полетов к Международной космической станции - 19 тонн, лунная версия "Федерации" будет весить 20,5 тонны.
Ракета "Феникс"
Создание космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения (опытно-конструкторская работа "Феникс") предусматривается в период с 2018 года по 2025 год Федеральной космической программой (ФКП) на 2016-2025 годы. На создание нового носителя в рамках ФКП планируется потратить почти 30 млрд рублей. Бюджетное финансирование проекта начнется в 2018 году.
Ранее руководители ракетно-космической отрасли заявляли о возможном сокращении сроков создания новой ракеты до четырех - пяти лет. Сделать это планируется за счет ее разработки с использованием имеющегося в России задела по ракете-носителю "Зенит" (в России производится до 85% комплектующих ракеты, которая собиралась на Украине).
Для ускорения летных испытаний планируется задействовать имеющийся на космодроме Байконур стартовый комплекс ракеты "Зенит", который в рамках проекта "Байтерек" будет модернизирован Казахстаном под новую российскую ракету. Версия ракеты для Байконура будет запускаться под именем "Сункар" (Сокол). Помимо этого, летные испытания унифицированной с "Фениксом" и "Сункаром" ракеты-носителя в морском исполнении предполагается проводить с комплекса "Морской старт".
В последующем стартовый комплекс для ракеты "Феникс", которая разрабатывается для применения в качестве ракетных блоков первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса, будет построена на космодроме Восточный.
В стратегии госкорпорации "Роскосмос" говорится, что летные испытания ракеты "Сункар" на Байконуре планируется повести в 2021 году, ракеты для "Морского старта" - в 2020 году, ракеты "Феникс" на космодроме Восточный - в 2034 году.
Коллегия #ВПК и @roscosmos определили первоочередные работы по созданию РН сверхтяжелого класса и строительства инфраструктуры на #Восточный pic.twitter.com/geeWkPqwdS
— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) June 3, 2017
Стартовый комплекс создается в универсальном исполнении с одной пусковой установкой, позволяющем проводить подготовку к пуску и пуск ракет-носителей среднего класса, а также сверхтяжелого класса с энергетическими возможностями по выводу на низкую околоземную орбиту полезных грузов массой более 70 тонн
Сверхтяжелая ракета получит универсальный стартовый комплекс, с которого можно будет проводить старты ракет разной грузоподъемности. Также он даст возможность проводить огневые стендовые испытания центрального блока и блока третьей ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса диаметром 7,7 метра.
Транспортировку сверхтяжелой ракеты после сборки на техническом комплексе на стартовую площадку, расположенную на расстоянии 4,2 км, предполагается проводить в вертикальном режиме с помощью транспортно-пусковой платформы. Стартовое сооружение будет заглублено в грунт на три-четыре этажа.
Подготовка проектной документации - 2024-2025 гг. Начало строительства - 2026 год. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию - 2030 год", - говорится в документе.
Комплекс для сверхтяжелой ракеты должен включать монтажно-испытательный корпус высотой 118 метров, зал испытаний с мостовым краном грузоподъемностью 100 тонн с высотой подъема крюка 105 метров, хранилище блоков ракет, монтажно-испытательный корпус космических аппаратов, такой же комплекс для пилотируемых космических кораблей. Общая площадь сооружений технического комплекса составляет 94,6 тысячи квадратных метров.
Головная научная организация «Роскосмоса» — ЦНИИмаш — и главный экономический институт ракетно-космической отрасли — «Агат» — разработали новый проект носителя сверхтяжелого класса. Создание ракеты «Энергия-5.1» обойдется в два раза дешевле предыдущего варианта — 700 млрд рублей вместо 1,5 трлн.
Специалисты подведомственных «Роскосмосу» институтов ЦНИИмаш и «Агат» проанализировали варианты развития ракет-носителей сверхтяжелого класса, предназначенных для пилотируемых полетов в дальний космос и выведения на орбиту крупных конструкций. Специалисты представили в «Роскосмос» предложения об увеличении грузоподъемности сверхтяжелой ракеты на первом этапе ее создания. Информацию об отправке такого документа «Известиям» подтвердили в ЦНИИмаше и «Агате».
— Предложение о необходимости создания ракеты «Энергия-5.1» вместо «Энергии-3» в госкорпорацию «Роскосмос» направлено. Оно будет рассмотрено в установленном порядке, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦНИИмаша.
В 2015 году Научно-технический совет «Роскосмоса» одобрил проект ракеты «Энергия-3» — с доставкой 70 т груза на низкую околоземную орбиту высотой около 200 км. В в следующей модификации -—«Энергия-6» -— грузоподъемность носителя планировалось нарастить до 170 т.
Сейчас специалисты институтов предложили новый проект: «Энергия-5.1» с грузоподъемностью 100 т. В последующем на ее базе могут быть созданы 130–140-тонная «Энергия-5.2» и 170–180-тонная «Энергия-7». Руководителем рабочей группы, представившей проект, стал генконструктор систем выведения Александр Медведев.
«Для создания рассматриваемого варианта ракеты-носителя — «Энергия-5.1» — потребуется примерно в два раза меньшее финансирование», — говорится в документе о новом предложении.
Разработка «Энергии-3» оценивалась примерно в 1,4 трлн рублей — сумма, соизмеримая с объемом финансирования всей Федеральной космической программой на 2016–2025 годы. Новый проект предполагает существенно меньшую смету — 700 млрд рублей на разработку и создание летного образца.
Для строительства новой ракеты не планируется открывать новых производств, речь идет об использовании существующих мощностей предприятий ракетно-космической отрасли. Предлагается отказаться от строительства новых испытательных стендов и использовать существующую инфраструктуру Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности.
Первую и вторую ступени предложено создавать на базе ракеты «Союз-5», а в качестве третьей использовать ступень от будущей водородной ракеты «Ангара-А5В». Затраты по этим проектам не будут учитываться в общей смете создания сверхтяжелой ракеты. Таким способом возможно сокращение общих затрат на десятки миллиардов рублей.
Текущей Федеральной космической программой на 2016–2025 годы на работы по ОКР «Феникс» (ракета «Союз-5») предусмотрено выделение 29,296 млрд рублей, на создание комплекса кислородно-водородного разгонного блока — 12,354 млрд рублей, на разработку ключевых элементов и технологий ракетного комплекса сверхтяжелого класса — 24,319 млрд рублей.
«При правильном определении уровней внутренней и внешней унификации, в частности, при разработке ракеты-носителя, можно достичь суммарного снижения удельной стоимости выведения полезного груза на 50%. Как следствие, значительно снижается и стоимость всей программы», — говорится в документе.
Помимо этого, для экономии средств предлагается отказаться от создания на космодроме Восточный дорогого производства крупногабаритных конструкций. Минимизация использования жидкого водорода в сверхтяжелой ракете позволит уменьшить затраты на строительство дорогостоящей инфраструктуры.
Диаметр ракетных блоков предложено уменьшить до 4,1 м. Это позволит доставлять их на космодром железнодорожным транспортом или внутри грузовых самолетов, без разработки новых воздушных средств доставки.
В организации «Агат» «Известиям» сообщили, что окончательный облик ракеты-носителя сверхтяжелого класса будет выбран по результатам эскизного проектирования, которое должно завершиться в течение 2018–2019 годов.
— Создание российского космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса — это очень серьезная ответственность. Здесь потребуются большие затраты — финансовые, человеческие, технологические, научно-технические и др. При разработке эскизного проекта предполагается рассмотреть несколько альтернативных вариантов, максимально использующих имеющийся задел, — рассказали «Известиям» в пресс-службе организации.
По словам научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, до принятия решения о создании сверхтяжелой ракеты и определения ее облика, нет смысла говорить о цене проекта. Кроме того, эксперт считает создание такого носителя пустой тратой средств, которые могли бы пойти на более полезные проекты.
— Это железный закон: когда исполнитель предлагает новый проект, цена всегда занижена в несколько раз, сроки сокращены, а преимущества показаны в цветах и красках. Пока речь не идет даже об эскизном проекте, но уже началась игра с ценами. Специалисты ЦНИИмаша и «Агата» понимают, что эта ракета носит гипотетический характер и с ценами можно играть. В целом работы по сверхтяжелому носителю нужно начинать с вопроса: «А зачем она нужна?» Полезных нагрузок и задач для нее нет, но у нас есть огромный опыт создания ракет-носителей сверхтяжелого класса — Н1 и «Энергия». И весь этот опыт отрицательный. Ракету нужно проектировать под существующие задачи. Она — не самоцель, а средство вывода нагрузки в космос. В данном случае мы пошли по старой дороге, предполагая, что цели появятся потом. Но к тому моменту ракета съест все свободные финансовые ресурсы, а наши возможности в этой сфере ограничены. Бросая средства на один гигантский проект, мы автоматом обделяем многие другие, — рассказал Иван Моисеев.
Первый пуск новой российской сверхтяжелой ракеты с космодрома Восточный предварительно запланирован на 2028 год.
02.02.2018
Корпорация «Энергия» определена головным разработчиком космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса (КРК СТК).
Указ о создании на Восточном этого комплекса был подписан на этой неделе Президентом РФ Владимиром Путиным.
В составе соисполнителей работ – предприятия ГК «РОСКОСМОС»: АО «РКЦ «Прогресс», ФГУП ЦЭНКИ и др.
Концепция создания КРК СТК предполагает максимальное использование уже существующих наработок. Также при разработке ракеты-носителя (РН) сверхтяжелого класса будут использованы основные элементы и технологии создаваемой в настоящее время РН среднего класса «Союз-5».
Определены основные этапы работ по проекту. На первом этапе - в период с 2018 по 2019 год - будет разработан эскизный проект на КРК СТК, определен проектный облик составных частей комплекса, подготовлены технико-экономические обоснования.
Второй этап, запланированный на 2020-2028 годы, предусматривает выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
Проведение летных испытаний «сверхтяжа» запланировано с 2028 года.
В соответствии с проектом технического задания КРК СТК должен обеспечить выведение полезных грузов массой до 90 тонн на низкую околоземную орбиту и не менее 20 тонн на окололунную полярную орбиту.
Создание КРК СТК позволит существенно расширить возможности реализации ряда перспективных космических программ, прежде всего - освоения Луны, исследования дальнего космоса, создания космических комплексов противоастероидной защиты и т.п.
"Сверхтяжелая ракета, первое испытание планируется через 10 (лет)", — сказал Путин при осмотре павильона "Космос" на ВДНХ.
РИА Новости Путин рассказал, когда пройдут испытания новой сверхтяжелой ракеты - РИА Новости, 12.04.2018