Все уже украдено до нас!©
В КУ 2001 (возможно есть более поздние версии - не знаю, но думаю, что мало отличаются от "моего" КУ78) в части управления кораблем:
827. Вахтенный офицер на ходу корабля обязан:
а) следить за точным удержанием назначенных курса и скорости, режима и рода движения, глубины погружения подводной лодки; удерживать корабль на назначенном месте в строю (ордере);
б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;
в) руководить работой БИП по обеспечению безопасности плавания;
г) следить за изменением пеленга на встречные корабли (суда), плавающие предметы и др. и определять условия расхождения и опасность столкновения с ними;
д) включать (выключать) ходовые огни и следить за их исправным действием, а при плавании без огней — за полным затемнением корабля;
з) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, скорости хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;
и) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания. В случае непринятия ими никаких действий на сделанные доклады и рекомендации по уклонению от опасности производить запись об этом в вахтенный журнал корабля и продолжать выполнять свои уставные обязанности по обеспечению безопасности плавания корабля;
к) информировать вахтенного штурмана (БИП, стартовый командный пункт авиации) о начале и окончании поворота на новый курс, изменении режима управления рулями, скорости хода, начале и окончании изменения глубины погружения подводной лодки, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;
л) получать от вахтенного штурмана справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; информацию о времени поворота на новый курс за 5 минут, за 1 минуту и в расчетный момент начала поворота; продолжительность лежания на новом курсе и его безопасность;
о) производить расчеты маневрирования при совместном плавании в строях (ордерах), а также для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов.
828. Командир корабля назначает курс и скорость корабля, а на подводной лодке и глубину погружения через вахтенного офицера.
Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля (на подводной лодке — и глубину погружения) только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении близкой опасности, для уклонения от примененного противником оружия, идущего на корабль), а также для спасения упавшего за борт человека; при этом он обязан немедленно доложить командиру корабля о причинах изменения курса, скорости хода, и о других принятых мерах.
Вахтенный штурман, согласно КУ:
877. В состав специальной вахты входят:
г) вахтенный штурман, помощник вахтенного штурмана, вахтенные рулевые, вахтенные у действующих технических средств навигации и гидрометеорологии;
Обязанности вахтенного штурман в КУ не расписаны подробно (в отличие от вахтенного офицера). Это, видимо, в Правилах штурманской службы расписано, штурмана могут поправить меня, я не штурман.
Кроме того -
820. Вахтенный офицер должен быть подготовлен к руководству к борьбе за живучесть корабля. Он немедленно объявляет аварийную тревогу в случае взрыва, пожара, затопления отсека (помещения), большого поступления пара, разрыва трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики, заклинивания кормовых (больших кормовых) горизонтальных рулей и появления опасной концентрации газов (вредных веществ). В случае ухудшения радиационной обстановки, вахтенный офицер подает сигнал «Радиационная опасность»
и осуществляет руководство борьбой за живучесть корабля до прибытия на ГКП командира корабля или лица, его замещающего.
826. Вахтенный офицер является непосредственным помощником командира корабля в вопросах обеспечения безопасности плавания, маневрирования,
применения оружия при внезапных встречах с противником, уклонения от атак подводных лодок, самолетов, вертолетов и боевых катеров, а также от обнаруженных торпед и мин.
Т.е. безопасность кораблевождения - это только один из элеметорв работы вахтенного офицера.
Офицеров, а также в раньшее время и политработников, кроме механиков, ко всему этому учат в училище. В принципе, лейтенант должен был достаточно быстро сдать зачеты с учетом специфики театра и конкретного корабля.
Понятно, что все это рассчитано, на то, что командир - где-то своими делами занимается, а вахтенный офицер рулит в его отсутствие по его указанию. И не крейсере одна специфика, на АПЛ, - другая, на ДПЛ - третья, а на тральщике или торпедолове - четвертая и пятая (не считая всех промежуточных специфик
) Как происходит на практике - тут уже расписали.
Интересно в этой связи узнать, как организовано это самое взаимодействие разных управленцев на кораблях США. При этом меня не оставляет устойчивое ощущение, что все эти ускоренные обучения офицеров США хороши при полной автоматизации процессов управления и принятия решения, а как только случается нештатная ситуация - все эти навыки начинают давать сбои...