еще версия событий
лучше смотреть статью - там схемы.
Меньше чем за неделю стало ясно, что произошло в аварии при запуске спутника «Метеор-М №2-1» с 18 попутчиками, но версии, почему это произошло, порождают жаркие...
// geektimes.ru
Смертельные градусы или версии аварии разгонного блока «Фрегат»
Научно-популярное,
Космонавтика
Меньше чем за неделю стало ясно, что произошло в аварии при запуске спутника «Метеор-М №2-1» с 18 попутчиками, но версии, почему это произошло, порождают жаркие дискуссии. Действительно ли спутники были потеряны из-за того, что при программировании полетного задания перепутали космодромы «Восточный» и «Байконур»?
то получается, что Абн складывается из азимута стартового комплекса (34°) и угла поворота блока Б (135°) и составляет 169°. Апз же для запуска с «Восточного» на полярную орбиту с наклонением 98° составляет -13°. Получим, что угол азимутального наведения будет равен -13°-169°=-182°. Расчеты подтверждаются тем, что на видео пусков с «Восточного» ракета действительно в первые секунды разворачивается на угол близкий к 180°.
Заключение
По свежим слухам новые результаты работы комиссии появятся буквально сегодня, но, даже если это не подтвердится, комиссия должна закончить работу 15 декабря, осталось ждать немного. В случае же, если действительно верна гипотеза о некорректной работе системы управления из-за азимута оси старта, то ее правильно назвать не «перепутали космодромы», а проблемами с интеграционным тестированием. По отдельности системы управления ракеты и разгонного блока работают отлично, но вот что происходит, если ракета поворачивает разгонный блок больше, чем на 180°, могли и не проверить. Увы, подобных ошибок в космонавтике хватало и раньше, в самом известном случае на аппарате NASA Mars Climate Orbiter одна система измеряла импульс в футах в секунду, а другая — в ньютонах в секунду. В результате станция сгорела в атмосфере Марса, думая, что выполняет нормальный маневр.
Исправить ошибку такого типа очень просто, но это слабое утешение. Авария «Метеора» похоронила надежду на первый за долгое время безаварийный год, что могло бы стать светлым пятном на фоне падения количества запусков и других проблем отечественной космической отрасли. В космонавтике необходимо везде поддерживать некий минимальный уровень качества работы, а пока что положение дел все еще не может избавиться от состояния «тришкиного кафтана», когда исправления в одном месте нивелируются аварией из-за просадки в другом.