kaf> Я думаю на все вопросы может ответить Андрей Кузнецов. Он судил в этой бригаде, он досконально копался в этой (Фусо) модели и думаю поставил наиболее реальную оценку из всех судий бригады. Там разница призеров (три модели) всего в один балл.
Александр, я действительно внимательно изучил перед судейством все модели данного класса, познакомился с их авторами и ознакомился с материалами на основании которых эти модели строились и дорабатывались.
Я не могу сказать за остальных судей бригады, сделали они это или нет. Но по старой доброй традиции, практически никто этого не делает. Хотя за 10-15 минут судейства модели, практически нереально погрузиться во все нюансы большой и сложной модели, объективно оценить объем проделанной моделистом работы и соответствие модели предоставленной документации. А это 2 составляющих оценки из 4.
По модели Фусо до судейства или на нем я выявил следующие недостатки:
- неверный цвет днища (по инструкции он должен окрашиваться в Coconut Brown, а не в красноватый оттенок)
- наличие ватерлинии (на японском императорском флоте в годы WWII ее никогда не было)
- неверно установленная хризантема на носу
- серебрящиеся декали
- не совсем верно сделанные самодельные флагштоки (отсутствовала стойка заведения растяжки с фок-мачты, а в документации она была)
- отсутствие декальных желтых полос на передней кромке крыла на гидропланах
- неверный цвет винта со стороны пилота на гидропланах (не черный, а коричнево-красный)
- не зашпаклеванные следы обработки на ступицах гребных винтов
- кривой вал внутреннего гребного винта левого борта
- не симметрично установленное перо руля левого борта
- несмотря на то, что скоб-трапы заменены на самодельные, они криво приклеены
- золотой цвет штурвалов на баркасах (вместо коричневого деревянного)
- плохая подгонка стикера деревянной палубы к надстройкам с большими щелями
- абсолютно неверно смонтированное леерное ограждение, где свободно висящий леер сгибается в горизонтальной плоскости между стоек. Это не рейлинг. а в местах примыкания к киповым планкам и кнехтам на борту стойки лееров попадали или на сами планки/кнехты, или вовсе отсутствовали. Точно также неверно было сделано ограждение у флагштоков.
- темно-серый (почти черный) цвет палуб на надстройках и на позициях зениток. В японском флоте весь корабль выше ватерлинии красили 1 оттенком серого.
- неокрашенный переплет, залитые клеем и криво приклеенные остекления мостиков на надстройках
- неровное границы краски и неаккуратные подкраски на деталировке модели
- кривые стволы 25-мм зенитных автоматов
- неверно собранные по инструкции Флайхоковские спаренные и строенные 25-мм установки, где маховики горизонтальной и вертикальной наводке оказались за щитом от сидений наводчиков.
- не зашпаклеванные щели на ребрах при сборке травленых катапульт
- часть иллюминаторов застеклена, часть нет
- сходни правого борта болтаются в воздухе и не обвязаны
- не убраны следы пресс-формы с мешков 150-мм стволов
Большую часть из этого я озвучил на судействе модели
При этом на защите Юрий Гафарович пытался убедить судей, в том, что травление самодельное. Но если травление самодельное, почему оно в точности повторяет ошибки травления Флайхок (те же щиты для 25-мм зениток, которых не было), содержит характерные для этого травления элементы (боковины кормовой надстройки) и было спроектировано не в соответствии с предоставленной Анатомией? Да и в пользу этой версии не было предоставлено никакого доказательства в то, что травление действительно самодельное.
Итого, учитывая выше описанные аргументы, я выставил оценку в
94 балла:
-
Исполнение - 48 баллов. Несмотря на качественную окраску аэрографом, присутствует неаккуратность в окраске мелких деталей, установке лееров, пластиковых остеклений мостиков.
-
Впечатление - 20 баллов. Модель смотрится, красивая и необычная архитектура, богатая пушистая деталировка приковывает взгляд. Недостатки в глаза сразу не бросаются.
-
Объем - 19 баллов. Над моделью проделан большой объем работ по сборке пластика и травления, но объем самодельной деталировки небольшой (по сравнению с моделями Шарнхорста, Пересвета и Саратоги)
-
Соответствие документации - 7 баллов. Не соответствие окраски и ошибки сборки по инструкции, заявленные доработки не соответствуют Анатомии, не предоставлена инструкция к травлению.
Коридор оценок этой модели я считаю находится в диапазоне 93-95 баллов.
Я судил модели Юрия Гафаровича в Новороссийске в прошлом году - Ришелье и Рипалс. Несмотря на свой возраст, модели Ришелье и Рипалса сделаны на мой взгляд более качественно и аккуратно. И на их фоне модель Фусо - все таки шаг назад.
Для сравнения приведу список достоинств и недостатков модели Шарнхорста от Артема Морозова, которую я считаю исполненной более профессионально, чисто и на более высоком уровне.
- в модели исправлена неверная геометрия форштевня, переделаны и нарощены клюзы
- сделана самодельная обмотка размагничивания по всему корпусу (про эти доработки я отдельно напомнил судьям)
- леера в отличие от Фусо установлены правильно. нет ошибок у флагштоков и киповых планок
- такелаж за исключением 5 тросов полностью соответствовал чертежам из Кагеро (вроде). Фусо чертежам из Анатомии к примеру не соответствовал во многих элементах.
- модель богато доработана травлением, при этом нет расхождений с предоставленной документацией
- в полном объеме сделана обвязка всех элементов, кроме спасательных плотиков (аргумент, что нет фото их обвязки был принят)
- сделаны антикоррозийные протекторы на рулях
- сделаны различные мелкие доработки деталировки по надстройке и корпусу
- отличное качество покраски. нет следов подкраски кистью или сколов краски на металлических деталях
Из недостатков в модели было выявлено следующее:
- вместо белого цвета на крышах башен и оконечностях должен быть светло-серый цвет
- основной серый цвет должен быть темнее
- иллюминаторы сделаны в травлении накладными, тогда как в реальности они имели только козырьки.
Но почему-то 4 судей поставили эту модель ниже или на уровень Фусо, несмотря на озвученные мной замечания и аргументы по моделям. При том, что у Фусо не было ни одного элемента, сделанного лучше, чем у Шарнхорста.
Поэтому мне, как начинающему судье и активно практикующему моделисту в С-6, непонятна логика оценок остальных, если сравнивать конкретно эти 2 модели.
Правилами Навига не сказано, что модель корабля с прикрытой свастикой должна получать ниже баллов независимо от исполнения и соответствия модели.
Вопросы символики, национальной принадлежности и личных предпочтений/счетов должны лежать вне моделизма и судомоделизма в частности. Здесь соревнуются моделями, а не историческими идеологиями.
Дабы сразу парировать вспыльчивые вопросы "А ты сам кто такой?" и "Что ты вообще умеешь и понимаешь в судомоделизме?", я отвечу 2 фотографиями.
Мой скромный результат на НАВИГАвских соревнованиях менее чем за 3 года в классе С-6А/С-6Б
7-место по протоколу ЧМ-2016
2-место по протоколу ЧЕ-2017