"В США втихаря провели давно планируемые совместные испытания штурмовика А-10 с «объединенным ударным истребителем» F-35. Сам факт проведения подобных испытаний между самолетами сильно разных классов уже вызывали нездоровую реакцию («они сравнивают яблоко с апельсином!»). Теперь же полученные данные вызывают обоснованные подозрения, что результаты будут «правильно интерпретированы» в пользу F-35.
Испытания начались 5 июля и продлились неделю. Ранее ВВС сообщали о своих планах подобных испытаний, но никаких конкретных дат не называли. Зато становится очевидным, что испытания были проведены явно спешно, да еще на учебном полигоне с хорошо знакомой «мишенной обстановкой» в условиях пустынной местности, что значительно облегчало задачи для F-35. Да, результаты должен был оценивать новый «главный метролог» Пентагона – Роберт Бахлер, отставной генерал (явно спец в метрологии и испытаниях!), что много объясняет.
В первый день 5 июля пары F-35 и А-10 выполняли «налет на условный аэродром», на котором были размещены в качестве целей стандартные контейнеры, имитирующие здания, и транспортные средства. А-10 несли по паре 220-кг УАБ и «мейвериков» плюс 400 выстрелов к 30-мм пушке, а F-35 – одну 220-кг бомбу с лазерным наведением и 181 25-мм патрон. Продолжительность задания – 1 час. Высота – 3000 м в течение 20 минут. Противодействие имитировалось малокалиберными зенитками и ПЗРК.
На второй день задание включало сопровождение четверкой конкурсантов пары конвертопланов «Оспри», имитирующих эвакуации сбитого пилота за линией фронта. На третий день такая задача выполнялась ночью.
Во второй половине третьего дня пары конкурсантов в течение часа с четвертью проводили атаки против хорошо видимых целей без реального применения оружия. «Противодействие» также осуществлялось зенитными ракетами средней дальности, ПЗРК и ЗА. Причем ЗРК «средней дальности» имитировались без использования разворачиваемых сейчас Россией и Китаем РЛС дециметрового диапазона, которые позволяют эффективно обнаруживать «стелсы» - то есть преимущество заведомо отдавалось F-35. К тому же радиолокационный контроль над полигоном Чайна-лейк не позволял оценивать эффективность маневров уклонения от зенитных ракет средней дальности. Да и сама встреча с ЗРК средней дальности, непосредственно прикрывающие линию условного фронта, в реальной обстановке гораздо менее вероятна (там пехотные части «играют за штурмовиков», активно подавления ЗРК противника артиллерией и РЭБ), чем в случае налета на тыловые объекты – где возможности А-10 действительно неоптимальны.
В финальный день конкурса пары штурмовиков и F-35 играли роль авианаводчиков для трех звеньев истребителей-бомбардировщиков F-18C. Цели опять же некамуфлированные, состав условного ПВО – тот же.
Специалисты сразу отметили непродолжительный характер выполнения боевой задачи (в то время, когда А-10 может реально «висеть» над противником в два раз больше времени, чем F-35), а непосредственная поддержка предполагает длительное воздействие на противника, и соответственно то, что не определялся возможный темп поддержания повторных вылетов, так как «боевые действия продолжаются, не ожидая, когда самолеты будут готовы к выполнению задачи». На данный момент А-10 может выполнять боевые вылеты в три раза чаще, чем F-35.
Среди других «странностей» испытаний отмечают – минимальный потолок в 3000 м – явно в пользу F-35, тогда как часто по погодным условиям штурмовики вынуждены действовать на высотах не более 300 м (условия, принятые для Европейского ТВД), где преимущества А-10 более чем очевидны. Как ехидно отмечают обозреватели, «было интересно узнать, как образом имитировался облачный покров в условиях пустыни»?
Опять же ограничение по боевой нагрузки было сделано явно в пользу F-35 – с одной бомбой против четырех средств поражения на А-10. К тому же боезапас к пушке А-10 почему-то урезали втрое. Похоже, что F-35 искусственно «облегчили», чтобы его маневренность хоть как-то соответствовала задачам. Характерно, что количество целей, которые должны были поражать участники испытаний, не называлось, и также не понятен критерий оценки факта поражения.
Мишенная обстановка на полигоне Чайна-Лейк
Сами же цели размещались на открытом пустынном полигоне и хорошо были видны, что сильно не всегда бывает при выполнении задач непосредственной поддержки – на линии фронта противник использует все доступные средства маскировки и укрытия техники и людей – жить все хотят!
Формально F-35 имеет самую современную систему разведки и поиска целей, включая локатор AN/APG-81 и распределенную систему наблюдения AN/AAQ-37 плюс современные средства передачи данных с других средств разведки. Но все это малоэффективно именно для задач непосредственной поддержки. Зато F-35 не имеет возможности поражать подвижные цели, в отличие от А-10, получивших современные контейнеры разведки и целеуказания – «Снайпер» и LITENING. Отметчика целей на F-35 вообще нет, что характерно. При этом возникает вопрос: как наземные наводчики и испытатели наводили F-35 и оценивали их условную «стрельбу и бомбометание»?
Вопрос взаимодействия с передовыми наводчиками с использованием системы ROVER, передающей изображение на борт самолета и обратно для более точной идентификации цели, отнюдь не праздный после скандала с расстрелом мирного госпиталя с «канонерки» АС-130 в Афганистане в 2017 г. Тут как раз сыграло свою роль, что система ROVER на АС-130 была неисправна.
В результате не удивительно, что опасаясь своего начальства (по данным источника, оставшегося анонимным), конкурсная комиссия закрыло на все эти «особенности» конкурса глаза. Да, сам конкурс проводил частный (!) подрядчик – «Tactical Air Support Inc.», что характерно. С участниками конкурса, представлявшими штурмовики А-10 и 422-ю испытательную эскадрилью конкурсная комиссия даже не сочла необходимым обменяться мнениями.
На мнение Конгресса, который утверждал план подобных испытаний в сложной мишенной обстановке с имитацией действий ПВО и в тесном взаимодействии с передовыми наводчиками, – просто начихали.
Нужно учесть, что и среди высших военных нет единство мнений по вопросу подобных испытаний – заявлялось, что они просто «глупые». При этом сторонники испытаний ссылаются на мнение бывшего «главного метролога» Гилмара, который официально пробивал такие испытания в рамках программы «Первоначальных войсковых испытаний». Конгресс в 2016 г. утвердил их законом. Проблема только в том, что Гилмар-то хотел оценить, может ли F-35 «вообще»(!) выполнять задачи непосредственной поддержки, в то время как военные сейчас пытаются доказать, что он может заменить целевой штурмовик. А конгресс требовал проведение испытаний в мишенной обстановке приближенной к боевой с объективными средствами контроля.
Официальный Пентагон уже несколько раз пытался снять А-10 с вооружения, и каждый раз конгресс блокировал подобные попытки. Недавно был скандал, когда один из командиров подразделения штурмовиков заявил подчиненным, что попытка снять с вооружение А-10 – предательство. Майора отправили в отставку за нарушение субординации, да еще проехали по нему в прессе.
По мнению обозревателей, сейчас крайне интересно, какую свою версию результатов проведенных испытаний предоставит официальный Пентагон, особенно после подобной просочившейся в прессу информации. F-35 остается «священной коровой» («программой слишком большой, чтобы ее закрыть»), и резать ее военные явно не позволят." © Фирсов
Штурмовики А-10 из 422-й испытательной эскадрильи, участвовавшие в конкурсе В США втихоря провели давно планируемые совместные испытания штурмовика А-10 с объединенным ударным истребителем F-35. Сам факт проведения подобных испытаний между самолетами сильно разных классов уже…
// afirsov.livejournal.com