Реклама Google — средство выживания форумов :)
Дальнейшим развитием концепции высокоэффективных и маневренных вертолетов для армейской авиации с учетом всех новейших требований, опыта локальных войн стало создание вертолета Ми-28 - высокоманевренного ударно-боевого комплекса XXI века. Опыт боевого применения вертолетов, в том числе в "горячих точках", позволил сделать следующие выводы. Во-первых, из-за насыщенности современных ТВД высокоэффективными средствами ПВО вертолеты должны летать на задание по так называемым коридорам безопасности на предельно малых высотах (Н = 5-15 м).
время наблюдения внекабинного пространства увеличивается с 48% на высотах 100 м до 89% на высотах менее 15 м, при соответственном уменьшении времени наблюдения приборов .
Характерно, что из общего времени наблюдения за внекабинным пространством на высотах менее 15 м в среднем 72% времени уделяется летчиком просмотру пространства прямо перед собой. И только 17% времени в зоне ±30 о относительно направления полета.
Такой порядок распределения внимания позволяет летчику, с одной стороны, оценивать высоту полета и ряд других параметров, направляя взгляд в зону, расположенную недалеко от вертолета. А с другой направляя взгляд значительно дальше и просматривая достаточно большие площади земной поверхности и воздушного пространства летчик осуществляет прогнозирование условий на маршруте (с учетом скорости полета, рельефа местности, наличия естественных и искусственных препятствий) и необходимость набора высоты с целью исключения опасных сближений, столкновений.
Однако в этих условиях возможно проявление так называемых «ловушек», характеризующихся тем, что при увеличении времени контроля высоты летчик может своевременно не заметить препятствий по курсу и наоборот, уделив много внимания наблюдению за внекабинной обстановкой на маршруте, допустить опасное сближение с землей. В то же время, несмотря на относительно большее время наблюдения внекабинного пространства на высотах менее 15 м, летчики практически не контролируют обстановку в секторах, превышающих +30 о по направлению полета.
Как показано исследованиями, на высоте полета 100 м летчик, при экипаже из двух человек, может уделить около 40% времени решению дополнительной задачи, не связанной непосредственно с процессом пилотирования. При снижении до 50 м этот показатель сокращается в два раза, а на высотах менее 15 м выполнение дополнительной задачи пилотирующим летчиком невозможно.
Как показано исследованиями, на высоте полета 100 м летчик, при экипаже из двух человек, может уделить около 40% времени решению дополнительной задачи, не связанной непосредственно с процессом пилотирования. При снижении до 50 м этот показатель сокращается в два раза, а на высотах менее 15 м выполнение дополнительной задачи пилотирующим летчиком невозможно.