Реклама Google — средство выживания форумов :)
Сравнение стоимости с МБР
Заявление Павла Фельгенгауэра, что «Статус-6» слишком дорогой и при этом является недостаточно эффективным оружием, опровергает известный эксперт Eric Wertheim[98], автор множества книг по военно-морским технологиям, который считает ровно наоборот, что «Статус-6» является «дешёвым и при этом эффективным» («cheap but also effective»), по сравнению с другими стратегическими системами вооружений.
Доводы Эрика Вертейма подтверждает то, что стоимость ЖМТ реакторов снизилась до $1400/КВт[99], то есть 8-мегаваттный реактор должен стоит около $11 миллионов долларов. ЖМТ реактор СВБР-100, созданный, по заявлению конструкторов, как «результат конверсии» ЖМТ реакторов для АПЛ, при мощности 280 Мегаватт[100] стоит около $560 миллионов долларов[101], то есть около $2000/КВт и 8-10-мегаваттный реактор для «Статуса-6», по этой оценке, должен стоить около $16-$20 миллионов долларов. В случае, если «Статус-6» в реальности является тихоходным стелс-дроном, стоимость его реактора намного меньше.
Стоимость самых современных глубоководных торпед, таких как MU90/IMPACT, с учётом навигационного оборудования и современной механики, около $2 млн. Стоимость ультрасовременной торпеды «Физик-1», со стелс-технологиями на раскладывающихся рулях и тихим водомётным движителем на 0,8 МВт, составила всего 16 миллионов рублей за единицу.[102]
Фактически, «стратегическая межконтинентальная торпеда» очевидно дешевле даже межконтинентальной МБР как Trident II D5, которая стоит около 70 миллионов долларов за единицу.[103] При этом МБР при сравнимой дальности действия 10.000 км очевидно проигрывает в несколько раз по весу доставляемой боевой части, чувствительности к ПРО и универсальности сценариев применения. Учитывая возможность «разменять» торпеду «Статус-6», стоящую десятки миллионов долларов, даже на одну АПЛ или авианосец НАТО, стоящие миллиарды долларов, а в случае поражения базы ВМФ так и десятки миллиардов долларов, вряд ли стоит говорить, что такое оружие экономически неэффективно.
Мегацунами
Вторым по силе поражающим фактором является создание искусственного мегацунами с высотой волны 300—500 метров с заходом волны на материк при условии равнинной местности до 500 км.[37]
Наиболее серьезный и полный анализ проблематики образования волн от ядерных взрывов приведен в официальном исследовании Пентагона «Water Waves Generated by Underwater Explosions».[38] Обобщая разные теории исследователи привели таблицу высот волн для ядерных взрывов разной мощности и на разном удалении от точки взрыва в идеальных условиях для образования волны. Так, для подводного взрыва мощностью в 100 Мт высота волн на разных расстояниях от эпицентра составит:
d=9,25 км, — 202…457 м;
d=18,5 км, — 101…228 м;
d=92,5 км, — 20…46 м;
d=185 км, — 10,1…22 м;
d=925 км, — 2,0…4,6 м.
Отметим, что физика мегацунами является предметом споров исследователей, и многие учёные, например Саймон Дэй, отмечают, что большую опасность представляет источник мегацунами созданный с начальной высотой волны в 500 метров, в отдалении от берега, так как хотя волна не заходит на берег дальше 20 км, но даже одним таким мегацунами может быть буквально смыта в океан существенная часть прибрежных городов США.[39] Саймон Дэй также указывает, что волны мегацунами способны преодолевать тысячи километров, не снижаясь ниже 30-40 метров и сохраняя таким образом разрушительную силу для прибрежных городов. Как пишут комментаторы, флот США на базе ВМФ будет уничтожен мегацунами, если не успеет своевременно покинуть её при атаке «Статусом-6».[40]
Владимир Путин сообщил довольно важные технические параметры силовой установки дрона. Он подтвердил, что она ядерная, а также заявил, что несмотря на компактность реактор имеет два режима мощности: маломощный и мощный. Переход между режимами осуществляется в дроне в 200 раз быстрее чем в реакторах современных АПЛ.[3] Такой режим быстрого изменения мощности доступен только реакторам с жидкометаллическим теплоносителем, так как вода или пар от быстрого выведения графитовых стержней из активной зоны закипают, а затем у пара резко растёт давление, что угрожает взрывом контура охлаждения реактора. Жидкий металл может выдерживать экстремальный перегрев на тысячи градусов без сильного теплового расширения. Быстрое изменение мощности реактора для АПЛ и для дрона требуется для быстрого выхода из стелс-режима «подкрадывания», где АЛП или дрон двигаются с медленной скоростью, но очень скрытно, к крейсерской скорости, где АПЛ или дрон поняв по шумам окружающих объектов, что их обнаружили уходят от погони атакующих их торпед и других АПЛ.[59] Оборудованная ЖМТ реактором АПЛ «Лира» могла достигать максимальной скорости превышающей скорость атакующих её торпед всего за 1 минуту, то есть торпеды запущенные с дистанции более 1 км не успевали достигнуть АПЛ, которая успевала разогнаться для отрыва от них.[60] Статус-6 имеет существенно более высокие параметры реактора по выходу на полную мощность.
Заявление Владимира Путина о том, что дрон имеет два режима скорости с быстрым переходом между ними поставили точку в дискуссиях экспертов как организованы стелс-средства дрона. Эксперты как Максим Климов или Константин Сивков, предполагавшие только скоростной режим оказались неправы.[11][65][66][66][67][68][69]
При этом оказались верными оценки разработчиков гидроакустических систем обнаружения для российских подводных лодок «Дельта»[70] из НПП «Союз», главного конструктора Валентина Лексина и его брата, известного учёного-гидроакустика Виктора Лексина, которые считали, что дрон будет скорее использовать классические для АПЛ стелс-средства на тихоходном режиме «подкрадывания» с быстрым переходом на крейсерскую скорость при обнаружении[51] H. I. Sutton[45][46] также согласен с учёными предполагая, что дрон будет скорее похож не на торпеду, а на АПЛ или на стелс-торпеду как «Физик-1»,[71] использующую современные стелс-средства АПЛ как водомётный движитель с закрытыми саблевидными лопастями винтов, а также крупные раскладывающиеся рули, менее шумные при обтекании водой.[71] Саттон отметил, что на презентации Владимира Путина были показаны эти технические компоненты дрона.[49]
Братья Лексины приводят расчёты, что указанные меры сокращают радиус обнаружения «Статуса-6» до 2-3 км при скорости до 55 км/ч с существенными трудностями идентификации «Статуса-6» именно как суперторпеды, а не гражданского судна, даже при обнаружении.
В источнике 3.4. Разработка термоядерной бомбы РДС-37 читаем:
«В 1962 году Ю.А. Трутневым и В.С. Лебедевым был разработан уменьшенный вариант сверхбомбы с энерговыделением в 2,5 раза меньше, чем вариант 1961 года. Уменьшение энерговыделения и габаритно-массовых параметров позволяло рассчитывать на оснащение таким зарядом тяжелой МБР. Испытание заряда производилось в неполномасштабном варианте с использование пассивных материалов, существенно уменьшивших (так же как и в испытании 1961 года) выход радиоактивности в испытательном взрыве».
...
... тут - 404 Not Found - приводится следующая информация:
«Следует отметить, что идея сверхбомбы неоднократно рассматривалась в США. В 1954 году Эдвард Теллер высказал идею о возможности разработки термоядерного заряда с энерговыделением в 10000 Мт. В 1956 году Пентагон вырабатывал требования к боеголовкам мощностью в 100 Мт, а Лос-Аламосская лаборатория обосновала возможность создания термоядерного заряда с энерговыделением в 1000 Мт.
Аналогичные предложения были сформулированы в СССР в КБ-11 в начале 1956 года практически сразу же после успешного испытания РДС-37 /1, с.440/».
Оценки параметров волн цунами при ударе каменного тела диаметром 300 м при скорости входа 20 км/с в океан на расстоянии 1900 км от берега США показали [Chesley and Ward, 2006], что выход волны цунами на берег подвергает риску жизни примерно 1 млн. человек и вызывает разрушения инфраструктуры стоимостью более 100 млрд. долларов».
Кинетическая энергия астероида из последнего абзаца составит примерно 9,9х1018 Дж или 2355 Мт. Тогда высота волны у берега по вышеприведенной формуле для такой мощности (считаем, что вся первоначальная кинетическая энергия переходит в энергию взрыва) составит примерно 5,6 м. Поскольку эта величина меньше, чем сделанные выше оценки высот волн при взрывах в 50 и 100 Мт, то возможный ущерб от фактора цунами можно оценить как не менее 1 млн. человек пострадавшими и не менее 120 миллиардов долларов общего ущерба.
Длина каждого из тихоокеанского и атлантического побережий США не менее 2000 км. Ширина шельфовой мелководной зоны порядка 250 км у атлантической береговой линии США и порядка 100 км у тихоокеанской. Имеющееся в ВМС США количество патрулирующих у своего побережья 14 ПЛАРБ «Огайо» (ПЛА с баллистическими ракетами) и рассредоточенных по Мировому океану 44-х многоцелевых ПЛА «Лос-Анджелес», 3-х ПЛА «Си-Вулф» и 11 ПЛА «Вирджиния» никогда не обеспечит достаточное ГА освещение подводной обстановки в этой шельфовой зоне (вследствие реальной малой достижимой ГАС и ГАК дистанции классификационного обнаружения морских целей со 100% вероятностью), даже если все ПЛА прекратят боевое дежурство в остальной акватории мирового океана.
Система SOSUS использует скомплексированные одиночные датчики и линейные, уложенные на плоское дно или на подводные склоны нитки датчиков. Говорить об эффективности (однозначности пеленгования и хорошей помехоустойчивости, то есть достаточного соотношения выходных уровней сигнала цели и помехи) таких антенн по сравнению с планарными, применяемыми на ПЛ (особенно с повышенной, относительно бортовых антенн ПЛ США, апертурой носовых антенн отечественных ПЛА), не приходится.
Больше вероятность обнаружения нашей суперторпеды оперативно выставляемыми позиционными сетецентрическими буевыми системами ВМС, применяющими и пассивный, и активный режим. Но там возможности (по дистанции классификационного обнаружения) для каждой отдельной буевой станции существенно ниже, чем для бортового ГАК ПЛА. Да и вряд ли даже богатые США способны закрыть такими сетецентрическими системами все свои морские шельфы у атлантического и тихоокеанского побережий.
И если хотя бы одна из суперторпед с термоядерным зарядом сюда дойдет, то даже для ситуации с ее последующим обнаружением и правильной классификацией со 100%-й вероятностью и, только в этом случае, принятием мер по ее поражению антиторпедой или иными средствами, нашим специалистам технически не очень сложно обеспечить гарантированный взрыв термоядерного боезапаса в момент повреждении корпуса суперторпеды. Цель все равно уже достигнута. А на необъятных просторах всего Тихого и всего Атлантического океана искать, повторимся, неизвестно когда, неизвестно откуда и по какому курсу запущенные суперторпеды – все равно, что искать иголки в стоге сена. И даже, если какие-то из нескольких запущенных к США суперторпед будут обнаружены (как говорит доктор военных наук Константин Сивков, с вероятностью «от 5–8 до 15 процентов») на противолодочных рубежах, это все равно существенно не повлияет на эффективность залпа в целом, ведь даже несколько оставшихся суперторпед устроят на шельфе США фатальный цунами, который смоет все на громадной низменной части территории США. Срабатывание же боевой части суперторпеды при ее обнаружении и уничтожении на противолодочных рубежах также повлечет за собой катастрофические последствия не для наших союзников, а для союзников-сателлитов США по военной агрессии против нашей страны, а это - Норвегия, Великобритания, Япония, расположенные вблизи этих противолодочных рубежей агрессивного блока НАТО.