IRINA-22> Тут много рассуждали о старте с Луны .
IRINA-22> Возможно не все помнят или забыли, что американцы перед стартом выставили уровень относительно гравитации Луны, т.кЛМ стоял не строго вертикально. Затем определили орбиту КМ, затем наклонили взлётную платформу в нужную сторону. В стенограмме написано как они крутили гайки по трём осям. Корректировали по звёздам.
IRINA-22> И стартовали не вертикально, а под углом к горизонту.Горизонтальная скорость после старта даже была больше вертикальной.Атмосферы нет и нужды взлететь вверх, а после наклоняться у них не было.
IRINA-22> С учётом этой инфы рассуждения последние 10 страниц нужно переписать.
Ирина, последние 10 страниц переписывать не стоит, т.к. речь шла немного о другом.
Ну, во-первых, взлетную платформу они никуда не наклоняли, они вводили данные в инерциальную стабилизированную систему управления, грубо говоря, выставляли гироскопы по всем трем осям. Если объяснять на пальцах, то гироплатформа состоит из трех акселерометров, по трем осям соответственно, которые любое изменение положения преобразуют в электрический сигнал. Далее следует двойное интегрирование и с определенной точностью получается истинная траектория КА. Автопилот сравнивает заданную траекторию с истинной и парирует отклонения рулевыми двигателями. И начало вот этой процедуры как раз и состояло в определении истинного положения КА по звездам и введении его в систему управления.
Почти все лунные модули стояли на поверхности Луны с каким-то наклоном. Больше всех наклонился Аполло-15 - 6,9 градуса назад, 8,9 градуса влево, Аполло-14 - около 8 градусов, Аполло-16 - 2,5 градуса, Аполло-17 - около 5 градусов. По А-11 и А-12 я цифру не нашел. При наклоне больше 15 градусов астронавтам запрещалось покидать кабину, при наклоне больше 42 градусов старт с Луны был невозможен.
Взлетная ступень всегда стартовала строго вертикально, начальное отклонение от вертикали компенсировалось системой управления сразу после отделения от посадочной ступени. Это хорошо заметно на видео старта А-15, когда взлетную ступень немного повело в сторону. После вертикального подъема через несколько секунд, точно не помню, где-то 8-9 секунд, выполнялся pitchover, программный разворот по тангажу, траектория отклонялась от вертикали и корабль начинал набирать горизонтальную скорость относительно поверхности Луны.
Здесь же шла речь о другом. Нам задали вопрос, проводились ли испытания собственно разделения ступеней в условиях, близким к лунным, т.е., учитывая притяжение Луны. Оказалось, что проводились на беспилотном Аполло-5. Двигатель взлетной ступени был запущен, когда двигатель посадочной еще работал, пусть даже перекрытие составляло около 1 секунды. Одновременно был испытан режим Fire-in-the-hole, тот самый момент, который несколько лет назад вызывал возбуждение у опровергутангов, которые утверждали, что зазор между ступенями мал, что при запуске двигателя взлетной ступени произойдет заброс давления в сопло и его разорвет. Оказывается, и этот режим был проверен в беспилотном запуске, и никого не разорвало.
Может быть, это случайность, но весьма символично выглядит эмблема полета Аполло-5.
Пламя изображено от обоих двигателей, и взлетной ступени и посадочной.