Лунит>> Уважаемый Леонид Викторович, встречалась ваша статья, где упомянуто о пользе для здоровья НДМГ и вреде керосина. Давно хотел поинтересоваться: скажите, пожалуйста, насколько полезнее несимметричный диметилгидразин при употреблении внутрь, по сравнению с RP-1? И как часто лично вы употребляете его внутрь?
Tangaroa> пока он думает, отвечу я - НДМГ очень полезен для повышения градуса луноборчества. Хлопни стакашечку - и сам станешь как Бацура.
Tangaroa> Даже как оба бацуры - и Викторович, и Валентинович
М
Токсичность гептила и керосина (сравнение)
Враги заметили меня и приступили к деланию из меня «отбросов общества»:
«И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества» Аллен Даллес, он же Геббельс демократии, американского образца.
«Беспомощное положение» обеспечивается цензурой.
Ролик на YouTube «Лунофобия. Бацура и грусть».
Автор invisiblekincajou2 недели назад Видимо, в переводе это погоняло означает «невидимый кинжал»
Загрузка...
Оценка становится доступна после аренды видео-
В данный момент эта функция недоступна. Повторите попытку позже.
Опубликовано: 25 дек. 2018 г.
Некоторые из авторитетнейших специалистов и руководителей отраслей совершенно незаслуженно прозябают в тени более удачливых в плане пиара коллег. Вот, к примеру, Леонид Бацура...
02:04 - Крупнейший в мире межпланетный Бацура
06:00 - Ракетно-космический Бацура отрасли
06:47 - Ведущий Бацура КБ Химического Машиностроения
08:38 - Таинственные Бацуры
11:07 - Метод определения токсичности ракетного топлива "по Бацуре"
Категория
o Наука и техника
Комментарии • 27
Бацура: У меня нет текстовой расшифровки того, что говорит «невидимый кинжал». Знающие люди говорят, что фикция («дикция») у нового кашпировского настолько скверная, что машинный перевод по программе разультат даст плохой.
О том, что ракета «Протон-М», использующая гептил, не является исчадием ада на фоне «экологически чистой» ракеты, использующей «экологически чистый» керосин, говорится в статье специалистов по экологическму мониторингу ракетно-космической деятельности.
Других, более авторитетных специалистов нет.
Авторы статьи не прячутся под вымышленными именами и выступают открыто. Привожу статью полностью, но по каким-то личным соображениям я решил исключить сведения об их реальных адресах регистрации (прописки).
Техногенная трансформация наземных экосистем при эксплуатации ракетно-космической техники
Т.В. Королева, П.П. Кречетов, А.В. Шарапова, А.Д. Кондратьев
МГУ имени М.В. Ломоносова,
ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»
Воздействие ракетно-космической техники на окружающую среду имеет ряд особенностей: носит кратковременный характер; объекты наземной космической инфраструктуры (космодром и районы падения отделяющихся частей ракет-носителей) расположены на значительном удалении друг от друга и занимают площади от десятков до сотен тысяч гектаров; территории вдоль трасс полета ракет-носителей составляют миллионы гектаров.
Влияние ракетно-космической техники проявляется как на земле, так и в различных слоях атмосферы по трассе выведения ракет-носителей на околоземную орбиту и во многом зависит от типа ракеты-носителя. Космические программы Российской Федерации на 85% реализуются двумя типами ракет-носителей (РН) – «Союз» (55%) и «Протон-М» (30%). Ракета-носитель «Союз» относится к среднему классу носителей, первый пуск которого состоялся в 1963 году, РН «Протон» – тяжелый класс носителей, эксплуатируется с 1965 года.
На земле воздействие ракетно-космической техники проявляется на стартовой площадке космодрома в момент старта и в используемых районах падения, при приземлении отделяющихся частей ракеты-носителя. При пуске ракеты-носителя происходит мощный кратковременный выброс продуктов сгорания ракетного топлива на старте. Этот выброс определяет параметры установления санитарно-защитной зоны стартового комплекса. Продукты сгорания также поступают в окружающую среду по всей траектории движения ракеты-носителя, в том числе, в верхних слоях атмосферы. В плотные слои атмосферы (до высоты 50 км) выбрасывается 70-80% всей массы продуктов сгорания, которые у РН «Союз» на 98% состоят из углекислого газа и паров воды, у РН «Протон» – из углекислого газа, паров воды и молекулярного азота.
Запуск ракет сопровождается тепловым излучением, шумовым и световым воздействием. Они носят локальный и кратковременный характер и не оказывают значимого влияния на окружающую среду за пределами санитарно-защитной зоны производственной площадки стартового комплекса [1].
По трассе полета ракеты-носителя отделяются и падают на землю первая ступень, вторая ступень, головной обтекатель и хвостовой отсек. С точки зрения воздействия на экосистемы необходимо различать отделяющиеся части, содержащие остатки компонентов жидкого ракетного топлива (ступени ракет-носителей), и конструкции, в которых отсутствуют загрязняющие вещества (головной обтекатель, хвостовой отсек). Воздействие на экосистемы при падении ступеней существенно зависит от того, какая именно ступень падает (первая или вторая), и какое жидкое топливо используется в конкретном носителе.
В статье представлен анализ воздействия двух типов ракет-носителей на наземные экосистемы на примере эксплуатации космодрома Байконур в период 2014-2016 годов.
Районы падения первой ступени
Максимальное воздействие на экосистемы проявляется в районах падения первой ступени ракет-носителей, которые расположены в Центральном Казахстане. Первая ступень различных модификаций РН «Союз» («Союз-ФГ», «Союз-У», «Союз-2»), использующихся в настоящее время, включает четыре боковых блока, каждый из которых содержит двигатель, баки горючего и окислителя. Двигатели боковых блоков работают около 120 секунд после старта, после чего отключаются. После отключения двигателей боковые блоки одновременно отделяются от ракеты-носителя и сбрасываются на землю, их разлет составляет от 1 до 6 км. Длина каждого бокового блока составляет 19 м, диаметр – 2,4 м, масса конструкции – 3,8 тонн. В качестве горючего в РН «Союз» используется керосин (4 класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76), окислитель – жидкий кислород (пожаро- и взрывоопасное вещество). Также для обеспечения работы вспомогательных систем ракеты в боковых блоках первой ступени находятся баки с перекисью водорода и жидким азотом.
Первая ступень РН «Протон» («Протон-К» и «Протон-М») состоит из центрального блока (бак окислителя) и симметрично расположенных вокруг него шести боковых блоков с горючим и двигателями. После окончания работы первой ступени она падает на землю моноблоком и разрушается при ударе о землю. Длина первой ступени составляет 21,8 м, диаметр – 7,4 м, масса конструкции – 30,6 тонн. В эксплуатирующейся с 2001 года РН «Протон-М» реализована технология дренажа остатков топлива из баков первой ступени сразу после ее отделения от ракеты-носителя. Компонентами ракетного топлива в РН «Протон» являются: горючее – несимметричный диметилгидразин ((СН3)2N2H2, 1 класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76) и окислитель – азотный тетраоксид (N2О4, 3-й класс опасности).
На местах падения первой ступени ракет-носителей проявляются следующие виды воздействия на природные ландшафты: механическое, пирогенное, термическое и химическое. С 2014 года в районах падения первой ступени ракет-носителей сотрудниками географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова проводится регистрация площадей разного рода нарушений экосистем на каждом месте падения первой ступени РН «Протон-М» (18 пусков) и на местах падения боковых блоков РН «Союз-ФГ» (10 пусков).
Механические нарушения. На каждом месте падения первой ступени после ее удара о землю образуется участок механического загрязнения крупными и мелкими фрагментами (рис.1). В силу больших габаритных размеров и массы первой ступени РН «Протон-М» по сравнению с боковыми блоками первой ступени РН «Союз-ФГ» (рис. 2), площадь разброса крупных фрагментов РН «Протон-М», в среднем, в два раза больше площади механического загрязнения аналогичными по размеру фрагментами на местах падения четырех боковых блоков РН «Союз-ФГ». Напротив, суммарная площадь разброса мелких фрагментов боковых блоков РН «Союз-ФГ», в среднем, в 4 раза больше, чем на месте падения первой ступени РН «Протон-М». Значительная разница площадей разброса мелких фрагментов ступеней сравниваемых ракет-носителей обусловлена достаточно частыми взрывами боковых блоков РН «Союз-ФГ» при ударе о землю, в отличие от первых ступеней РН «Протон-М».
Участок механических нарушений почвенного и растительного покрова на местах падения ступеней, в среднем, в 1,3 раза больше для РН «Союз-ФГ» (рис. 3), но 45% площади характеризуется слабой степенью техногенной деградации и проявляется в турбированности верхнего почвенного горизонта до глубины, в среднем, не более 5 см и повреждении надземных частей растений (рис. 4). Около 30% от общей площади механических нарушений составляют участки сильной степени нарушенности, при которой турбированность почвенных горизонтов может достигать 20 см, а растения выкорчевываются и ломаются. Как правило, сильная степень механических нарушений фиксируется в месте удара двигателя бокового блока о землю. На отдельных участках присутствует турбированность почвенных горизонтов до глубины 10 см и частичное повреждение растений, что характеризует среднюю степень нарушенности экосистем, а площади таких нарушений составляют около 25% от общей площади механических повреждений.
Характерной особенностью при запуске пилотируемых кораблей ракетой-носителем «Союз-ФГ» является наличие места падения двигательной установки системы аварийного спасения космонавтов. Двигательная установка падает в тот же район, что и боковые блоки первой ступени, на месте ее падения всегда образуется воронка глубиной до 1,7 м, диаметром до 7 м и высотой бруствера до 50 см, что приводит к полному уничтожению растительности и верхних горизонтов почв (рис. 5).
На месте падения первой ступени ракет-носителей «Протон-М» 85 % общей площади имеют сильную и среднюю степень механических нарушений (рис.4). Поскольку масса приземляющейся первой ступени РН «Протон-М» значительно тяжелее, чем одного бокового блока РН «Союз-ФГ», то в месте удара двигательных установок, как правило, фиксируется выкорчевывание растительности и турбированность верхних почвенных горизонтов на глубину до 30 см, диаметр поврежденной поверхности на месте удара двигателей может достигать 4 м.
Необходимо отметить, что воронка на месте удара двигателей с образованием бруствера образуется крайне редко – при неблагоприятных погодных условиях (высокая обводненность почв ранней весной и поздней осенью) и слабой прочности грунтов. Использование для выведения спутников предыдущей модификации РН «Протон-К» в большинстве случаев при падении первой ступени приводило к образованию воронок глубиной до 1 м, так как ступень падала на землю с полным объемом гарантийных запасов топлива, что приводило к взрыву ступени при ударе о землю [2].
Механические повреждения на месте падения топливных баков РН «Протон-М» ограничиваются, как правило, верхними 5 см почвы. При этом в отличие от места удара двигательных установок ступени, полного уничтожения растительного покрова не происходит. Такая интенсивность механического воздействия может считаться слабой, а ее площадь не превышает 15% от общей площади механических повреждений.
На местах падения первой ступени механические нарушения экосистем являются следствием не только непосредственного падения ступени ракеты-носителя, но и использования тяжелой техники для эвакуации фрагментов из района падения. На всей площади разлета фрагментов ступени образуются автомобильные колеи, нарушается растительный покров (рис. 6). Площади вторичных нарушений могут в разы превосходить первоначальную площадь техногенных нарушений от падения ступени. Исключением являются зимние пуски, когда снежный покров и промерзший грунт защищают почву и растения от механических нарушений.
В районах падения первой ступени РН «Союз-ФГ» площади вторичных нарушений, в среднем, в два раза больше, чем в районах падения ступеней РН «Протон-М». Это связано с наличием четырех мест падения боковых блоков первой ступени РН «Союз-ФГ» против одного участка на месте падения первой ступени РН «Протон-М».
Пирогенная трансформация. Сухая и жаркая летняя погода с сильными ветрами, наличие в высокой степени иссушения надземных частей растений способствуют развитию в Центральном Казахстане пожароопасной ситуации, и при возникновении очага пожара на месте падения ступени, в короткий промежуток времени могут выгорать значительные по площади территории. На местах падения боковых блоков РН «Союз-ФГ» в период 2014-2016 гг. в 80% случаев возникали пожары, тогда как на местах падения первых ступеней РН «Протон-М» – не более, чем в 28% случаев.
Помимо пожаров, на местах падения присутствую участки термической трансформации растительности от раскаленных фрагментов ступеней ракет-носителей. Наиболее четко они фиксируются, как правило, весной в виде пожухлости и увядания тканей растений. Площади таких участков могут достигать сотен квадратных метров и, в среднем, в 1,6 раза больше на местах падения первых ступеней РН «Протон-М» (рис.7).
Самым опасным для экосистем считается химическое загрязнение на местах падения ступеней ракет-носителей. В момент падения первой ступени некоторое количество гарантийных остатков компонентов ракетного топлива остается в баках ступени и в двигательных установках, поэтому существует вероятность поступления этих веществ в экосистемы.
По степени воздействия на живые организмы к чрезвычайно опасным веществам, из применяемых компонентов ракетного топлива, относится несимметричный диметилгидразин (НДМГ). Предельно допустимая концентрация НДМГ в почве составляет 0,1 мг/кг. НДМГ – прозрачная, бесцветная жидкость, легко окисляется различными окислителями, хорошо растворяется в воде и относится к высоколетучим веществам. К продуктам окисления НДМГ относятся: диметиламин (ДМА), тетраметилтетразен (ТМТ), нитрозодиметиламин (НДМА), формальдегид (ФА), 1-метил-1,2,4-триазол, диметилгидразид муравьиной кислоты (ДГМК) и др. [3]. Экспериментальные исследования по изучению механизмов взаимодействия НДМГ с почвами позволили установить, что в первые сутки после загрязнения наблюдается резкое уменьшение содержания НДМГ в результате его испарения и разложение на продукты трансформации [1].
Поступление НДМГ в экосистемы на месте падения возможно из поврежденных баков горючего и двигателей первой ступени РН «Протон-М». Большая часть топлива выливается из баков после отделения ступени и не долетает до земли.
По результатам обследования мест падения первой ступени РН «Протон-М» в 2014-2016 гг. НДМГ обнаруживается, главным образом, в зимний период в снежном покрове, который является наиболее информативной депонирующей средой для оценки воздействия НДМГ, так как он мало активен в химическом и в биологическом отношении. Кроме того, низкие температуры не способствуют быстрому испарению загрязнителя. На каждом месте падения отбирается 45 проб снега на различном удалении от фрагментов ступени, и, как правило, НДМГ обнаруживается только в 50% случаев. Максимальные значения НДМГ в талых снеговых водах характерны для проб снега, отобранных на местах проливов топлива из баков горючего, и могут достигать 2200 мг/дм3. В точках отбора, расположенных под двигательными установками, содержание загрязнителя достигает 524 мг/дм3. В пробах, отобранных на расстоянии более 5 метров от фрагментов ступени, содержание НДМГ в талых снеговых водах не превышает чувствительности метода количественного химического анализа (0,004 мг/дм3). Наиболее часто в загрязненных пробах снежного покрова обнаруживаются концентрации НДМГ 0,1-0,2 мг/дм3.
В почве НДМГ обнаруживается редко. Так, в 2014 году НДМГ был обнаружен в девяти из двадцати отобранных проб почвы на пуске 16 марта (0,09-0,69 мг/кг); в 2015 году – в двух из одиннадцати проб на пуске 25 декабря, в момент сильной оттепели и дождей (0,3 мг/кг и 1,5 мг/кг); в 2016 году – в одной из сорока пяти проб, отобранных 14 марта (0,35 мг/кг).
В качестве окислителя горючего в РН «Протон-М» используется азотный тетраоксид (АТ). Это легколетучая жидкость, которая с водой реагирует с образованием азотной HNO3 и азотистой HNO2 кислот. Попадая в окружающую среду и взаимодействуя с минеральными компонентами они, как правило, образуют соли данных кислот (нитраты и нитриты). Содержание нитратов в талых снеговых водах на местах падения первой ступени в 2014-2016 гг. достигало 22339 мг/дм3; в почве максимальное значение составило 24791 мг/кг.
В целом, загрязнение снега и почвы на местах падения первой ступени РН «Протон-М» компонентами ракетного топлива и продуктами их трансформации не определяется далее 10 метров от топливных баков и двигательных установок. Сразу после падения ступени, визуально химическое воздействие НДМГ и АТ фиксируется на площади, в среднем, около 112 м2 (рис.3). В результате повторных обследований мест падения через год НДМГ в почве не обнаруживается.
Наименее опасным, по санитарно-гигиенической оценке, из рассмотренных компонентов ракетного топлива является углеводородное горючее (керосин), которое используется в РН «Союз». В отличие от несимметричного диметилгидразина, воздействие ракетного керосина на экосистемы районов падения ступеней ракет-носителей менее изучено. В лабораторных условиях проведены эксперименты по изучению влияния углеводородного горючего (УВГ) на кислотно-основные свойства почв гумидных и аридных ландшафтов, в результате которых установлено, что поступление УВГ приводит к изменению актуальной, обменной и гидролитической кислотности почв, а также их кислотно-основной буферности [1]. В полевом модельном эксперименте установлено, что высокие концентрации углеводородного горючего оказывают существенное влияние на почвенную микробиоту и приводят к полному исчезновению растительного покрова [3].
На местах падения боковых блоков первой ступени РН «Союз-ФГ», как правило, фиксируется наличие проливов углеводородного горючего из поврежденных топливных баков и двигателей, а также перекиси водорода. Эти проливы представлены локальными участками, в среднем, их суммарная площадь не превышает для четырех боковых блоков 37 м2 (рис.3). Максимальные концентрации углеводородов в снежном покрове достигают 4354 мг/дм3, в почве – 45167 мг/кг, что соответствует очень высокому уровню загрязнения [4]. Количество проб с высоким содержанием углеводородов составляет около 5% от общего количества (44 пробы на участках четырех боковых блоков первой ступени).
Таким образом, в ходе проведенных исследований на местах падения первой ступени ракет-носителей установлено, что загрязнение почвы и снега носит точечный характер и приурочено к местам проливов топлива из баков и двигателей. Площади нарушений экосистем, вызванных химическим воздействием, в 3 раза больше для РН «Протон-М», чем для РН «Союз-ФГ» (рис.3). По результатам количественного химического анализа проб почв в 2014-2016 годах наиболее токсичный из компонентов ракетного топлива – несимметричный диметилгидразин, в почвах мест падений в теплый период года не был обнаружен.
В целом, в период 2014-2016 гг. средняя площадь техногенных нарушений всех типов на одном месте падения первой ступени РН «Протон-М» составила 18000 м2, РН «Союз-ФГ» – 17300 м2. Значительная доля от общей площади нарушений на местах падения первой ступени РН «Протон-М» соответствует пирогенным нарушениям (70%), что связано с обширным пожаром на одном из восемнадцати обследованных участков (245588 м2). Без учета этого единичного обширного пожара среднее значение площади нарушений на одном месте падения первой ступени РН «Протон-М» составило 4664 м2, что в 3,7 раза меньше средней площади нарушений на одном месте падения первой ступени РН «Союз-ФГ».
Районы падения второй ступени
Воздействие второй ступени ракет-носителей на экосистемы в районах ее падения принципиально отличается от первой ступени. Районы падения второй ступени расположены на северо-востоке Республики Казахстан, в Западной Сибири, Алтае-Саянском регионе, Северном Урале. Отделение второй ступени происходит на значительно большей высоте. Вторая ступень РН «Союз» отделяется на высоте около 160 км моноблоком, состоящим из баков горючего и окислителя, двигательной установки, хвостового отсека и элементов конструкции. Ее вес составляет около 7 тонн, длина – 27 м, диаметр – 2,7 м. Из-за высоких динамических нагрузок на высоте 50-30 км ступень разрушается, частично сгорает, после чего отдельные фрагменты ступени падают автономно с существенным разлетом в район падения (рис. 8).
Вторая ступень РН «Протон-М» также отделяется моноблоком, состоящим из баков горючего и окислителя, четырех двигательных установок и элементов конструкции, на высоте около 130 километров. Масса конструкции второй ступени составляет около 11,8 тонн, длина – 17 м, диаметр – 4,1 м. При вхождении в плотные слои атмосферы происходит нагрев ступени до температур, приводящих к взрыву остатков топлива в баках. При разрушении ступени в воздухе образуется большое количество мелких фрагментов (рис. 9). В момент разрушения температура отдельных элементов конструкции достигает 2000°С [5]. По теоретическим оценкам взрыв происходит на высотах 25-30 километров. Поскольку температура плавления большинства металлов менее 2000°С, то в результате высокотемпературного воздействия могут сгорать не только остатки компонентов ракетного топлива, но и подвергаться термической деструкции фрагменты ступени ракет. О наличии высокотемпературного воздействия свидетельствуют следы термического повреждения на термоустойчивых металлических фрагментах ракет («побежалость», изменение цвета и т.д.) [5].
Большая часть районов падения второй ступени ракет-носителей расположена в труднодоступных районах. Крупные фрагменты ступени, как правило, вывозятся из районов, а мелкие удается обнаружить крайне редко, и можно предположить, что за период эксплуатации на территории районов в залесенной гористой и болотистой местности их накопилось немало.
Один из районов падения второй ступени РН «Протон-М» расположен в Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, где имеется возможность исчерпывающего визуального обнаружения фрагментов ступеней. Результаты обследования этого района показали, что при массе металлической конструкции второй ступени в 11 800 кг, максимальное количество найденных на поверхности земли фрагментов составляет около 600 кг, что составляет 5% от массы второй ступени ракеты-носителя. Размеры обнаруженных фрагментов составляют 0,18-8 м2 [5]. В редких случаях до земли долетает бак окислителя второй ступени (рис.10).
Достигающие поверхности земли фрагменты представлены устойчивыми к коррозии и биологической трансформации сплавами металлов (легированные стали, магниевые, алюминиевые и титановые сплавы). Низкая реакционная способность фрагментов обеспечивает отсутствие токсичных эффектов при контакте с биотическим компонентом экосистем. Однако по той же причине может наблюдаться их длительное существование в природных ландшафтах, что приводит к засорению ландшафтов металлическими отходами. В зависимости от размера и массы фрагментов ступени и вертикальной структуры фитоценозов могут наблюдаться механические повреждения одного или нескольких ярусов фитоценоза. При падении фрагментов массой менее 100 кг и линейными размерами менее 1,5 м нарушения в подавляющем большинстве случаев незначительны (единичные случаи частичного повреждения крон растений). Нарушений почвенного покрова в 2014-2016 гг. на местах падения фрагментов второй ступени выявлено не было.
Редким явлением в районах падения второй ступени являются пожары. Возгорание растительности (травы и кустарника) в период сухостоя может быть вызвано падением небольших по размерам, но массивных фрагментов ступени (элементы двигательных установок), раскаленных из-за движения с высокой скоростью в плотных слоях атмосферы. Скорость падения крупных фрагментов, в частности, баков окислителя второй ступени РН «Протон-М», которые в редких случаях не повреждаются взрывом, недостаточна для их нагрева до пожароопасных температур. В районах падения ступени РН «Протон-М» установлено два случая возгорания, площади которых составили 0,01 и 3 га [5]. В районах падения второй ступени РН «Союз-ФГ» за последние 10 лет пожаров зарегистрировано не было.
К настоящему моменту нет достоверных доказательств химического воздействия на экосистемы районов падения второй ступени ракет-носителей. В литературе имеются данные о моделировании загрязнений компонентами ракетного топлива в результате падения второй ступени ракет-носителей [6-8]. В целом, большинство авторов приходят к мнению, что после разрушения ступени РН на большой высоте перемещение капель ракетного топлива очень крупных размеров в атмосфере Земли к ее поверхности представляется крайне маловероятным, а мелкие капли достаточно быстро испаряются. Теоретически допускается, что в зимний период возможно поступление капель НДМГ на земную поверхность [9], однако многолетние исследования не обнаружили загрязнение экосистем районов падения второй ступени ракетным топливом ни в зимний, ни в летний период [10,11]. С целью контроля возможного аэрогенного поступления компонентов ракетного топлива после разрушения ступени ракеты-носителя в районах падения второй ступени и на прилегающих территориях до и после каждого пуска ракеты-носителя с космодрома Байконур осуществляется отбор проб компонентов экосистем (почвы, растений, воды, снега) на постоянных мониторинговых точках для проведения количественного химического анализа на содержание компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации. В результате проведенных исследований 2014-2016 гг. в компонентах экосистем не обнаружено наличие несимметричного диметилгидразина и ракетного керосина. Наблюдения также не выявили изменения химических свойств почв, отражающих воздействие компонентов ракетного топлива.
Выводы
Проведенные в районах осуществления ракетно-космической деятельности исследования позволили установить:
1. Штатная эксплуатация ракет-носителей в целом не оказывает масштабного воздействия на экосистемы ни на космодроме, ни в районах падения отделяющихся частей.
2. Максимальное техногенное воздействие (по типам и площадям) проявляется в районах падения первой ступени ракет-носителей. Данные 2014-2016 гг. свидетельствуют, что площади механических нарушений на местах падения первой ступени РН «Союз-ФГ», как правило, превышают аналогичные площади на местах падения первой ступени РН «Протон-М». Химическое повреждение экосистем, напротив, сильнее проявляется на местах падения первой ступени РН «Протон-М», однако, наличие высокотоксичного несимметричного диметилгидразина в почвах в теплый период года (апрель-октябрь) и через год после первичного выявления загрязнения в холодный период (ноябрь-март) не обнаруживается. Пожары, как правило, значительно чаще случаются на местах падения боковых блоков первой ступени РН «Союз-ФГ».
3.Основной экологической проблемой в районах падения второй ступени ракет-носителей является механическое загрязнение экосистем фрагментами упавших ступеней. Химического воздействия на экосистемы компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации в период проведения пусков не выявлено. Сравнительный анализ влияния пусков ракет-носителей на экосистемы районов падения второй ступени не выявил специфических особенностей воздействия ракет-носителей различных типов.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-27-00083).
Королева Т.В. Шарапова А.В
Кречетов П.П. Кондратьев А.Д.
Мой комментарий (Бацура)
Л.В. Бацура, 10.03.2019
может, поможет? Ваше высочайшее Невежество!
И за что Вас только держат в совсекретном Ракетно-Психиатрическом НИИ с КБ? За что Вам только сребреники платят. Вы э ведь на балансе пенсионного фонда России. Объедаете стариков. Разыгрываете бои "нанайских мальчиков" и пускаете пыль в глаза Вашему работодателю. Понятно, что Вашего работодателя устраивает туфта, которую Вы ему впариваете. Но, привет ему, пусть дойдёт до него, что ему Вас пора разгонять
Л.В. Бацура 09.04.2019