Реклама Google — средство выживания форумов :)
«Михаил Ломоносов» — первое специализированное
научно-исследовательское судно Морского гидрофизического института.
Водоизмещение - 5960 т.
Длина - 102 м.
Ширина - 14,6 м.
Осадка - 6 м.
Скорость хода -13 узлов.
Мощность гл. двигателя -паровой машины - 2450 л.с., 1813 квт
Корпус - с ледовым поясом, для мореплавания в северных широтах.
Общ.площадь лабораторн. помещений - 324 кв.м.
Кол-во научн. лабораторий - 16 (первонач.-но). После переоборуд-я в Риеке на судоверфи Виктор Ленак - 11.
Автономность плавания - в милях - 11000. В сутках - 55 суток.
Экипаж - 71 чел.
Научный состав - 65 чел.
В 2007 г. исполнилось 50 лет со дня вступления в строй научно-исследовательского судна Морского гидрофизического института «Михаил Ломоносов».
Этому судну принадлежала ведущая роль в исследованиях Атлантического океана начиная с 1957 г.
С его помощью изучались явления природы Атлантического, Индийского и Тихого океанов .
Международный геофизический год (1957—1959 гг.) стал стимулом для строительства новых научных судов .
В мае 1956 г. вышло постановление правительства СССР, предусматривающее передачу Академии наук для Морского гидрофизического института большого океанского корабля водоизмещением около 5500 тонн и его дооборудование в качестве экспедиционного судна для работ в океанах .
Автором проекта был капитан дальнего плавания С. Л. Ушаков . При строительстве НИС «Михаил Ломоносов» академик В. В. Шулейкин сделал выбор в пользу паровой машины. Это позволяло выбирать любую минимальную скорость, что очень важно при работах в дрейфе, а также исключить вибрацию, что было важно важно для электронных самописцев того уровня развития. Необходимо было придать судну плавную качку, что имело значение при эксплуатации приборов. Для этого было решено установить бортовые кили и уложить твердый балласт .
Для гидрологических работ было установлено на верхней палубе восемь больших лебедок типа «Океан», с откидными площадками и кран -балками. Также установили траловую лебедку с 7600 м троса, способного выдерживать громадное натяжение . Она была необходима для проведения буксировочных работ приборов в тяжелых контейнерах и заглубительных решёток.
В носовой части, на баке, предусматривалось устройство глубоководной якорной лебедки для постановки судна на якорь на предельных глубинах океана до 10 000 м, что давало возможность наблюдений в любом пункте океана, на суточных и многосуточных станциях . В техническом проекте предусматривалась установка на палубе лоцманских ботов хорошей мореходности. По предложению В. В. Шулейкина один из этих ботов должен был быть немагнитным для исследований магнитного поля Земли. Для этого планировалась доставка деревянного бота со Стрельнинской верфи под Ленинградом . Весь ход строительства судна в ГДР курировал представитель МГИ В. А. Васнецов.
По справедливому мнению авторов монографии «Океанология: средства и методы океанологических исследований», НИС «Михаил Ломоносов» стал первым крупнотоннажным судном, специально построенным для научных исследований Академией наук СССР .
Модель судна «Михаил Ломоносов» размером 1:100 демонстрировалась на Лейпцигской ярмарке, как это видно из рапорта начальнику Отдела морских экспедиционных работ при Президиуме АН СССР знаменитому полярнику И. Д. Папанину старшего механика И. В. Викторова, наблюдавшего непосредственно на месте за постройкой судна .
Судно строилось в Германской Демократической Республике на судостроительном заводе «Нептун-верфь» и 3 ноября 1956 года корпус был спущен на воду. В сентябре 1957 г. был знаменательный день — на судне поднят Государственный флаг СССР . Распоряжением Президиума Академии наук от 1 октября 1957 г. «Михаил Ломоносов» был зачислен в состав научно-исследовательского флота Академии наук и передан на баланс Морского гидрофизического института....
Архангельск. «ЛОМОНОСОВ», пассажирский пароход Товарищества Архангельско‑Мурманского срочного пароходства. Построен в Ньюкастле в 1891 на заводе «Добсон и Ко» (Великобритания) по заказу Товарищества. Грузоподъемность — 1180 т, длина — 225 футов, ширина — 30 футов, осадка — 18 футов, скорость макс. — 12,7 уз. (с грузом 350 т), мощность машин — 2х90 л. с. Принимал до 600 пасс., размещавшихся в каютах 3‑х классов. Для конца XIX — начала XX вв. отличался комфортабельностью и повышенным вниманием к безопасности плавания. Осуществлял перевозки пассажиров и грузов вдоль Мурманского берега на линии Архангельск–Вардё (Норвегия). Капитан — Ф. К. Попов.