Реклама Google — средство выживания форумов :)
“Сам удивляюсь, как офицеры, прапорщики, солдаты ухитряются поддерживать технику в работоспособном состоянии при отсутствии ЗИП, отсутствии денег на эксплуатацию, при том, что зарплата не выплачивается
по нескольку месяцев,” — сказал В.М. Смирнов.
...
В отношении финансирования комплекса “Мир” Ю.П. Семенов сообщил, что в первом полугодии 1994 г. финансирование составило 25%, а в целом за год — 60%. (При этом, однако, следует принять во внимание, что общее исполнение доходной части госбюджета за 1994 г. как раз и составило около 60%.)
За январь-февраль 1995 г. финансирование работ по “Миру” составило 2%. “Я лично обращался три раза к Президенту, — заявил Ю.П. Семенов, — четвертый раз стучу. Когда я объявил, что программы не будет, что все обязательства мы сорвем, в понедельник, 21-го Черномырдин собрал совещание и пообещал решить все вопросы.”
Ю.П. Семенов предупредил, что если не будет денег, то придется возвращать экипаж на Землю и консервировать станцию. А тогда любая неполадка чревата серьезными отказами. “Мы летаем над крупными городами, над атомными электростанциями...” — предостерег он, прозрачно намекая на неконтролируемое падение “Салюта-7”.
Б.И. Каторгин, генеральный директор и генеральный конструктор НПО “Энергомаш”, заявил, что предприятия поддерживают введение рыночных отношений, но потребовал, чтобы и правительство тоже работало по правилам рынка. “Всем предприятиям правительство дало заказ. Мы делаем. Почему государство (покупатель) не платит? Это не рынок, а какой-то сумасшедший дом”.
“Если государство не платит, оно должно хотя бы прокредитовать под соответствующий процент. Коммерческие банки дают под 200% [годовых], а Цетробанк Правительству дает под 10%. Если госзаказ определен, надо его финансировать, а то народ считает, что виноваты директора. Примите закон о госзаказе и печатайте деньги, если их нет.”
Касаясь проблемы задолженности предприятий, Б.И. Каторгин призвал правительство принять решение о погашении долгов в ракетно-космической отрасли. “Мы накопили долги за счет того, что обеспечивали обороноспособность страны... Здесь никто не потратил ни копейки ни на что, кроме поддержания обороноспособности “.
Елизаров Михаил Абрамович, зам.министра связи, заявил в начале своего выступления: “Сейчас летает 1800 спутников на геостационарной орбите, а наших — двенадцать. На 1800 КА у других деньги есть, а у нас на 12 нет”. (Число 1800, по-видимому, соответствует количеству всех операционных ретрансляторов на иностранных спутниках связи. В таком случае и для отечественных КА уместно давать суммарное количество ретрансляторов, составляющее, поданным Ю.Н. Коптева, около 100 — М.Т.) “Мы не в кризисе, а уже в развале, — продолжал Елизаров. — Спутник в точке 140° работает только в вечернее время. Спутник в 40°, работающий уже пятый год, вышел из [допустимых] параметров. Отклонения по широте составляют 5° вместо 3°. Я уже получил претензии от других стран (Индии)... РКА мы заказали не 6, а 3 КА, чтобы в 1996 г. выплыть из этого дурацкого положения... Поздно, обсуждать надо было год назад. Боюсь, что ваше решение уже ничего не изменит, развал настолько глубок, что очень трудно будет что-нибудь сделать... Если в ближайшее время (КА) в 140° не восстановить, то к выборам будете себя видеть только здесь, в зале.”
В выступлении первого заместителя руководителя Федеральной службы геодезии и картографии констатировалось, что впервые в истории дистанционного зондирования Земли вследствие недостатка финансирования не было проведено ни одного запуска [фотографических] КА “Ресурс”. По оценке ФСГиК, предварительный ущерб от этого составляет примерно 120 млрд руб., что эквивалентно бюджетному финансированию Росгидромета.
...
Директор ЦНИИМаш В.Ф. Уткин дополнил общую картину подробностями существования головного института РКА: “4 миллиарда долгов. 15 миллиардов нужно, чтобы ЦУП и все остальное работали... Я не прошу денег и я не хочу работать с американцами, чтобы они нам деньги давали. Мы хотим сотрудничать равноправно... Но я прошу: дайте мне денег!”
...
Нет денег даже на запуск очередного “Прогресса”, не говоря уже о запуске модуля “Спектр”
Запуск ракеты «Зенит» с 6 спутниками, принадлежащими шести различным странам, стал уникальным примером международного сотрудничества. Если учесть, что ракета была сделана на Украине, а на российском КА установлена аппаратура Франции, Италии и Бельгии, то общее количество стран-участниц запуска достигает 10.
Финансовые поступления от владельцев попутных спутников оказали существенную помощь в осуществлении проекта.
Как заявил заместитель генерального директора РКА Ю.Г.Милов, он «вовсе не уверен, что без этих денег мы осуществили бы этот запуск».
Точные суммы иностранных платежей неизвестны. По неофициальным сведениям, обнародованным газетой «Коммерсантъ-daily», общая сумма составила 720 тыс $.
Могу сказать, что в течение июля месяца мы с Юрием Николаевичем, Юрием Павловичем и со всеми другими руководителями отрасли активно занимались тем, что искали деньги на финансирование космических программ, но не из бюджета Российской Федерации. И… я считаю, что мы придумали уникальные (!) внебюджетные возможности финансирования и станции «Мир», и Международной космической станции, да и всех остальных проектов.
– Первый источник – это доходы от спутников связи. Дело в том, что спутники связи на самом деле являются источниками доходов, поскольку они эксплуатируются и используются для нужд и телевидения, и навигации, и телефонной связи и т.д.
– Второй источник – это доходы от продажи права телефонного вещания в GSM’овском стандарте. Это совсем новый источник…
– Третий источник – это возможные доходы от реализации части имущества, которое есть у космической отрасли…
– Есть еще и другие [источники финансирования], но эти три – наиболее значимые, наиболее важные.
Названные источники доходов вызывают, мягко говоря, большие сомнения. Однако находящийся рядом Юрий Коптев старается их развеять:
– …За счет тех источников, которые только что прозвучали, эти средства [необходимые 1.3 млрд руб.] сегодня совершенно четко определены. Определен механизм их получения, и я думаю, что первые конкретные поступления уже произойдут где-то в августе месяце…
Так что же? Неужели на этот раз проблема с финансированием успешно решена? И это при том, что ни один рубль не будет взят из государственного бюджета!