Виктор Кузовков
Простите меня за грубость, но кажется, нынешний виток карабахского конфликта прочистил мозги не только армянам. Новость, недавно прошедшая по специализированным военным изданиям, намекает нам, что в России некоторые выводы из него тоже сделали. И касается это, прежде всего, вопросов противодействия беспилотным летательным аппаратам, которые, как оказалось, уже сейчас становятся основной ударной силой в так называемых «конфликтах малой интенсивности».
Вообще, некоторые тревожные звонки прозвучали для российской армии еще в Сирии, где имели место факты поражения наших зенитных средств иностранными беспилотниками.
// Дальше — newizv.ru
Относительно недавно мы писали о создании новой модификации ЗРПК «Панцирь», а именно «Панцирь-СМ-СВ». Там, помимо новых «основных» ракет, впервые применены зенитные ракеты малого радиуса, которые по своим габаритам примерно в четыре раза меньше обычных. Это позволяет использовать по четыре ракеты в одном транспортно-пусковом контейнере, что значительно повышает боевую устойчивость в случае применения противником целого «роя» малых и сверхмалых БПЛА. Помимо габаритов, новые ракеты существенно дешевле, что тоже имеет большое значение. Понятно, что доработана и РЛС нового ЗРПК, как раз с учетом сирийского опыта.
А недавно стало известно, что российские военные проявили интерес к новому ЗРК «Птицелов». Точнее, интерес к нему был и раньше, и весьма значительный. Но предполагалось, что этот комплекс будет закупаться исключительно для нужд воздушно-десантных войск. Теперь же ситуация изменилась, и о нем заговорили как об одном из самых перспективных средств ПВО для сухопутных войск.
Новый комплекс предполагается создавать на базе как раз ЗРПК «Панцирь». Но будут у него и существенные отличия, которые должны, по замыслу разработчиков, устранить существующие недостатки и наконец полностью или почти полностью решить проблему беспилотников. И прежде всего, это полный отказ от радиолокационной станции – у «Птицелова» радара не будет вообще.
Предполагается, что обнаружение целей и наведение на них ракет будет осуществляться с помощью оптической локационной станции кругового обзора, работающей в нескольких диапазонах, круглосуточно и в любых погодных условиях. Это позволит новому ЗРК вести наблюдение за небом скрытно, не выдавая себя электромагнитным излучением, и атаковать обнаруженную цель, не подставляясь под ответную атаку. Лазерный канал управления зенитными ракетами если и демаскирует комплекс, то только непосредственно для цели – сторонние наблюдатели и операторы БПЛА способны определить разве что направление, с которого прилетела ракета.
С большой вероятностью можно предположить и наличие в комплекте вооружений «Птицелова» новых ракет, разработанных для последних модификаций «Панциря», ведь комплексы будут унифицированы именно в этой части. А значит, «ловить птиц» он сможет на дистанциях до сорока километров, в то же время имея некоторое количество сверхмалых ракет (тульские оружейники уже прозвали их «зенитными гвоздями»), рассчитанных исключительно на поражение малых и сверхмалых беспилотников в ближней зоне.
В отличие от «Панциря», новый ЗРК будет чисто ракетным. Количество транспортно-пусковых контейнеров на одной установке составит двенадцать штук, то есть, при необходимости, один комплекс сможет нести одновременно до 48 малых ракет.