В конце лета 2019 года в Ульяновске на заводе "Авиастар-СП" была запущена автоматизированная поточная линия сборки (ПЛС) тяжёлых военно-транспортных самолётов
// aviation21.ru
... Ил-76МД-90А и его модификаций. Бесстапельная сборка позволяет увеличить количество выпускаемых самолётов с трёх до 18 в год. Сейчас на ПЛС идёт отработка технологического процесса, опытную сборку на новой поточной линии проходит Ил-76МД-90А с заводским номером 0206 (на фото).
До недавнего времени в российском авиастроении, как и в других странах, сборка самолётов осуществлялась по стапельному принципу - с использованием подсобных сооружений. Это влияло на скорость изготовления летательного аппарата, ведь в стапеле мог находиться только один самолёт. При автоматизированной сборке применяется поточный «конвейерный» принцип. Его используют на своих заводах Boeing и Airbus, также ПЛС успешно освоили авиазаводы в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске для сборки «Суперджетов» и МС-21. Теперь такая технология применяется и в Ульяновске.
Автоматизированная поточная линия сборки представляет собой конвейер из десяти роботизированных станций для стыковки отсеков фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и станций для монтажа силовых установок и систем самолёта. Она оснащена системой лазерного трекирования, которая обеспечивает высокую точность стыковки всех элементов самолёта.
Всё начинается со стыковки фюзеляжа (станция ПС.10). Затем идёт монтаж трубопроводов и систем на станции ПС.20. Далее на ПС.30 ведётся монтаж кабельной сети, параллельно происходит стыковка киля со стабилизатором на станции ПС.60. Когда работы на этих двух этапах заканчиваются, самолёт переставляется на станцию ПС.40. Здесь идёт стыковка фюзеляжа с отъёмной частью крыла (ОЧК), которое приходит из цеха 271 агрегатно-сборочного производства, и готовым хвостовым оперением, переставленным со станции ПС.60.
После этого самолёт переходит на так называемые отработочные станции – ОС.10, ОС.20 и ОС.30. На первых двух ведётся окончательный монтаж оставшихся систем после стыковки крыла. На ОС.20 проводится отработка систем под током. Финишный этап – станция ОС.30, где проходят общетехнические осмотры полностью собранного самолёта.