Однако, если абстрагироваться от всей от всех выпадов в адрес русского флота, то получается, что англичане меньшими силами уничтожили меньшими силами почти такое же турецкое соединение, что и корабли Нахимова, понеся минимальные потери - 4 убитых и 26 раненых. Вроде бы действительно стоит поучиться, но все же стоит понять причины такого результата. Самое просто, что и делает Лебедев - вот какая британских артиллеристов подготовка, не то что у русских. Вот только насколько это справедливо. Действительно в ходе наполеоновских войн британский флот показал и прекрасную боевую и морскую выучку, а также высокий боевой дух. Вот только к сражению при Абидосе это не имеет практически никакого отношения. Все гораздо проще - Турция, не готовая к войне, тянула время, укрепляя свои берега от атак с моря. Флот же мобилизовался крайне неторопливо, поскольку это требовало куда больших затрат, причем не только финансовых, но и ресурсных. С идеологическим началом (типа, нашему царю показали фигу, не снесем обиду) было достаточно сложно. Еще буквально вчера турки воевали вместе с русскими и англичанами против французов, а теперь им предстояло совместно с Наполеоном противостоять бывшим союзникам. Но поскольку это Восток, там все решают деньги. А по укоренившейся традиции жалование личному составу выплачивалось крайне нерегулярно и с большими задержками.И это явно не увеличивало желание моряков османского флота умирать. Поэтому нет ничего удивительного, что только обозначив бой, турецкие экипажи покинули свои корабли. А пожечь не оказывающие сопротивление корабли проблем ни у кого не возникало.
Но может быть для турецкого флота это было обычным делом, что Лебедев постоянно внедряет в умы читателей в своей книге. Типа слабый противник, чего с ним вообще было считаться. Но вот факты говорят об обратном. Если в Мраморное море турки пропустили эскадру Дакворта почти без выстрелов, практически не оказали сопротивления в сражении при Абидосе, то всего через какие-то полтора месяца британцы ощутили на собственной шкуре, что значить сражаться с упорным противником. Эскадра, конечно, прорвалась из Мраморного моря через Дарданеооы в Средиземное, но корабли получили приличные повреждения, а потери экипажей ританских кораблей составили 29 убитых и 138 раненых (о чем свидетельствует та же "История великобританского флота" Джемса).
В Синопе же турки дрались еще более упорно и отчаянно. Об этом, как и о том, что русские комендоры стреляли очень хорошо, говорят турецкие потери. При всем желании Нахимова и Корнилова увести с собой трофей, из этой затеи ничего не получилось, подходящей кандидатуры не нашлось, настолько все корабли под флагом с золотым полумесяцем были изрешечены ядрами и бомбами. А потери личного состава, даже по турецким данным, составили 2031 человек убитыми и пропавшими без вести. Из 2989 моряков, составлявших экипажи кораблей перед боем, уцелело всего 958, в основном, раненых, в т.ч. 135 попавших в плен.