Напомню статью Лексиных
В последнее время в сети широко обсуждаются опубликованные статьи о создаваемой для ВМФ многоцелевой океанской системе «Статус-6», использующей новые специализированные подводные лодки (ПЛ), несущие роботизированные необитаемые подводные аппараты (НПА). НПА могут выполнять множество боевых задач, но...
// vpk.name
Ее часто обсуждают, но все как-то забыли, что Лексины обсуждали НЕ ОДИН Посейдон, а семейство дронов в одном форм факторе:
В этой статье рассматриваются вопросы гидроакустической (ГА) скрытности суперторпеды для следующих двух вариантов (модификаций) ее реализации:
1. Высокоскоростная (до 100 узл.) глубоководная (1 км), почти мгновенно разгоняющаяся суперторпеда, недосягаемая для антиторпед НАТО.
2. Суперторпеда, как обычная, но необитаемая, подлодка-малютка, медленно разгоняющаяся до установившейся скорости хода около 20 узл. (возможно – до 50 узл.) и идущая на глубине около 50 … 100 м, уязвимая для торпед НАТО, но имеющая повышенную гидроакустическую скрытность.
Я заметил, что все концентрируются на варианте п.1 и с ядерной силовой установкой. Далее идут аргументы по шумности, стоимости и технологическим рискам реализации. Конечно такой дрон имеется в разработке, но кто сказал, что он единственный и даже представляет основную ударную силу АПЛ?
Лексины на деле обсуждали больше вариант из п.2 и вот не обязательно, что там ядерная силовая установка.
Само наличие АПЛ носителя доказывает, что хотя бы часть Посейдонов не имеет ядерной силовой установки и поэтому имеет ограничение по дальности хода и очень существенное, раз нужно средство их доставки к берегу США.
Разговоры, что ядерному Посейдону нужно оборудование для запуска или там время на запуск двигателей и поэтому запускать его надо над глубиной в пользу бедных. Естественно береговое оборудование запуска Посейдона сделать дешевле в разы. Положительная плавучесть Посейдона при береговом пуске легко обеспечивается отделяемыми баластными элементами. И самое главное это куда более безопасное место пуска его, чем АПЛ, которую можно отслеживать. Причина огромных расходов на АПЛ носитель может быть связана только с причиной, что часть дронов в формате Посейдона плавают сравнительно недалеко и еще может требоваться и реактор самой АПЛ.
Все уже видели, что "прототипы" Посейдонов плавают на видео. Как так? Ведь ядерная силовая установка не готова. Так вопрос в том, что возможно "прототип" и есть основная версия Посейдона. Это просто
электрическая минисубмарина на аккумуляторах.
Шум вокруг ядерного Посейдона скрывать братьев по его семейству куда более практичных, дешевых и эффективных. Неядерными реализации Посейдона могут быть химические на двигателе Стирлинга и на аккумуляторах. Я думаю, что пусковые трубы для Посейдонов займут больше именно аккумуляторные версии. Причина в том, что аккумуляторная версии совсем стелз из-за отсутствия движущихся элеметов.
Вторая причина заключается в том, что технологии литиевых аккумуляторов показывают феерический прогресс. Тесла с Панасоником вышли на 300-400 ВаттЧасов/1кг веса аккумулятора. Аккумулятор из современных литиевых элементов будет иметь МЕГАВАТТЧАСЫ емкости. Причем он весьма дешевый, т.к. его можно укомплектовать элементами от гражданских устройств. Это двойная технология. Как я раз я думаю нулевые утечки тут связаны с тем, что разработчики Посейдона как раз рассчитывают в тихоря в Китае закупить современные литиевые элементы и из них собрать себе аккумулятор топ-класса. Конечно возможно и местное производство. Но импортные аккумуляторы куда эффективней. Отсутствие каких-то утечек закупка для НИОКР такой версии Посейдона связаны с тем, что собственно НИОКР... и нет. Если ставка на тайный импорт литиевых модулей, то никакое КБ не получит на их разработку задания. Отечественная старая батарея может быть "Планом Б".
Электрический Посейдон крайне дешевый, т.к. его источник питания в случае импорта стоит в пределах 1 миллиона долларов. Лексины также отмечают, что тихоходный стелз вариант Посейдона не требует дорого высокопрочного корпуса, т.к. оптимальная акустическая скрытность на малой глубине.
Преимущество еще аккумуляторной версии Посейдона - это возможность зарядки его аккумуляторов от реактора АПЛ. Вполне реализуемо докование под водой Посейдона на подзарядку после возврата с использованием водолазов или автоматическое. Это позволяет нескольким аккумуляторным Посейдонам постоянно находится в разведывательных миссиях кружа вокруг материнской АПЛ.
Как сами Лексины отмечают оптимален пуск одновременно "ревущих коров" и стелз Посейдонов, т.к. первые скорее больше отвлекают силы ПЛО от ловли куда более многочисленных дронов второго вида.
Я не вел расчёты сколько может в медленном движении с ламинарным обтеканием пройти дрон с аккумулятором на 10 мегаваттчасов, но боюсь вполне сравнимые с Тесла показатели будут. Даже 100 км вполне устроит. Дело в том, что как отмечают Лексины, только в бредовых фантазиях Климова существуют космические средства ПЛО обороны США. Даже эксперты США их не видят. В реальность дальность обнаружения АПЛ измеряется сейчас максимум несколькими километрами. Поэтому даже на 100 км легко может просочится к Нью-Йорку современная тихая АПЛ. Потом запустить "ревущую корову", которая начнет по случайной траектории носится у берега и забьет гидроакустикам США шумами все. Прибить ядерный Посейдон, который постоянно совершает маневры, а не двигается прямолинейно затруднительно. Слышать недостаточно, нужно иметь противоторпеду такой же скорости и маневренности. Пуск на упреждение возможен только при прямолинейном движении ядерного дрона.
Однако вопрос в другом, что основная сила АПЛ вполне вероятно дешевые стелз-Посейдоны на аккумуляторах. Они также куда более эффективны в мирное время как разведывательные. С учетом сложности НИОКР и технологических рисков ядерных Посейдонов велика вероятность, что в реальности АПЛ будет много лет носить именно аккумуляторные версии Посейдонов, а с недоделанным ядерным будет воевать как с ветряной мельницей только фрик Климов.