Реклама Google — средство выживания форумов :)
В феврале 2021 года SpaceX Илона Маска успешно запустила в космос очередные 60 спутников Starlink. Теперь их общее количество на орбите перевалило за 1 тыс. — около 8% от плана на 2027 год
Подробнее на РБК:
Starlink: почему космический интернет Маска будет монополистом :: РБК Тренды
В феврале 2021 года SpaceX Илона Маска успешно запустила в космос очередные 60 спутников Starlink. Теперь их общее количество на орбите перевалило за 1 тыс. — около 8% от плана на 2027 год // trends.rbc.ru
Технология производства возвращаемых ракет многократного использования кардинально изменит стоимость и возможность реализации сетки из тысяч спутников. Банкротство LeoSat и OneWeb оставляет на рынке единственного лидера — американскую компанию Илона Маска StarLink и, как известно, коммерческое производство ракет многократного использования также успешно стартовало под руководством Маска.
Подробнее на РБК:
Starlink: почему космический интернет Маска будет монополистом :: РБК Тренды
После банкротства OneWeb единственным активным и масштабным проектом является StarLink. На сентябрь 2020 года количество запущенных спутников Starlink на высоту 550 км составило 713. Компания вышла на рекордные объемы производства спутников — 120 в месяц. SpaceX работает над усовершенствованием пусковой станции, чтобы Falcon 9 смог выводить на орбиту 400 спутников при каждом запуске. Компания подала заявку на разрешение на запуск до 42 тыс. спутников.
Каждый спутник весит 260 кг и имеет конструкцию из плоских панелей для максимально компактного размещения на ракете Falcon 9. Спутники оснащены четырьмя антеннами с фазированной решеткой и ионными двигателями на криптоне.
Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/industry/5f72f4e39a7947caaf0f5bf1
Главный конкурент Falcon 9 на мировом коммерческом рынке — российская ракета «Протон-М». В стремлении сохранить клиентов в 2015 году на него снизили цену с $100 до $65 млн, но это уже не помогло. «Протон-М» проигрывает в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на пуске Falcon 9: 12% против 3%. Ситуация усугубляется политическим обострением в отношениях США и России и санкционной войной. Также SpaceX проводит активную рекламную кампанию продвигая свои ракеты как средство упрощающее доступ в космос благодаря многоразовости и открывающее дорогу на Марс.
Государственные заказчики SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. Запуск по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции оплачивается NASA в сумме $133 млн. В эту сумму входит и ракета, и грузовой космический корабль, и обеспечение запуска. Стоимость грузового космического корабля Dragon не разглашается, но если сравнить аналогичные показатели по российским «Союз»/«Прогресс»/запуск: (1,2 млрд руб/0,8 млрд руб./0,6 млрд руб.), то можно сделать вывод, что цена ракета+запуск составляет примерно 2/3 от общей стоимости. В такой пропорции NASA платит за Falcon 9 около $90 млн. Сходную сумму мы видим в отдельных контрактах NASA на запуски космических аппаратов: $82-87 млн. Стоимость части выполненных контрактов Пентагона не разглашается, однако две цены мы можем узнать из контрактов на запуски спутников GPS: $82,7 млн и $96,5 млн, и автоматическую станцию DSCOVR за$97 млн.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, объясняя коммерческие успехи Илона Маска заявил, что Пентагон платит SpaceX $150 млн за запуск, и это дает возможность компании занижать стоимость коммерческих контрактов. По мнению главы российского ведомства, только демпинг Маска, оплаченный из кармана американских налогоплательщиков, оставляет Роскосмос без клиентов. Звучит логично, если не учитывать, что SpaceX выполнила всего четыре военных запуска. Даже если предположить, что информация главы Роскосмоса о стоимости контрактов Пентагона верны, всё равно существенного влияния на бизнес Маска они не окажут.Всего по программе NASA COTS и CRS выполнено 18 пусков, научные аппараты NASA запущены двумя ракетами, Пентагон оплатил 4 пуска, и 37 ракет пущено по коммерческим контрактам (за исключением 1-го неудачного). Получается средняя цена около $72 млн. что не сильно отличается от рыночной стоимости, и значительно ниже $100 млн «Протона-М», которые были самой низкой ценой до выхода SpaceX на рынок тяжелых ракет.
Государственная поддержка SpaceX выражается не только в контрактах. Компания активно эксплуатирует государственные стартовые комплексы на Мысе Канаверал и авиационной базе Ванденберг, откуда осуществляет запуски, в том числе и коммерческие. ВВС США и NASA заключили со SpaceX контракты на аренду, которые включают в себя поддержание работоспособного состояния, строительство и модернизацию в интересах коммерческой компании. О стоимости аренды информации нет, и, судя по всему, ее либо вообще нет, либо она незначительна. Для государственного собственника это снятие с себя части расходов на те же задачи, плюс поддержание своего частника, который создает новые возможности и повышает в том числе и государственный потенциал.
Предоставление государственной инфраструктуры частному оператору США точно так же не является оправданием для коммерческих неудач Роскосмоса. Ведь российские ракетостроители точно так же не содержат Байконур или Восточный, для этого есть Федеральная целевая программа «Развитие космодромов» и финансируемый за счет бюджета Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Да и убытки космических предприятий России компенсируются за счет бюджета.
Получается, что в США государственная поддержка Илона Маска оказывается удобным инструментом для завоевания мирового рынка, и Роскосмос не в состоянии справиться с этой конкуренцией располагая всей государственной космонавтикой и всеми инструментами государственной поддержки.
Ситуацию обостряет еще тот факт, что в России госконтракты значительно менее выгодны чем в США. Норма прибыли для госпредприятия Роскосмоса по госконтракту составляет считанные проценты, и только на коммерческих заказах можно «наесть жирок». Попытка продажи «Протона-М» российскому Министерству обороны за $100 млн стала бы основанием уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств. Реальная стоимость пуска «Протона-М» по госзаказу составляет около $53 млн. Поэтому-то Маск и вызывает бурю эмоций у российских ракетостроителей, что может получать госконтракты в полтора раза выгоднее чем коммерческие. С точки зрения Пентагона или NASA эти контракты все равно намного выгоднее всего, что есть на внутреннем рынке США, поэтому их не смущают даже $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдется в $160 млн.
Вместо того чтобы пересказывать друг другу мифы о демпинге Илона Маска, нашим ракетостроителям стоило бы принять реальность. Де факто это уже произошло, только вместо серьезной конкурентной борьбы за потребителя Роскосмос решил сдаться без боя. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что единственный рыночный конкурент Falcon 9 — облегченный вариант«Протона» фактически закрыт так и не начавшись. Россия еще пытается бороться за спрос на легкие и средние ракеты, но практически полностью сдала самый денежный рынок геостационарных пусков. Глава Роскосмоса обещает вернуться с обновленной «Ангарой», через несколько лет, но экономических перспектив у этой ракеты еще меньше чем у «Протона».
МОСКВА, 24 мар - РИА Новости. Ложную сигнализацию о пожаре и разгерметизации на Международной космической станции (МКС) вызвало попадание заряженной частицы в электронику пилотируемого корабля Crew Dragon компании SpaceX Илона Маска, следует из переговоров космонавтов с Землей, транслируемых НАСА.
В среду экипаж станции сообщил о сработавшей сигнализации о пожаре и разгерметизации, после чего проверил герметичность модулей МКС и убедился в отсутствии утечки воздуха и пожара. Позже наземные специалисты сообщили экипажу, что ложные сигналы вызвала некорректная работа программного обеспечения корабля Crew Dragon.
"Мы понимаем, что произошло ранее сегодня. Было попадание космической заряженной частицы в электронный блок (корабля Crew) Dragon", - сказал астронавту Виктору Гловеру специалист хьюстонского центра управления полетами.
Он добавил, что это вызвало ложные сигналы с Crew Dragon, на что отреагировала система аварийной сигнализации на МКС. По его словам, блок электроники на корабле перезапущен и работает нормально
SpaceX работает над усовершенствованием пусковой станции, чтобы Falcon 9 смог выводить на орбиту 400 спутников при каждом запуске. Компания подала заявку на разрешение на запуск до 42 тыс. спутников.
Каждый спутник весит 260 кг и имеет конструкцию из плоских панелей для максимально компактного размещения на ракете Falcon 9. Спутники оснащены четырьмя антеннами с фазированной решеткой и ионными двигателями на криптоне.
Следующие итерации бизнес-модели Starlink будут как минимум двукратными. Добавление заграничного покрытия в «сладкие» точки, где широкополосная связь сейчас минимальна, а в карманах абонентов есть деньги: Австралии, Германии и Японии.
Модель реселлера для беспроводных интернет-провайдеров и сотовых компаний, потенциально через Google, учитывая, что он хотел нанять сейчас менеджера по развитию «спутникового партнерства», также должна появиться в какой-то момент, чтобы обслуживать регионы, где 499 долларов США за терминал и 99 долларов США в месяц недоступны для типичного домашнего хозяйства.
Самая большая проблема для SpaceX - это переход от существующих спутников к группировке следующего поколения. Спутники Starlink 2.0, вероятно, будут больше, требуя большей мощности для поддержки более высоких скоростей широкополосного доступа, большего количества пользователей на один спутник и лазерных межспутниковых каналов для уменьшения задержки и независимости от наземных станций. Наращивание количества спутников большего размера - будь то 12000 в первоначальных заявках SpaceX в FCC или 42000 в более поздних заявках в ITU - означает, что Starlink критически зависит от быстрого развития Starship от тестов к эксплуатации, если SpaceX хочет развернуть спутники Starlink следующего поколения.