— Ведутся ли на Байконуре подготовительные работы, связанные с реконструкцией стартового стола под ракету-носитель "Союз-5"?
— Проект "Байтерек" предполагает глубокую модернизацию имеющихся на космодроме Байконур объектов наземной космической инфраструктуры ракетно-космического комплекса "Зенит-М".
За счет бюджетных средств Республики Казахстан АО "ЦЭНКИ" предстоит модернизировать технический и стартовый комплексы, а также создать с нуля учебно-тренировочные средства. На эти цели казахстанская сторона выделяет 88 млрд тенге. Российская сторона вносит свой вклад в проект путем разработки и создания ракеты "Союз-5"
Отличительными особенностями нового комплекса являются его экологичность (компоненты топлива — кислород и нафтил), повышенная грузоподъемность (17,5 т на опорную орбиту), рыночная привлекательность (стоимость пуска — в пределах $50–55 млн, головной обтекатель диаметром 5,2 м).
Несмотря на пандемию, в прошлом году успешно были завершены рекогносцировочные работы на космодроме. Сейчас завершается разработка эскизного проекта в московских филиалах АО "ЦЭНКИ", развернута активная предконтрактная работа со строительным блоком. Проводить проектирование и строительно-монтажные работы будет серьезный казахстанский холдинг — "Базис".
"Союз-5" будет запускаться только с космодрома Байконур. Создание комплекса не только создаст новые рабочие места, но и позволит жить космодрому после свертывания ряда других программ.
Специалистами ракетно-космического центра изготовлен полноразмерный имитатор бака окислителя ракеты нового поколения «Союз-5» диаметром 4100 мм. После монтажа внутрибакового оборудования бак «О» будет направлен в Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (входит в Роскосмос) для проведения динамических испытаний. Изготовление бака окислителя первой ступени «Союза-5» — значительный шаг в производстве ракеты-носителя нового поколения для РКЦ «Прогресс».
Перспективная двухступенчатая ракета-носитель среднего класса «Союз-5» разрабатывается с целью обеспечения запусков автоматических космических аппаратов на солнечно-синхронные, высокоэллиптические, геопереходные и геостационарные орбиты, в том числе с использованием разгонных блоков. В ее составе будут использоваться новые двигатели.
Маршевый двигатель первой ступени РД-171 МВ разработки Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко и двигатель второй ступени РД-0124 МС разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (оба предприятия входят в периметр Роскосмоса) обеспечивают характеристики на паре топлива кислород — нафтил, близкие к максимальным. Пуски новой ракеты-носителя планируются с космодрома Байконур в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек».
."Эскизный проект разработан и в настоящее время проходит экспертизу", - заявили в пресс-службе.
Как уточнили на предприятии, после завершения экспертизы эскизный проект будет представлен в Роскосмос для утверждения. Координацией работ по его сдаче занимается головная организация - исполнитель работ по опытно-конструкторской работе "Феникс" - Ракетно-космическая корпорация "Энергия".
"Для нас крайне важно видеть свет в конце тоннеля, таким светом является реализация программы "Байтерек" по осуществлению пусков ракеты-носителя "Союз-5" с космодрома Байконур. Основные документы согласованы, согласован облик ракетно-космического комплекса, сама ракета находится в стадии наземных статических и динамических испытаний", - приводятся слова Рогозина в сообщении Роскосмоса по итогам заседания российско-казахстанской межправительственной комиссии по комплексу "Байконур".
По словам главы госкорпорации, этот комплекс будет готов к началу летно-конструкторских испытаний с декабря 2023 года.
Специалистами Центрального научно-исследовательского института машиностроения и Ракетно-космического центра «Прогресс» (входят в Госкорпорацию «Роскосмос») успешно проведены статические испытания опытного образца бака горючего первой ступени стендового блока перспективной ракеты-носителя «Союз-5». Испытания проводились под действием внутреннего давления с приложением испытательной нагрузки к элементам конструкции нижнего днища бака.
В ходе испытаний экспериментально определены значения и распределение напряжений в силовых элементах конструкции, жесткостные характеристики, а также проведено их сравнение с расчетными данными. По результатам испытаний подтверждена статическая прочность нижней части бака горючего с силовым кольцом стендового блока первой ступени ракеты «Союз-5», предназначенного для проведения холодных и огневых испытаний.
В Научно-производственном объединении «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») введена в опытную эксплуатацию новая информационно-измерительная система огневого стенда. На объекте испытывается перспективный двигатель РД-171МВ для ракеты-носителя среднего класса «Союз-5».
Разработку, монтаж и запуск системы выполнили специалисты Протон-ПМ (входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос»). Она заменит три устаревших вычислительных комплекса.
Работы по вводу системы в опытную эксплуатацию начались в конце февраля 2022 года. До этого специалисты Протон-ПМ спроектировали комплекс, изготовили и поставили заказчику оборудование и материалы, провели монтажные и пусконаладочные работы.
Андрей Ушков, начальник научно-испытательного комплекса НПО Энергомаш: «Создание новой информационно-измерительной системы проведено в рамках реализации проекта „Модернизация стендовой базы научно-испытательного комплекса НПО Энергомаш“. Специалистами нашего научно-испытательного комплекса и предприятия Протон-ПМ была проделана большая совместная работа, ведь подобный стенд для огневых испытаний ракетных двигателей — уникальный, при его модернизации невозможно применять готовые технологические решения.
Новая информационно-измерительная система обеспечивает высокую точность измерения и частоту опроса, что очень важно при стендовых испытаниях. Сотрудничество с предприятиями интегрированной структуры ракетного двигателестроения — прекрасный пример внедрения лучших разработок на разных предприятиях и формирование единой технической политики внутри ИСРД».
Ввод в опытную эксплуатацию осуществлялся в ходе серии доводочных испытаний двигателя с поэтапной передачей на новую систему всего объёма измерений. После чего специалисты предприятия Роскосмоса приступили к самостоятельной работе при участии пермских специалистов.
Игорь Глазатов, заместитель главного инженера по испытаниям Протон-ПМ: «Новая система автоматизировала процесс сбора, хранения и обработки параметров стенда и двигателя на всех этапах огневого испытания, включая его подготовку, проведение и послепусковые операции. Продукт разработан на основе усовершенствованного решения „Сириус“, применяемого на нашем предприятии. Его внедрение позволит существенно улучшить качество и надёжность измерений, а также повысить удобство просмотра параметров в процессе испытания».
Следующий этап проекта модернизации огневого стенда НПО Энергомаш — внесение информационно-измерительной системы в Государственный реестр средств измерений и её сдача в промышленную эксплуатацию.
В рамках изготовления перспективной двухступенчатой ракеты-носителя «Союз-5» в цехах Ракетно-космического центра «Прогресс» (г. Самара, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») в июне текущего года выполнили установку теплоизоляции на верхнее и нижнее днища бака окислителя ракеты.
Теплоизоляция на космической технике предназначена для обеспечения теплового режима внутри изделия.
Выполнение задачи началось с подготовки производства: специалисты предприятия Роскосмоса разработали техническое задание для проектирования оснастки, рассчитали необходимое количество материалов для нанесения теплоизоляции и проработали технологию ее нанесения на крупногабаритные изделия – баки окислителя и горючего, верхний и межбаковый отсеки ракеты «Союз-5».
Первая ступень новой ракеты-носителя «Союз-5» длиннее любого железнодорожного вагона, поэтому для ее перевозки создается сцеп из трех штук, рассказал в интервью «Газете.Ru» директор РКЦ «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») Дмитрий Баранов. Он также объяснил, зачем для бака горючего использовали сплав 1580 и почему «Союз-5» будут запускать со стартового стола, с которого раньше отправляли в космос украинские «Зениты».
— Ранее вы сообщали, что все работы по производству PH «Союз-5» идут по графику. Что сделано на данный момент? Что будет сделано в ближайшее время?
— В начале июня текущего года специалистами АО «ЦНИИмаш» и АО «РКЦ «Прогресс» (входят в госкорпорацию «Роскосмос») успешно проведены статические испытания опытных образов бака горючего первой ступени стендового блока перспективной ракеты-носителя «Союз-5». По результатам испытаний подтверждена статическая прочность нижней части бака горючего с силовым кольцом стендового блока первой ступени РН «Союз-5», предназначенного для проведения холодных и огневых испытаний.
В настоящее время на производственной площадке РКЦ «Прогресс» смонтированы три установки сварки трением с перемешиванием. Первая из установок принята в эксплуатацию, на установке уже сварено более 20 обечаек
(трехслойные конструкции с алюминиевым заполнителем и обшивками из углепластика, нужные для защиты полезного груза на атмосферном участке полета и в условиях наземной эксплуатации — «Газета.Ru») из сплава 1580 для проведения наземной экспериментальной отработки и испытаний РН «Союз-5». К концу 2022 года планируется изготовить более 30 обечаек (ранее «Газета.Ru» рассказывала, что установки для сварки перемешиванием созданы и установлены на РКЦ «Прогресс» чебоксарским предприятием «Сеспель». Оборудование обеспечивает сварку плит толщиной порядка 30 мм. Применение этого технологического процесса обеспечит сварку необходимых толщин за один проход, с высоким качеством и характеристиками и повысит прочность баков новой РН).
— Как вы сказали выше, материал, из которого будут изготавливаться баки ракеты-носителя «Союз-5», — алюминиевый сплав 1580. Он также применяется впервые. Чем он хорош?
— По сравнению со сплавом, используемым при производстве РН «Союз-2», у него повышенные механические характеристики в сочетании с приемлемой стоимостью. Сплав 1580 позволит обеспечить прирост массы выводимой полезной нагрузки на орбиту до нескольких сотен килограмм.
— Ранее также сообщалось, что впервые на новой ракете будет использоваться бесплатформенный инерциальный блок с чувствительными элементами на малогабаритных и легких волоконно-оптических гироскопах. Объясните, пожалуйста, что это такое, для чего нужно и чем лучше предыдущего блока?
— Действительно, бесплатформенный инерциальный блок (БИБ) впервые применен на ракете-носителе российской разработки. Инновационность прибора БИБ заключается в том, что он построен на волоконно-оптических гироскопах (гироскоп — устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета — «Газета.Ru»).
Волоконно-оптический гироскоп – это оптико-электронный прибор для изменения абсолютной относительно инерциального пространства угловой скорости. Прибор БИБ выполняет построение на борту ракеты-носителя в точке старта требуемой системы координат и сохранение положения стартовой системы координат в инерциальном пространстве все время полета. Также БИБ определяет положение ракеты-носителя относительно этой системы координат и выдает в систему управления информацию об углах поворота ракеты, а именно углах тангажа, рыскания и вращения (это необходимая информация о полете ракеты, так как любое движение неправильном направлении может привести к отклонению от курса — «Газета.Ru»).
Преимущества БИБ по сравнению с ранее применявшимся комплексом командных приборов заключаются в малых габаритах и массе, небольшом потреблении энергии и отсутствии подвижных механических элементов, сложных в изготовлении.
— Действительно ли «Союз-5» будет запущена со стартового стола, который ранее использовался для пусков украинских «Зенитов»?
— Да, ракета-носитель «Союз-5» проектируется с учетом требований по ее запуску со стартового стола, который ранее использовался для пусков ракета-носителей «Зенит». Этот стартовый стол подразумевает прием, установку и пуск с него ракеты-носителя в автоматизированном режиме, без проведения ручных операций. Это, в свою очередь, накладывает ограничения на количество связей ракеты с наземным оборудованием.
Данный подход существенно сокращает количество связей «земля-борт», что предполагает отказ от релейных связей, и, как следствие, облегчение бортовой кабельной сети, уменьшение количества приемо-передающей преобразующей бортовой аппаратуры.
— Мы знаем, что на «Союзе-5» будет применяться система аварийной защиты двигателей. Готова ли уже эта защита? Испытана ли она? Где будут проведены эти испытания?
— В настоящий момент мы завершаем проектирование системы аварийной защиты двигателей РД171МВ, РД0124МС. Дочернее предприятие АО «РКЦ «Прогресс» — АО «НПО автоматики» (Екатеринбург) приступает к изготовлению опытных образцов и проведению автономных испытаний приборов.
Для отработки системы конструкторами запланированы два вида испытаний. Один вид будет проведен при огневых испытания двигателя РД0171МВ в АО «НПО Энергомаш» и двигателя РД0124МС в АО «Конструкторское бюро химавтоматики».
Другой — при огневых стендовых испытаниях блока Ӏ и ӀӀ ступени РН «Союз-5» в Научно-испытательном центре ракетно-космической промышленности.
— Как нам известно, такая схема защиты двигателей будет применяться впервые. На каких этапах полета ракеты-носителя она будет использоваться?
— Действительно, система аварийной защиты двигателей (САЗ Д) РД171МВ, РД0124МС будет применяться впервые.
По сути, она будет состоять из трех вычислительных машин (одна на Ӏ ступени и две на ӀӀ ступени), которые будут работать по сложным алгоритмам, созданными организациями-разработчиками двигателей.
Система будет функционировать на протяжении всей работы двигателя и контролировать работу двигателей на протяжении всего полета ракеты-носителя.
— Когда PH «Союз-5» планируют направить на Байконур и на каком транспорте?
— В эскизном проекте проработаны варианты железнодорожной транспортировки ракеты на космодром. Главная особенность комплекта железнодорожного оборудования – сцеп из трех вагонов с заниженной посадкой. Последнее обусловлено габаритами ракеты. По этой же причине
она будет перевозиться не в контейнерах, а на специальных агрегатах в защитных чехлах.
Первая ступень РН «Союз-5» длиннее любого железнодорожного вагона, поэтому и используется сцеп. Его изготавливает АО «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения». Транспортирование РН «Союз-5» железнодорожным транспортом возможно осуществить одним эшелоном.
В четверг, 22 декабря 2022 года, из Ракетно-космического центра «Прогресс» в Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (входят в Госкорпорацию «Роскосмос») отправлен бак окислителя стендового блока первой ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5» для проведения вибропрочностных испытаний.
Это один из этапов наземной экспериментальной отработки и в то же время значительный шаг в создании ракеты нового поколения для РКЦ «Прогресс».
В 2021-2022 годах специалисты предприятия на базе своего испытательного центра успешно провели статические испытания опытного образца бака окислителя до разрушения, которые подтвердили заложенные прочностные характеристики изделия, предназначенного для огневых стендовых испытаний. Также специалистами РКЦ «Прогресс» были выполнены испытания корпуса бака окислителя для подтверждения прочности конструкции на случай перемещения автомобильным транспортом.
В четверг, 29 декабря 2022 года, в Воронежском центре ракетного двигателестроения (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» Госкорпорации «Роскосмос») успешно проведено первое длительное огневое испытание нового кислородно-керосинового ракетного двигателя РД-0124МС, предназначенного для второй ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5».
В рамках доводочных испытаний двигатель с полноразмерными соплами впервые отработал на огневом стенде время, на 40 % превышающее заложенный техническим заданием штатный полетный ресурс в составе ракеты. Запуск и останов двигателя прошли в соответствии с программой испытания.
Жидкостный ракетный двигатель РД-0124МС тягой в пустоте 60 тонн работает на жидком кислороде и нафтиле и предназначен для второй ступени ракеты «Союз-5». Двигатель состоит из двух блоков, расположенных на общей раме. В состав каждого из блоков входят по две камеры. Двигатель обеспечивает качание камер в двух плоскостях, а также работу при выключении одного из блоков, в том числе на пониженном режиме тяги.
САМАРА, 30 января. /ТАСС/. Первый старт ракеты "Союз-5" намечен на 2024 год. Об этом сообщил журналистам в понедельник генеральный директор Ракетно-космического центра "Прогресс" Дмитрий Баранов.
Ранее сообщалось, что первый старт запланирован на четвертый квартал 2023 года.
"На сегодня [запуск] планируется в 2024 году", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Гендиректор центра добавил, что в планах до конца года собрать баки первой летной машины. "Потому что у нас во II - III квартале придут абсолютно все составные части. Это все двигатели, системы управлений, системы телеизмерений. И мы к концу года должны начать сборку первой летной машины", - отметил Баранов.