Реклама Google — средство выживания форумов :)
— Обратимся к другому проекту, который вы упомянули. Начались ли огневые испытания двигателя РД-171МВ для ракеты "Союз-5" и сколько они продлятся?
— "Энергомаш" одним из первых в отрасли осваивает полную производственно-технологическую цепочку с использованием цифровых технологий, и это, в свою очередь, требует от нас проведения дополнительных автономных или квалификационных испытаний, включая проведение имитационных испытаний отдельных узлов и агрегатов двигателя РД-171МВ. Мы не можем позволить себе начать огневые испытания, если есть хотя бы малейшее сомнение в отработке агрегатов двигателя.
Нештатная ситуация во время огневых испытаний развивается очень быстро, поэтому параллельно с работами по созданию двигателя РД-171МВ была осуществлена модернизация стендового оборудования, включая систему аварийной защиты, чтобы иметь возможность парировать нештатные ситуации в доли секунды.
Сейчас работы по автономным испытаниям завершаются, и надеемся, что скоро мы приступим к огневым испытаниям. Они продлятся довольно долго, не только с этим двигателем, но и с последующими. Думаю, что это займет практически весь 2021 год. Как только испытания будут завершены и будет подтверждено качество двигателя, качество технологических процессов, тут же будут начаты поставки. Согласно контракту, это 2022 год.
Главный конструктор перспективной ракеты-носителя «Союз-5» Александр Черевань рассказал об этапах работы по созданию новой ракеты, её отличии от «Союза-2» и технологиях, которые впервые в истории Ракетно-космического центра «Прогресс» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») будут применяться при производстве нового носителя.
Совершенно другой «Союз»
Для потребителя — заказчика пусковых услуг — ракета «Союз-5» от «Союза-2» отличается прежде всего грузоподъёмностью. На низкую околоземную орбиту ракета-носитель среднего класса «Союз-2» выводит порядка 8 тонн в зависимости от космодрома запуска. «Союз-5» — носитель тоже среднего класса, но на такую же орбиту, например, с космодрома Байконур будет выводить 17 тонн. Таким образом, у новой машины по массе полезной нагрузки характеристики лучше более чем в два раза.
Что касается компоновки ракеты-носителя «Союз-5», то она тоже принципиально отличается: «Союз-2» сконструирован по пакетно-тандемной схеме, а в «Союзе-5» применена тандемная компоновка, то есть ступени соединяются последовательно, а не параллельно, как в «пакете». Новая ракета будет двухступенчатой. Такая компоновка выгодней с точки зрения трудоёмкости изготовления, простоты конструкции, трудоёмкости подготовки изделия на стартовом и техническом комплексах. «Союз-5» сможет выводить различные полезные нагрузки на низкие околоземные орбиты, а с применением разгонного блока — на геопереходную и геостационарную орбиты, на отлётные траектории — решать достаточно широкий спектр задач.
Одно из серьёзных преимуществ новой ракеты в том, что у блоков «Союза-5» максимально возможные габаритно-массовые характеристики, при которых составные части ракеты возможно перевозить любым транспортом: автомобильным, железнодорожным и авиационным. Диаметр блока первой ступени составляет 4 100 мм при длине порядка 35 метров — груз таких габаритов возможно перевозить по железной дороге, кроме того, такой блок поместится и в самолёт Ан-124.
Отечественные комплектующие
В составе «Союза-5» будут применяться бортовые электрические системы, в том числе и система управления, создаваемые на отечественной элементной базе. Система управления эффективна как по габаритно-массовым характеристикам, так и по количеству решаемых задач. Впервые на новой ракете будет использоваться бесплатформенный инерциальный блок с чувствительными элементами на малогабаритных и лёгких волоконно-оптических гироскопах. Построение системы управления «Союза-5» с применением быстродействующей производительной бортовой вычислительной машины позволит минимизировать связи между ракетой и оборудованием технического и стартового комплексов. Это упростит процесс подготовки изделия, упростит и удешевит наземное оборудование. Возможности бортовой вычислительной машины обеспечат развёртывание всех режимов испытаний непосредственно на борту, а не на наземном оборудовании.
Особо нужно отметить, что согласно проекту, в составе ракеты-носителя «Союз-5» будут использоваться двигатели с лучшими в мире характеристиками по удельному импульсу тяги. Маршевый двигатель первой ступени РД-171 МВ разработки Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко и РД-0124МС разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос») на второй обеспечивают максимально возможные характеристики на паре топлива кислород — нафтил.
Главное — безопасность
На «Союзе-5» будет применяться система аварийной защиты двигателей. На всём участке работы двигателей, начиная с пуска, эта система позволит циклично с длительностью в несколько миллисекунд оценивать состояние двигателя по параметрам его работы. Такая система поможет выявить возможную аварийную ситуацию, предотвратить её дальнейшее развитие и своевременно выдать команду на выключение двигателя и команду «Авария» в полезную нагрузку. Система аварийной защиты устанавливается и на первой, и на второй ступенях новой ракеты-носителя. В случае возникновения аварийной ситуации на двигателе первой ступени она позволит сохранить ракету и стартовый комплекс, а на участке полёта второй ступени, если будет возможность продолжать полёт на одном из блоков двигателя, отключит две камеры аварийного блока, а две камеры второго блока будут работать. Такая схема впервые будет применяться на наших изделиях.
Новые материалы — новые технологии
Материал, из которого будут изготавливаться баки ракеты-носителя «Союз-5», — алюминиевый сплав 1580 — будет применяться впервые. По сравнению со сплавом, используемым при производстве «Союза-2», у него повышенные механические характеристики в сочетании с достаточно приемлемой стоимостью. Благодаря новому сплаву технические характеристики ракеты значительно повышаются.
Впервые в практике Ракетно-космического центра «Прогресс» на второй ступени применяется объединённое днище баков окислителя и горючего. Это позволяет снизить массу конструкции второй ступени, облегчить её по отношению к традиционной схеме, также это позволяет уменьшить габариты блока.
При производстве «Союз-5» будет использоваться сварка трением с перемешиванием. Этот новый технологический процесс и в РКЦ «Прогресс» для сборки-сварки баков будет применяться впервые. Оборудование, выполняющее автоматическую сварку трением с перемешиванием, производит российская компания ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель». Для «Союза-5» по заказу РКЦ «Прогресс» под сварку трением с перемешиванием деталей из алюминиевых сплавов «Сеспель» изготовит три установки и оснастку к ним. Согласно техническому заданию, установки должны обеспечивать сварку плит толщиной порядка 30 мм. Применение этого технологического процесса обеспечит сварку необходимых толщин за один проход, с высоким качеством и характеристиками. К концу III квартала первую установку доставят на наше предприятие. В рамках второго этапа приёмки на новом оборудовании в Чебоксарах был выполнен качественный сварной шов деталей из нового алюминиевого сплава 1580. Тем временем на нашем предприятии в цехе 2233 готовится фундамент для нового оборудования.
Первый пуск с Байконура
Ракета-носитель «Союз-5» может эксплуатироваться на разных космодромах. Пока пуски планируются с комплекса на Байконуре в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек». Но «Союз-5» сможет стартовать с любого космодрома — с Восточного и «Морского старта» — при условии, что будет создана соответствующая наземная инфраструктура: техническая позиция и стартовый комплекс.
В среду, 2 сентября 2020 года, в ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» (г. Чебоксары) группа специалистов Ракетно-космического центра «Прогресс» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») — конструкторов и технологов — под руководством генерального директора Дмитрия Баранова участвовала в третьем этапе приёмосдаточных работ оборудования для сварки трением с перемешиванием для изготовления перспективной ракеты-носителя «Союз-5».
В рамках третьего этапа приёмосдаточных работ в «Сеспель» на новом оборудовании были выполнены три качественных шва реальной обечайки бака ракеты «Союз-5» из нового алюминиевого сплава. По программе «Союз-5» из него будут в дальнейшем изготавливаться баки перспективной РН. В настоящий момент на производственной площадке РКЦ «Прогресс» готовится фундамент под оборудование для сварки трением с перемешиванием. К концу III квартала первую установку доставят на предприятие в Самару.
***
Оборудование, выполняющее роботизированную сварку трением с перемешиванием, изготавливает российская компания ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель».
Для создания перспективной ракеты-носителя «Союз-5» по заказу РКЦ «Прогресс» в «Сеспель» будут изготовлены три установки и оснастка к ним под сварку трением с перемешиванием деталей из алюминиевых сплавов. Согласно техническому заданию, установки способны обеспечивать сварку листов толщиной порядка 30 мм, оборудование мощное, и это положительно сказывается на качестве шва и точности.
"Сейчас идет изготовление отработочных образцов. В начале следующего года мы получим новый алюминиевый сплав (1580 – ред.), из которого начнем (делать) тоже небольшое количество испытательных образцов, и, я думаю, к середине года, возможно, начнем уже какие-то конструкции делать именно для (первой) лётной машины", - сказал он (генеральный директор Ракетно-космического центра "Прогресс" (предприятие "Роскосмоса") Дмитрий Баранов).
На производственную площадку в Самару доставлены три карусельные плиты и другие комплектующие. В настоящее время в РКЦ «Прогресс» подготовлены котлованы под три установки, начат процесс бетонирования. Оборудование, выполняющее роботизированную сварку трением с перемешиванием, изготавливает российская компания ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель».
Установки создаются с учетом требуемых для ракетного производства толщин, сплавов, специфических видов сварочных швов: кольцевых, круговых и меридианных. Для создания новой ракеты-носителя «Союз-5» по заказу РКЦ «Прогресс» в «Сеспель» будут изготовлены три установки и оснастка к ним под сварку трением с перемешиванием деталей из алюминиевых сплавов.
Согласно техническому заданию установки способны обеспечивать сварку листов толщиной порядка 30 мм, оборудование мощное, и это положительно сказывается на качестве шва и точности. Установки создаются с учетом требуемых для ракетного производства толщин, сплавов , специфических видов сварочных швов: кольцевых, круговых и меридианных.
Сдача эскизного проекта на новый российский космический ракетный комплекс "Союз-5", призванный заменить производившийся на Украине "Зенит", отложена на восемь месяцев, следует из материалов "Роскосмоса", размещенных на сайте госзакупок.
В прошлом году сдача эскизного проекта была перенесена с 30 октября 2019 года на 30 октября 2020 года.
Согласно материалам, срок сдачи эскизного проекта на комплекс "Союз-5" отложен на 30 июня 2021 года.О причинах очередной задержки не сообщается, но известно, что только в конце октября 2020 года был подписан контракт на строительство стартового комплекса для "Союза-5", хотя изначально эти работы должны были начаться в конце 2017 года.
В феврале 2021 года в цехах Ракетно-космического центра «Прогресс» (г. Самара, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») завершили сварку сборки полубака окислителя первой ступени для экспериментальной установки перспективной ракеты-носителя «Союз-5».
Конструктивно полубак состоит из нижнего днища, четырёх цилиндрических обечаек диаметром 4 100 мм и технологической обечайки. Данная сборка необходима для подтверждения прочностных характеристик нижней части бака «О». На испытаниях будут подтверждаться характеристики, заложенные в конструкторской документации.
В настоящее время специалисты участка испытаний агрегатно-сварочно-сборочного цеха проводят работы по подготовке полубака для ракеты-носителя «Союз-5» к испытаниям на прочность и герметичность.
В Ракетно-космическом центре «Прогресс» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») 25 и 26 февраля 2021 года состоялось заседание Совета Главных конструкторов, на котором рассматривались вопросы по созданию космического ракетного комплекса «Союз-5».
В работе Совета главных конструкторов под председательством генерального директора РКЦ «Прогресс» Дмитрия Баранова и заместителя генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» по ракетостроению, эксплуатации НКИ, обеспечения качества и надежности Александра Лопатина приняли участие представители Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, Научно-производственного объединения имени С.П. Лавочкина, Научно-производственного объединения автоматики имени академика Н. А. Семихатова, Российских космических систем, Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко, Конструкторского бюро химавтоматики, Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина, Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, а также других предприятий и головных институтов ракетно-космической отрасли. Всего более 20 организаций-участников проекта.
Дмитрий Баранов представил доклад о выполнении поручений Совета главных конструкторов по данной теме, который проходил в ноябре 2020 года, и доложил о ходе работ по созданию нового космического ракетного комплекса (КРК) «Союз-5». В докладе генеральный директор РКЦ «Прогресс» представил характеристики ракеты-носителя «Союз-5», предложил к обсуждению изменение схемы деления КРК «Союз-5». Участников Совета Главных конструкторов ознакомили с генеральным графиком создания КРК и сквозным графиком работ по изготовлению ракеты «Союз-5».
В докладе РКЦ «Прогресс» отражено состояние дел по разработке опытных образцов и их экспериментальной отработке, работ по применению сплава 1580 при создании ракеты, кроме этого представлен ход работ по организации участков производства нового носителя и изготовлению опытных образцов, порядке финансирования предприятий кооперации. С докладами от партнёров-соисполнителей по проекту также выступили руководители из РКК «Энергия», НПО Энергомаш, КБХА, НПО автоматики и других предприятий кооперации.
«Встречаемся на нашей площадке в РКЦ „Прогресс“ — есть необходимость обсудить важные вопросы в рамках работы по созданию нового космического ракетного комплекса „Союз-5“, — говорит Дмитрий Баранов. — Проблемные вопросы всегда эффективно решать в рамках таких Советов главных конструкторов. На сегодняшнем совещании приняты конкретные совместные решения. Перед нами стоит серьёзная государственная задача, мы готовы решить её в установленные сроки».
В ходе работы Совета главных конструкторов было подписано решение, определяющее дальнейшую работу по реализации проекта: утвержден генеральный график создания космического ракетного комплекса «Союз-5» и определены поручения предприятиям Госкорпорации «Роскосмос».
ЕКАТЕРИНБУРГ, 9 апреля. /ТАСС/. НПО автоматики (входит в "Роскосмос") завершает опытно-конструкторские работы по созданию систем управления для перспективной ракеты-носителя "Союз-5". Предприятие приступило к производству опытных образцов, сообщил в пятницу журналистам генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра.
"НПО автоматики находится на завершающей стадии в части опытно-конструкторских работ разработки систем управления для ракеты "Союз-5", мы занимаемся изготовлением опытных образцов, и в этом году мы приступим к их отработке", - сказал Мисюра.
По его словам, новую систему управления отличают более высокие вычислительные мощности, скорость обработки информации. Также разработчикам удалось уйти от использования аналогового сигнала и проводов, что ускорило работу системы и уменьшило ее вес.
"Также появилась возможность обработки потокового видео, что необходимо для видеоаналитики, например при приземлении на космические объекты. Параллельно есть еще несколько опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по разработке новых элементов систем управления для новых ракет - это легкие ракеты, тяжелые ракеты с возвращаемыми ступенями. Новые вычислительные машины, которые выдерживают различное воздействие в космосе, в том числе радиационное", - добавил Мисюра.
Ракету среднего класса "Союз-5" ("Иртыш"), которая станет составной частью сверхтяжелой ракеты, разрабатывает РКК "Энергия", ее планируется запускать с Байконура в рамках совместного с Казахстаном проекта "Байтерек". Казахстанская сторона отвечает за создание наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса "Байтерек" путем модернизации имеющегося комплекса "Зенит-М". Завершить создание ракеты планируется к 2021 году, первый запуск планируется осуществить в 2023 году. В ходе летных испытаний новой ракеты планируется провести четыре пуска.