Leonar>> Да вроде у всех кто с колесами штатно рулится из кабины...
m.G.> Не у всех. Если это колесо сзади, то оно самоориентируемое.
Всё наоборот. Это переднее колесо может быть неуправляемым, а вот заднее - не очень (хотя есть вариант где оно свободно для парковки, а перед взлётом его тарируют). Конечно, к вертолётам это относится в меньшей мере, так как у них разбег-пробег близки к нулю, но рулить-то все равно нужно.
Обкясняется эта проблема устойчивостью. Вот представь себе вертолёт катящимся по перрону для взлёта, и у него свободное хвостовое колесо. Для управления лётчик притормаживает одну основную стойку. Поскольку ЦМ находистся позади оси колёс, инерция стремится поворот усугубить. Это относится также к ситуации возмущений, например колесо въедет в ямку. Такое управление требует тем боллее сверх-человечиских усилий, чем больше скорость руления. Вот поэтому заднее колесо всегда делают управляемым. А вот для переднего колеса, при одностороннем торможениее инерция наоборот противится повороту вертолёта. Если въехать в небольшую ямку, он толкьо рыскнет. Впрочем, надо признать, что я никогда не видел вертолёта со свободной носовой опорой, хотя самолётов таких много.