"Установлено точное место повреждения корпуса приборно-агрегатного отсека на корабле "Союз МС-22". Повреждение находится на радиаторе системы охлаждения около узла зачековки солнечной батареи [фиксирует ее в определенном положении]", - сказал собеседник агентства.
Он уточнил, что "место повреждения было локализовано на основе изучения фото- и видеоматериалов, присланных экипажем МКС".
Сегодня был проведен осмотр внешней поверхности корабля «Союз МС-22»
По визуальным материалам, поступившим на Землю, было обнаружено возможное место повреждения приборно-агрегатного отсека корабля. Специалисты продолжают анализировать поступившие данные.
Температура на борту «Союза МС-22» снизилась, оставаясь в пределах нормы.
Российские космонавты на Международной космической станции продолжают работу по графику, их жизни и здоровью ничто не угрожает. Подмосковный Центр управления полетами контролирует системы российского сегмента станции, они функционируют штатно. Однако вокруг ситуации с пилотируемым кораблем «Союз МС-22» целенаправленно нагнетается истерика: в СМИ и телеграм-каналах анонимно вбрасываются фейки — «температура в корабле выросла до +50 градусов Цельсия» или «космонавтов надо срочно эвакуировать на Землю», или «на Земле уже готовят спасательный корабль». Давайте разберемся, что реально происходит на МКС, и как Роскосмос намерен действовать.
Что случилось с кораблем?
15 декабря 2022 года при подготовке к плановому российскому выходу в открытый космос было зафиксировано падение давления во внешней системе терморегулирования пилотируемого корабля «Союз МС-22», который в сентябре доставил на МКС космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина и астронавта NASA Франциско Рубио.
Визуальный осмотр корабля со станции подтвердил утечку теплоносителя, поэтому выход был отменен.
По предварительной информации, повреждение могло быть вызвано попаданием микрометеороида или космического мусора в наружный холодильник-радиатор, расположенный на приборно-агрегатном отсеке корабля «Союз МС-22».
Система терморегулирования корабля состоит из двух контуров — внутреннего (контур жилых отсеков) и внешнего (контур навесных радиаторов). Она предназначена для отвода тепла и охлаждения жилого объема (спускаемого аппарата и бытового отсека) и приборно-агрегатного отсека корабля.
Как ситуация отразилась на экипаже?
Никак. Стоит отметить, что корабли семейства «Союз» эксплуатируются в космосе с 1966 года и за полвека доказали свою надежность и живучесть. Сейчас их последняя модификация — «Союз МС» — используется для доставки экипажей на МКС и их возвращения на Землю, а также как средство для экстренной эвакуации космонавтов со станции в случае необходимости. Необходимости в экстренной эвакуации в настоящее время нет.
После прибытия на МКС Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио и до момента убытия со станции работают и отдыхают в жилых объемах российского и американского сегментов МКС. Корабль «Союз МС-22» на станции находится в законсервированном состоянии, и космонавты изредка посещают его.
В первые дни после повреждения по причине проводившихся тестов систем температура в жилом объеме корабля «Союз МС-22» достигала +30 градусов Цельсия, в его приборно-агрегатном отсеке — +40 градусов Цельсия, однако в последние дни с отключением систем корабля температура в его отсеках стабилизировалась на уровне около +30 градусов Цельсия. Превышение температурного режима в корабле «Союз МС-22» допустимо и не критично ни для функционирования техники, ни для здоровья космонавтов в случае необходимости их нахождения в корабле.
Для поддержания комфортной температуры в жилом объеме корабля «Союз МС-22» используется подача с помощью воздуховодов и вентиляторов охлажденного воздуха с российского сегмента МКС.
Как идет выяснение причин?
Сформированы две рабочие группы для выяснения причин нештатной ситуации, анализа технического состояния корабля «Союз МС-22» и выработки рекомендаций по дальнейшим действиям наземных специалистов и экипажа российского сегмента станции. Они анализируют всю информацию, поступающую с борта МКС и корабля «Союз МС-22».
Специалисты ЦУП постоянно контролируют и анализируют функционирование систем российского сегмента станции и корабля «Союз МС-22». 16 декабря 2022 года был проведен ряд тестов систем корабля «Союз МС-22», в том числе проверка его системы управления движением с кратковременным включением двигателей причаливания и ориентации. Тесты систем корабля показали, что других неисправностей в нем нет. Их планируется продолжить.
18 декабря 2022 года с помощью камер станционного дистанционного манипулятора была осмотрена внешняя поверхность корабля «Союз МС-22». Анализ поступивших на Землю данных позволил обнаружить возможное место повреждения приборно-агрегатного отсека корабля.
В конце декабря 2022 года будут заслушаны выводы рабочих групп и намечены планы на будущее.
Какие дальнейшие действия?
Специальная комиссия должна принять решение о возможности или невозможности дальнейшего использования корабля «Союз МС-22» для возвращения космонавтов на Землю, планирующегося в марте 2023 года.
В первом случае предлагается в марте 2023 года выполнить штатную пересменку экипажей российского сегмента МКС, во втором — может быть ускоренно подготовлен к запуску беспилотный корабль «Союз МС-23» для замены «Союза МС-22». Корабль «Союз МС-23» находится на космодроме Байконур и уже прошел часть испытаний перед плановым стартом в марте 2023 года.
Кроме того, комиссии предстоит принять решение по дальнейшей программе полета российского сегмента МКС.
Информация ряда телеграм-каналов о существовании некоего резервного корабля в полной готовности к запуску, который можно было бы в считанные дни или часы запустить для эвакуации экипажа МКС, не соответствует действительности.
Резервным специалисты российской ракетно-космической отрасли называют корабль, который уже прошел часть подготовки на космодроме и может быть выведен на орбиту через 45 суток после возникновения нештатной ситуации на станции. На Байконуре есть в наличии такой корабль — это «Союз МС-23».
На корабле «Союз МС-22» произошла разгерметизация, из-за которой пришлось отложить выход российских космонавтов в открытый космос. Об этом 19 декабря сообщил гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов.
«Там два контура: внутренний и внешний. Всё произошло в приборно-агрегатном отсеке. Предварительный осмотр показал, что там есть маленькая дырочка, где-то 0,8 мм, что и привело к разгерметизации. Температура стабилизирована, не поднималась больше 30 градусов. Все эти спекуляции, что больше 50, — этого не было», — сказал он журналистам.
По словам Борисова, жизни космонавтов ничто не угрожает, а корабль находится в рабочем состоянии.
«Сейчас сам аппарат «Союз МС-22» находится в работоспособном состоянии. 16 декабря мы включали двигатели и убедились в его работоспособности. Ситуация действительно не очень приятная», — рассказал Борисов.
Специалисты «Роскосмоса» примут решение о дальнейших действиях в отношении корабля. Не исключено, что он будет использован для спуска российского экипажа на Землю.
«Если ситуация будет находиться под контролем и у нас будет полная уверенность в работоспособности корабля, то он будет использован для штатного спуска экипажа, как и запланировано, в марте», — отметил глава госкорпорации.
В случае неблагоприятного развития событий на Международную космическую станцию (МКС) будет отправлен запасной корабль.
"Если ситуация будет развиваться по какой-то другой траектории, то конечно, у нас есть запасной вариант, у нас подготовлен будет корабль быстрее, вместо запланированного мартовского пуска мы его подготовим где-то к 19 февраля, он уже находится на космодроме Байконур, проходит все проверки", - сказал Борисов в эфире телеканала "Россия-24".
10 ноября 2013 года, завершив программу полета на борту МКС, экипаж экспедиции МКС-36/37 приступил к подготовке к возвращению на Землю. 10 ноября на 11-суточном витке выполнена расконсервация корабля. На 12-суточном витке выполнен переход на автономное питание по КРЛ в 23:15:00 ДМВ и закрытие переходных люков в 23:16:00 ДМВ. Подготовка к расстыковке проводилась по штатной программе полета. При проверке герметичности скафандра у БИ время наддува скафандра не соответствовало бортовой документации, что вызвало необходимость повторной проверки, по результатам которой скафандр был признан герметичным. Проверка герметичности люка СА-БО прошла без замечаний. Расстыковка выполнена на 14-суточном витке в автоматическом режиме с одним импульсом отвода. Команда на открытие крюков ТПК по указанию ЦУПа-М выдана экипажем в 02:25:00 ДМВ, время фактической расстыковки – 02:26:31 ДМВ. Спуск выполнялся по циклограмме спуска № 1 с учетом особенностей ТПК «Союз ТМА-09М» в части работы без БНО. Запуск динамического режима для выполнения спуска был выполнен на 15-суточном витке, по указанию ЦУПа-М в 04:40:00 ДМВ экипаж выдал команду «ЗАПРЕТ ИКВ». Время включения СКД для выдачи тормозного импульса – 04:55:24 ДМВ. Двигатель отработал штатно, тормозной импульс – 128,0 м/с. Разделение отсеков прошло в 05:23:17 ДМВ.
Циклограмма возвращения будет следующей:
27.10.2003 в 23:18 UTC (28.10.2003 в 02:18 мск) - расстыковка КК "Союз ТМА-2" и МКС;
28.10.2003 в 01:47:01 UTC (04:47:01 мск) - включение ТДУ КК "Союз ТМА-2";
28.10.2003 в 01:50:16 UTC (04:50:16 мск) - выключение ТДУ КК "Союз ТМА-2";
28.10.2003 в 02:13:48 UTC (05:13:48 мск) - разделение отсеков КК "Союз ТМА-2";
28.10.2003 в 02:16:53 UTC (05:16:53 мск) - вход СА КК "Союз ТМА-2" в плотные слои земной атмосферы;
28.10.2003 в 02:25:39 UTC (05:25:39 мск) - раскрытие парашюта;
28.10.2003 в 02:40:39 UTC (05:40:39 мск) - приземление СА КК "Союз ТМА-2" в Казахстане.
Все приведенные выше времена для случая штатной посадки.
Завтра (27-го) планируется совещание, это еще не принятие окончательного решения, но будет рассматриваться доклад технических специалистов и приниматься организационное решение, как действовать дальше и как менять программу полета...
...
Здесь потребуется и привлечение медиков, которые скажут о возможности экипажа в течение какого-то времени работать в корабле, если такая потребность возникнет
...Причина на данный момент наиболее вероятная - пробой радиатора, пробой частицей. Ее природа пока не очень понятна, это внешнее механическое повреждение...
Во вторник, 27 декабря 2022 года, в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось совещание, на котором обсудили ситуацию с пилотируемым кораблем «Союз МС-22» на Международной космической станции.
Были заслушаны выводы двух рабочих групп, сформированных для выяснения причин нештатной ситуации, анализа технического состояния корабля и выработки рекомендаций по дальнейшим действиям. Установлено, что пробой радиатора системы терморегулирования корабля произошел из-за внешнего механического повреждения.
В январе 2023 года на основе выводов рабочих групп комиссия будет принимать организационные решения по дальнейшим действиям наземных специалистов и экипажа российского сегмента МКС, а также по возможному изменению программы полета станции.
«Союз МС-22»: совет главных конструкторов
Сегодня в РКК «Энергия» состоялся совет главных конструкторов по программе полёта российского сегмента МКС в 2023 году с учетом технического состояния корабля «Союз МС-22».
По итогам совета были выданы рекомендации ➡ 11 января государственная комиссия должна определить, какие будут дальнейшие действия российского экипажа станции и наземных специалистов с кораблем «Союз МС-22», также будут приняты решения о возможных изменениях программы полета российского сегмента.
«Союз МС-22»: решение госкомиссии
15 декабря произошла разгерметизация внешнего контура радиатора системы терморегулирования корабля «Союз МС-22». Версия технического повреждения радиатора при изготовлении не подтверждается. Экспериментально доказано, что повреждение трубопровода радиатора произошло в результате удара метеороида. Диаметр отверстия — менее 1 миллиметра.
Специалисты сделали вывод: «Союз МС-22» должен спускаться на Землю без экипажа.
Запуск «Союза МС-23» — 20 февраля 2023 года в беспилотном режиме.
Ранее планировалось, что на этом корабле 16 марта отправятся на станцию космонавты Роскосмоса Олег Кононенко и Николай Чуб и астронавт NASA Лорал О’Хара.
Экспедиция Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Франциско Рубио на МКС продлевается. Они вернутся на Землю на «Союзе МС-23».
Исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Роскосмоса Сергей Крикалев на брифинге NASA рассказал о ситуации с кораблем «Союз МС-22» и изменениях в программе полета МКС.
▪ полет космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина и астронавта NASA Франциско Рубио продлен на несколько месяцев;
▪ приземление «Союза МС-22» в беспилотном режиме планируется в марте 2023 года;
▪ реализация программы полета российского сегмента МКС сдвигается вправо, но при этом никакие задачи не отменяются;
▪ ремонт радиатора системы терморегулирования «Союза МС-22» нецелесообразен из-за больших сложности и трудозатрат;
▪ нет необходимости держать на постоянной основе на космодроме Байконур запасной корабль «Союз» в готовности к срочному запуску на МКС, гораздо правильнее ускорять подготовку следующего по плану «Союза» в 45-дневный срок.
НЬЮ-ЙОРК, 11 января. /ТАСС/. Руководитель американской программы Международной космической станции (МКС) Джоэл Монталбано заявил в среду, что находится в Москве для обсуждения ситуации с космическим кораблем "Союз МС-22".
"На этой неделе я нахожусь в Москве, с Сергеем (Сергей Крикалев, исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам - прим. ТАСС) и его командой. Ранее сегодня мы вместе завершили заседание госкомиссии по следующим шагам относительно 68-й экспедиции на МКС", - сказал он на телефонной пресс-конференции по инциденту с повреждением обшивки приборно-агрегатного отсека корабля "Союз МС-22".
"NASA и Роскосмос вместе работают в расследовании этого инцидента. NASA было частью процесса по подготовке и проведению госкомиссии", - добавил Монталбано.
По его словам, NASA согласно с выводами Роскосмоса о причинах повреждения "Союза МС-22". "Мы намерены получить дополнительные снимки, но к настоящему моменту мы согласны с Роскосмосом", - подчеркнул он, отвечая на соответствующий вопрос.
"Мы ожидаем, что подготовим и отправим на Землю "Союз" спустя неделю-две после прибытия нового "Союза", - заявил Крикалев на телефонной пресс-конференции по инциденту с повреждением обшивки корабля "Союз МС-22". Крикалев подчеркнул, что посадка поврежденного корабля запланирована в штатном районе на территории Казахстана.
Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) скорректирует планы полетов на Международную космическую станцию (МКС) с учетом инцидента с российским кораблем "Союз МС-22" и его последствий. Об этом заявил в среду на телефонной пресс-конференции руководитель американской программы МКС Джоэл Монталбано.
"В ближайшие недели NASA в сотрудничестве с российскими партнерами будет планировать график полетов на несколько следующих месяцев", - сказал он.
"Запуск миссии Crew-6 (со следующей командой американских астронавтов для работы на МКС - прим. ТАСС) по-прежнему планируется на февраль", - добавил при этом Монталбано.
"На техническом комплексе площадки 254 космодрома Байконур начинается заключительный этап наземной подготовки транспортного пилотируемого корабля (ТПК) "Союз МС-23" к полету в автоматическом режиме на Международную космическую станцию (МКС)", - заявили в корпорации.
Отмечается, что кораблю предстоит пройти комплексные электроиспытания, а также подготовку к испытаниям на герметичность.
"Мы, вероятно, продлим миссию этого экипажа еще на несколько месяцев", - заявил Крикалев. По его словам, реализация программы полетов российского сегмента МКС будет сдвинута вправо, но установленные задачи сохраняются.
Исполнительный директор заявил, что ремонт поврежденного радиатора на "Союзе МС-22" нецелесообразен ввиду высокой сложности и больших затрат.
По словам Крикалева, состояние здоровья экипажа "Союза МС-22" оценивается как хорошее. Он подчеркнул, что в критической ситуации одного из космонавтов миссии "Союза МС-22" можно будет спустить на землю при помощи корабля Crew Dragon американской компании SpaceX. Ранее Роскосмос сообщил, что такой вариант рассматривался, но от него отказались.
На предложение одного из журналистов содержать на Байконуре запасной корабль, который будет в состоянии совершить срочный запуск к МКС, Крикалев ответил, что целесообразнее будет ускорить подготовку следующего запланированного запуска.