🔴 Роскосмос продолжает выяснение причины разгерметизации системы терморегулирования грузового корабля «Прогресс МС-21», произошедшей 11 февраля на Международной космической станции.
Сегодня с помощью дистанционного манипулятора американского сегмента станции планируется осмотреть возможное место повреждения на внешней поверхности корабля.
Сейчас американская сторона подводит манипулятор к «Прогрессу МС-21», после чего с помощью видеокамеры будет проведена фото- и видеосъемка приборно-агрегатного отсека корабля. Полученные материалы будут переданы российским специалистам на Земле для дальнейшего анализа.
🔴 «Прогресс МС-21» отстыкуется от МКС 18 февраля в 05:26
Такое решение приняла РКК «Энергия» после детального анализа изображений повреждения радиатора системы терморегулирования на внешней поверхности приборно-агрегатного отсека корабля «Прогресс МС-21».
После отхода от модуля «Поиск» космонавты с помощью системы телеоператорного управления развернут корабль и сфотографируют место повреждения.
❗ Время включения двигателей для сведения с орбиты — 07:03 мск
Главная оперативная группа управления Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») приняла решение о сведении грузового корабля «Прогресс МС-21» с орбиты 19 февраля.
После отстыковки «Прогресса МС-21» от Международной космической станции была проведена съемка его внешней поверхности для выяснения причины разгерметизации системы терморегулирования.
Сведение корабля с орбиты, намечавшееся на сегодня в 07:03 по московскому времени, было отложено для анализа полученной информации.
Включение двигателя «Прогресса МС-21» на торможение для схода с орбиты намечается 19 февраля в 06:15 мск. В результате корабль войдет в атмосферу и разрушится. По прогнозу специалистов предприятий Роскосмоса, падение несгоревших элементов его конструкции ожидается в 06:57 мск в несудоходном районе южной части Тихого океана.
Сегодня в Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») прошел совет главных конструкторов, посвященный запуску беспилотного корабля «Союз МС-23» к Международной космической станции.
После разгерметизации системы терморегулирования грузового корабля «Прогресс МС-21», произошедшей 11 февраля на МКС, специалисты предприятий Роскосмоса тщательно проанализировали полученную телеметрическую информацию и изображения внешней поверхности корабля. Они также детально осмотрели радиатор на корабле «Союз МС-23», находившемся в монтажно-испытательном корпусе 254-й площадки космодрома Байконур, и не выявили на нем повреждений.
В результате совет главных конструкторов рекомендовал государственной комиссии назначить запуск корабля «Союз МС-23» ракетой-носителем «Союз-2.1а» с Байконура на 24 февраля в 03:34 по московскому времени.
Государственная комиссия продолжает анализ нештатных ситуаций с пилотируемым кораблем «Союз МС-22» и грузовым «Прогрессом МС-21», произошедших на Международной космической станции. Запуск к станции беспилотного корабля «Союз МС-23» состоится 24 февраля.
После отстыковки от МКС 18 февраля были проведены подробная фото- и видеосъемка корабля «Прогресс МС-21».
По предварительным данным Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева (входит Госкорпорацию «Роскосмос»), «Прогресс МС-21», как и ранее «Союз МС-22», подвергся внешнему воздействию. Такие выводы сделаны на основе снимков, которые показывают изменения на внешней поверхности корабля, в том числе на радиаторе приборно-агрегатного отсека и панелях солнечных батарей. На них обнаружены отверстия, которые не фиксировались ни при изготовлении «Прогресса МС-21» на заводе, ни во время его подготовки к запуску на космодроме Байконур, ни при полете и стыковке корабля с МКС.
Кроме того, чтобы исключить версию брака при производстве, РКК «Энергия» проанализировала историю замечаний к системе терморегулирования кораблей «Союз» и «Прогресс» за последние 15 лет.
«Замечаний, которые могли бы привести к такой нештатной ситуации, выявлено не было. Резерв надежности системы терморегулирования составляет один год с момента запуска корабля, поэтому система гарантированно надежна в расчетных условиях ее эксплуатации», — следует из доклада предприятия.
Специалисты продолжают анализ поступившей информации. Также запланировано проведение ряда наземных экспериментов для имитации повреждения, аналогичного тому, что было выявлено на «Прогрессе МС-21». Это поможет окончательно проверить все версии и выработать меры по парированию подобного рода угроз при разработке и производстве космических кораблей и аппаратов.
Полученная информация позволила государственной комиссии принять решение о возможности беспилотного запуска корабля «Союз МС-23» 24 февраля и его стыковки к МКС 26 февраля. Этот корабль предназначен для замены аварийного «Союза МС-22», штатного возвращения на Землю экипажа в составе космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и астронавта NASA Франциско Рубио, а также их срочного спуска в случае экстренной ситуации.
ЧП на «Союзе МС-22» произошло страшно не вовремя - космонавты уже почти были готовы выйти в открытый космос для работ на МКС и их пришлось срочно «затаскивать» обратно.
По его словам, хорошим обстоятельством оказалось то, что «Союз МС-22» получил повреждение уже будучи пристыкованным к МКС и станцию можно было использовать как убежище. А если бы инцидент произошел во время автономного полета - корабль надо было бы срочно возвращать на Землю.
Также он сообщил, что температура на борту поврежденного «Союза МС-22» после утечки хладагента достигала +70°C.
[музыка]
Пятнадцатого числа у нас произошло отцу
ударение с метеороидом например мы знаем
каких он размеров где-то в диаметре
около одного полутора миллиметров Но это
чуть меньше
спичечные головки
мы провели подобный эксперимент и
подтверждающие с ним Маша есть
специальная пушка я сам на этом
эксперименте был безумно было интересно
и важно мы получили точно такой же
отверстие которое благодаря
качественным ведь качество
видеоаппаратуры которые нам любезно
предоставили американская сторона Но это
все увидели в лучшем виде
что Да Действительно это пробой
метеороида такой вот
около миллиметра примерно
штучки со скоростью 7,5 километров в
секунду
Произошло это страшно неудобное время у
нас был выход в открытый космос
космонавты не только были в скафандрах
они уже были в шлюзовом отсеке который
был разгерметизирован
и когда мы это дело получили
отчетливо понял что ни о ком выходе не
может быть речи что Экипаж срочно
затаскивать на борт
Да и вообще вот при потере такой
системы терморегулирования если бы Союз
находился В автономном полете это
предписывала срочное Возвращение на
землю в течение там по-моему 36 часов
сейчас точно не помню
но А поскольку мы были состыковано в
состоянии но тут дело обстояли немножко
проще но не то что проще несколько
безопаснее у нас была возможность и
использовать
станцию как некую базу как некое убежище
и это у нас написано Вместе с нашими
коллегами из нас из Ека это все так
сказать
узаконенно
что касается деятельности
нашей службы управления
то
Никаких претензий
у нас была комиссия которая возглавлял
Романов Сергей Юрьевич
который выпустил в течение месяца отчет
немного немало как страниц на 400 так
что можете сами понимать что это было
очень серьезная работа
и там было сказано что
служба управления полетом работал
безукоризненно именно так как написано в
документации как-то Вот требовала время
времени было не так много Прямо скажем
[музыка]
У нас есть специальные специальные
документация
бортовая наземная они синхронизированы
для разного рода Вот таких вот
неприятностей
аварийно катастрофического плана все
написано и мы регулярно в течение полета
каждые полтора месяца
тренируемся вместе с экипажем по
негерметичности по вопросам связанных с
пожаром и так далее чтобы Мы одинаковые
экипажа меняются меняются архитектуры
станции Мы каждый раз определенным
образом дорабатываем наши эти аварийной
книги
тренируем экипаж
подписываем определенные заключение что
догодится Экипаж готов либо ней не
годится надо повторить эту тренировку
повторяем ее но и после этого что
называется понимаем что еще месяца
полтора-два я сейчас точно не помню но
какое-то такое регламент на
планировщиков спросить
значит это все дело
[музыка]
у нас никаких Замечаний нет не только у
нас у комиссии понимаете сразу прибежала
большая комиссия
мы её все утвердили и нет
[музыка]
у нас всегда работает телевизионные
камеры учитывая обстоятельство что еще
мы готовились к выходу у нас была смена
усиления и мы просто на всех телекамерах
увидели снег выброс этой жидкости тут же
стали смотреть телеметрическую
информацию увидели что вместо
нормального давления давления падает и
очень быстро стало нулем нет в течение
4-5 минут
сразу стало понятно что у нас системе
терморегулирования нет радиатора сброса
тепла
бросать температуру
[музыка]
У нас есть определенные датчики такого
конденсаторного типа это
медные пластины фольга две пластинки
разделенные изоляцией
они большие на эти работы ведем чуть ли
не салютов еще
они по-моему метр на метр метр на
полтора и мы фиксируем там пробой
если когда я летал 84 году там в сутки
мы фиксировали 5-6 пробоев то сейчас это
существенно на порядки больше мы со
страшной силой загрязняем орбитальное
пространство
это очень просто объясняется дело все в
том что практически у всех ракет всех
производителей и ухваленного маска и у
нас и где угодно последняя ступени
остаются на орбите
и там летают года два наверное что-то
так это можно у баллистиков более точно
понять естественно в процессе полета там
остатки топлива взрываются и эта ступень
здоровующая многотонная превращается в
большое количество
кусочков разных осколков
большого или маленького размера нам
крупно повезло что этот кусочек был
небольшой
первое что мы сделали когда мы вот это
получили
задумались над очень простой вещью А все
остальные это бортовые системы целы или
этот метеороид насквозь все прошу
и когда мы буквально быстро-быстро в
течение там я не знаю практически этих
суток провели специальный тест у нас
называется суд номер два этот тест
который опрашивает в очень серьезно
опрашивает
бортовые системы корабля Союз на предмет
возвращения экипажа на землю безопасного
работает ли двигательная Установка
работает и приборы системы ориентации и
так далее в этот суд номер два провели и
с облегчением убедились что у нас всё
работает что если вдруг в
экстраординарных условиях придется
Экипаж сажать
то тут будет все работать кроме
повышения температуры
а повышение температуры когда мы
посчитали оно оказалось катастрофическим
там очень быстро мы подходили к
температурам 60 70 градусов
Сами понимаете что это не дело трех
человек выпекать в это дело да И причем
тут даже и он не только в людях А дело в
том что у нас же еще есть разного рода
приборы которые отнюдь не рассчитаны
машины допустим
Ну просто при температурах там где-то
около 40 или 50 градусов микросхемы уже
начинает вылетать
[музыка]
на новом беспилотном Союзе на свежем
который полетит с Байконура мы порядка
400 или 450 килограммов укладываем
разного рода оборудованием
и продукт питания и оборудование для
станции Но много всего Вот и на этом
тоже возвращаем
вернее как возвращаем нас там две секции
бытовом отсеке порядка 100 килограммов
просто сжигаем мусора всякого
а порядка 200-250 кг мы
должны вернуть на землю Ну там в
основном аппаратура такая с которой надо
разбираться на земле У нас есть некие
приборы которые отказали И никто не
понимает почему они отказали
в качестве примера мы часто говорим про
скафандр у нас был один выход не этот
злополучный Когда долбанул
метеорит до этого
один из скафандров скафандре очень
важное дело аккумулятор
аккумулятор это везде важное дело сами
прекрасно понимаете А тут у нас был
случай когда пришлось выход
подготовленный выход который стоит денег
Но очень быстро закруглись очень простой
причине полностью заряжены испытанные на
борту аккумулятора одного из скафандров
с 28 вольт где-то через два часа выхода
у нас как правило часов 6-7 а то и
восемь
Через два часа с 28 Вольт упал на 23 а
потом вообще на 21 год
сразу стали выключаться все насосы все
вентиляторы системы поглощения
углекислого газа телеметрии радиосвязь
пришлось буквально силы рявкнуть на
Экипаж чтобы они быстро мчались все
завою камеру и вот этот скафандр который
был с плохим аккумулятором сразу
подключились к бортовой системе Ну
станции
скафандр он работал двух режимах он
может быть подключен в бортовой системе
на станции и уже тут никакой аккумулятор
не работает и все есть и радиосвязь и
тепло охлаждение
либо полностью честна автономный с
аккумулятором
Ну вот
когда мы стали фирмы разработчиков этих
аккумуляторов говорит ребята Как же так
не говорят этого быть не может никогда
сейчас вернем этот аккумулятор и пусть
разбирается Как так быть не может
никогда на самом деле произошло
во-первых воспользовались случаем ряд
оборудования научного нас прилетит такие
что сначала наука потому что все
остальное научное оборудование везет
довольно много
это и приборы связанные с дистанционным
зондированием земли Там ряд блоков для
радийных систем
приборы для так называемого
спутникового контура управления
такие лучи
Красноярск изготовления
сделал вот с помощью этих лучей мы имеем
очень хорошие возможности по управлению
Но вот ряд приборов мы сейчас досылаем
чтобы еще расширить эти возможности
управления через спутниковый контур
довольно много еды видим что тоже благо
потому что но у нас как-то с грузовиками
не очень хорошо
а космонавты кушать хотят
вот поэтому довольно много везем
продуктов питания везем
много там чуть ли не
150 позиций Вот я недавно смотрел эти
документы около 150 позиций и 400
килограммов в целом
[музыка]
когда приходит новый свежий корабль
он разгружается он новый свежий И
несмотря на то что Союз но он совершенно
не приспособлен для обеспечения посадки
экипажа потому что там в креслах стоят
специальные контейнеры он загружен вот
на эти 400 с лишним килограммов И
сначала достаточно большое количество
времени мы выделяем экипажу чтобы они
этот Союз вновь прилетевший разгрузили
И как ты там Разместили Это оборудование
не знаю как это наша планировщики лучше
знают дальше Союза которые вот пробит
метеороидом мы вынимаем вот это вот все
индивидуальное снаряжение ложементы
скафандры носимый аварийный запас и все
это переносим в новый корабль
проводим обязательно примерки этого дела
потому что ну как бы можно все это опять
проверить по всяким заголовником
противовесом крепежам тогда
после этого после этого мы понимаем что
у нас Вот это да проведем еще
тест Вот номер два так называемый для
спуска тоже проведем уже в составе с
экипажем проверим все убедимся что
прибывший корабль это в первую очередь
что он способен обеспечить безопасную
посадку этого экипаж
затем будем заниматься вот этим кораблём
который мы так сказать вот
раненные метеором
туда будут укладываться специальные
контейнеры
Вот с этого Союза вновь прибывшего и
грузы которые вот мы сейчас готовим на
станцию
этих грузов тоже очень много там тоже
где-то около 200 наименований Вот как я
уже говорил больше 200 килограммов их
надо аккуратно разложить всем Чтобы не
нарушить балансировку там и так далее
довольно сложная затея
Вот и после того как это все будет
сделано мы на нем не видим А наверняка
сделаем тоже тест суд номер два который
скажет что Да действительно в третий раз
ничего другого кроме Эстер и там не
поломала
конечно там будут забросы температура
очень серьезные
но будем рассчитывать на нашу
крепкую космическую технику в том числе
и цифровую
[музыка]
Нет ну как мы сделали все чтобы он
никакой опасности не представлял Мы же
сейчас Ведь вы понимаете он уже не
просто летает Вот как вот такой
подраненный Значит мы сейчас придумали
определенную систему охлаждения с
помощью холодильников станции которые
там довольно хитрым образом
охлаждает объем спускаемого аппарата
объем Союза они этот холод через
специальные радиаторы передаются
другим местам где стоят термоплаты и так
далее
мы сейчас очень бережём систему
управления спуском системы
исполнительных органов спуска там
перекись водорода у нас для работы
двигателей управления для обеспечения
управляемого спуска перекись водорода
очень не любит когда высокая температура
Вот мы сейчас определенно можем
захолаживаем это дело каждый виток
смотрим сколько там у нас 6 градусов или
два градуса когда два градуса дышим с
облегчением А сейчас одна солнечной
орбиты 6,5 градусов
и очень Мне лично как руководить полета
неуютно
поэтому схема такая что мы за этим
союзом
внимательно следим чтобы как вы говорить
он не представлял угрозы для станции
[музыка]
ДК планировался летать Далеко на луну
там все зарезервированный там все эти
радиаторные системы там тоже кстати
радиаторный сброс тепла там не тепловые
трубки именно радиаторный сброс но там
все запараллельно все абсолютно
запараллелено что касается союзов
безусловно на следующий же день после
вот этой неприятности Мы создали некую
команду
думающих ребят которые сейчас
прорабатывают Каким образом можно там
провести резервирование Вот этого сброса
этого радиатора Как там более-менее
тоже понимаете корабль Союз ведь он
предполагает не просто взять и новый
радиатор поставить там довольно много
насосов довольно много автоматики сейчас
продумаем как с минимальными затратами с
минимальными видоизменениями вот этой
схемы терморегулирования Но тем не менее
сделать вот это резервирование она будет
обязательно сделана
[музыка]
есть ряд специальных подходов
Каким образом
наиболее надежно с минимальными потерями
топлива нам состыковать два объекта
пассивные и активный
Ну дело все в том что вследствие так
сказать просто
геофизических там положений брикан Ура
орбитального полета профиля орбиты
станции
Мы стремимся если такое понятие фазовый
угол но я не буду голову дурить народу
это угол по сути дела между
станцией центром земли и кораблем
в зависимости от этого угла и выбирается
наиболее
оптимальная схема полета и вот этот
грузовик сейчас со станции имеет такой
здоровущий фазовый угол Что лучше иметь
вот такую двух суточную схему
тут картина такая что
дело все в том что в баллистике
учитывают То обстоятельство что и тот и
другой активный пассивный корабль летают
с одной и той же скоростью 8 километров
в секунду
в зависимости от орбиты
Но это как на стадионе тот кто ближе к
центру и там меньше путь окружность
стадион
имеет шанс приближать первым этажом
просто меньше бежит мы сейчас вывели
Прогресс таким образом чтобы он
постепенно догонял станцию
и вот этот фазовый угол который я раньше
говорил становилось все меньше и меньше
[музыка]
специалисты работают самым тщательным
образом всегда
на Байконуре тройной контроль у нас в
общем-то достаточно все это внимательно
смотрится вот поэтому
мы всегда очень тщательно надежно Все
готово что касается группы управления то
значит Перед каждым пуском что Прогресс
что Союза течение 10 дней двух недель
проходит специальные тренировки
подбираются смены у нас смены в общем-то
меняются они сутки работают
трое суток трое суток Да отдыхают А тут
мы подбираем специальную смену которая
заточен там на стыковку прогресс
стыковка Союза это эти смены тренируются
каждый сутки они тренируют у нас на
специальных тренажерах есть комплексное
моделирующий стенд смена находится в
зале супа там выкраивается определенное
время и
центр управления полетом подключается к
нашему тренажерам которые находятся у
нас в некоторых энергии
и вот тренажер подыгрывает смене с
большим количеством кстати неприятностей
разного рода нештатных ситуаций
но и все это так отрабатывается я еще
раз подчеркиваю это не специально Потому
что такая какая-то нестандартная
ситуация конечно нестандартная Но это
делается всегда чтобы было все надежно
человек в прошлом космонавт
опытный специалист садится специальные
места
он имеет
определенные контакты с человеком
который отвечает за эту тренировку и
значит Аватар не Аватар Но вот это
вычисление комплекс его задается
определенная задача такой-то полет
такое-то выведение такие-то нештатные
ситуации
и все это вот реализуется с помощью
вычислительной техники А в виде обратной
связи телеметрической информации летит
вот насколько за три километра наверное
туда в центр управления полета где перед
экранами сидят тоже наши же люди энергии
и смотрят как все это происходит как
симметрии меняется тогда это называется
тренировка
[музыка]
мы считаем что у нас должен быть
обязательно режим автоматически на Союзе
на беспилотном Союзе телеоператорного
режима нет
есть или операторный режим только на
прогрессе
на Союзе на штатном Союзе Где находится
Экипаж там как известно заранее даже он
не проектировался телеоператорного
режима нет поставить его на Союз это
возможно это требует большого количества
испытаний еще что-то
поэтому здесь у нас только
автоматический режим этого Союза
если он не получится с первого раза
состыкуемся второго раза
Сегодня в 03:58:00 по московскому времени беспилотный корабль «Союз МС-23» в автоматическом режиме причалил к российскому малому исследовательскому модулю «Поиск» Международной космической станции.
С 1967 года это была 190-я стыковка, выполненная кораблями семейства «Союз», в том числе 88-я — к МКС.
«Союз МС-23» был запущен с космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз-2.1а» 24 февраля. Он предназначен для замены находящегося на российском сегменте МКС пилотируемого «Союза МС-22», у которого 15 декабря 2022 года произошла разгерметизация системы терморегулирования из-за пробоя радиатора спорадическим микрометеороидом. В сентябре 2023 года «Союз МС-23» должен обеспечить штатное возвращение на Землю экипажа в составе космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и астронавта NASA Франциско Рубио, а также их срочный спуск в случае экстренной ситуации.
Беспилотный корабль доставил на МКС 429 кг грузов для экипажа 68-й длительной экспедиции — космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Анны Кикиной, астронавтов NASA Франциско Рубио, Николь Манн и Джоша Кассада, а также астронавта JAXA Коити Ваката.
Среди грузов — средства медицинского контроля и обследования, уборки станции и контроля чистоты атмосферы, обеспечения газового состава, водообеспечения и оборудование для научных экспериментов «Взаимодействие-2», «Матрешка-Р», «Кардиовектор», «МСК-2», «Каскад», «Фаген» и «Пробиовит».
Также «Союз МС-23» привез сменное оборудование для систем российского сегмента станции, средства приземления, технического обслуживания и ремонта, поддержки экипажа, профилактики неблагоприятного действия невесомости, санитарно-гигиенического обеспечения, защиты космонавтов от вредных воздействий, белье и контейнеры с рационами питания.
перенос из беспилотного корабля «Союз МС-23» на МКС срочных грузов, аппаратуры и укладок по экспериментам «Фаген», «МСК-2», «Каскад» и «Пробиовит»;
Космический корабль «Союз МС-24» может отправиться к МКС на три месяца раньше запланированного срока — 7 июня вместо 15 сентября, сообщили «Известиям» три источника в отрасли. Это может быть связано с желанием быстрее вернуть на Землю космонавтов Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Франциско Рубио. Они вынужденно задержались на орбите из-за разгерметизации корабля «Союз МС-22». Чуть позже подобное ЧП произошло и с грузовым кораблем «Прогресс МС-21». По словам источников «Известий», некоторые специалисты до сих пор не исключают, что причиной этих нештатных ситуаций был брак на производстве. В этих условиях они хотят вернуть на Землю и людей, и отправленный ранее за ними «Союз МС-23», который теоретически тоже может иметь подобные дефекты.