А.Л.> У крейсеров типа "Диана" современники как раз таки отмечают неудачные обводы корпуса, что, наравне с применением неоптимальной КМУ, послужило причиной недобора скорости. Неудачность получившихся обводов выяснилась уже после постройки, когда в опытовом бассейне стали прогонять модели. Естественно к тому времени, что либо исправить было уже невозможно. В конечном итоге (с другими ошибками проектирования) мы получили три красивых, но неудачных крейсера.
В восьмидесятые в Ленинграде сложилась проблема множества опытовых бассейнов, где измерялось сопротивление движению корабля при заданной скорости (на опытовой тележке). Единственный фрудовский бассейн с гравитационной тягой оставался в Корабелке, там же была и тележка, то есть мореходные эксперименты можно было проводить и так и так. В открытом море, конечно же есть только тяга движителей, а уж ход то вперёд, то по ветру назад.
Получается, что упоминаемые Вами "современники" (по истории то новые разночинцы) скорее всего искали отсутствующие недочеты у военных предшественников, которым начинало вменяться только одно право: "накручивать матросам хвосты"... (как и сейчас). Однако, были еще и Костенко, восторгавшийся мореходностью Орла и Аврора в реальном штормовом плавании, были такие светила как Крылов и Благовещенский, которые скорее с уважением относились к новым простым мореплавателям.
Собственно основные результаты получены в ЛКИ на кафедре теории корабля под руководством Александра Николаевича Холодилина. Удивлённо положительные эмоции проявлял Бекизов из ЦНИИ Крылова. Суть экспериментов состояла в необходимости оправдания морской грамотности морских офицеров конца XIX века, проектировавших явно "несовременные" корабли и транспортные суда. Результат - то самое кратное преимущество, которое сводилось к простой возможности океанского плавания кораблей без необходимости гидрометеорологического сопровождения.
На фото приведён гиперболизованный корпус Авроры, который просто усиливал штормовые мореходные качества крейсера.
Хотя. на практике, конечно, у Авроры чуть-чуть закруглена-уполнена носовая скула, вместо англо-французского закручивания потока от форштевня под днище (была у нас такая заумь "Касатки"), немного уменьшена осадка в отношении ширины корпуса, - и то понятно, все ж Маркизова лужа с Невой - не глубокий океан.