В целом, мне кажется, можно признать работу в корпорации по гособоронзаказу удовлетворительной. Есть, конечно, недостатки – и в работе корпорации, и в работе смежников, и в механизме взаимоотношений с Минобороны.
Но мы совместно с Минобороны и при активной помощи и поддержке Министерства промышленности ведём работу, создали «дорожную карту». Поэтому я думаю, что справимся с этой задачей.
Я думаю, эти процессы тоже идут. Просто у нас уровень предприятий очень различный – я езжу по предприятиям. Есть предприятия с уже современным оборудованием, с технологиями, а есть предприятия, где, действительно, ещё устаревшие технологии. Думаю, здесь мы должны, безусловно, подтянуть этот базис.
А.Костин: Банк хорошо, Владимир Владимирович.
Вы знаете, я Вам докладывал в прошлом году, банк сильно пострадал от того, что против нас просто беспредел был абсолютный: у нас отобрали зарубежные банки, у нас сейчас их ликвидируют. Мы понесли, конечно, серьёзные потери.
Но в этом году мы серьёзно компенсировали это. Восстанавливаем капитальную базу и выходим на рекордную прибыль – где-то в 420 миллиардов рублей, что, конечно, очень существенно.
ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в ОСК) продолжает обустройство территории под новую линию плазменной резки профиля. Работы ведутся во втором пролете корпусосборочного цеха (047), сообщает пресс-служба компании.
«В настоящий момент ведутся работы по подготовке основания, вырыт котлован, в ближайшие дни все будет готово к заливке фундамента. Основание планируется подготовить к концу марта, после чего начнется установка самой линии"
Генеральным директором петербургской «Северной верфи» назначили бывшего топ-менеджера Каменск-Уральского металлургического завода, «Роснано» и «Калашникова» Михаила Ненюкова, следует из данных на сайте раскрытия информации. Он сменил на этом посту Игоря Орлова.
На производственной площадке «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС) Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) состоялся торжественный спуск на воду судна проекта RSD49 «Каспийский берег». Контракт на строительство сухогруза заключен с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).
«Производственная площадка «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта ОСК - одно из крупнейших предприятий Южного федерального округа и обладает большими техническими возможностями. Здесь трудятся настоящие профессионалы. Только в прошлом году корабелы предприятия завершили строительство и передали заказчикам три судна разных проектов и начали строительство серии контейнеровозов.
Сегодня спущен на воду универсальный сухогруз проекта RSD49, строительство которого ведется на предприятии параллельно другим заказам. Данный тип судов поможет реализовать весь потенциал морских перевозок, тем самым развивая сотрудничество в сфере торговли каспийских государств, наращивая потенциал и значимость международного транспортного коридора Север-Юг»
«По нашим заказам на заводах ОСК в Астраханской области сейчас строятся еще 13 судов – 4 уникальных, первых в России сухогруза-контейнеровоза и 9 земснарядов. Гарантия работы - на три года вперед. Будем только наращивать объем заказов, в первую очередь в рамках будущего проекта ФНБ по пассажирскому флоту, разрабатываемого ГТЛК по поручению Президента России»
На северодвинском "Севмаше" началось возведение плавучего дока для спуска на воду атомных подводных лодок. На сегодняшний день уже изготовлено три объемных секции. Готовый плавучий док будет весить более 20 тысяч тонн.
В России будет разработан долгосрочный комплекс мер, направленных на развитие компетенций отечественных производителей в области судостроения. Такое поручение дал Председатель Правительства Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии по вопросу развития Объединённой судостроительной корпорации, состоявшейся 26 марта.
Отвечать за выполнение этой задачи будут Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития. Документ должен быть представлен в Правительство до 25 декабря. Реализация комплекса мер будет рассчитана на срок до 2035 года.
«Президент подчёркивал, что необходимо более активно развивать собственные компетенции в области судостроения, добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, самым значимым производственным процессам», – отмечал на стратсессии Михаил Мишустин.
Помимо разработки комплекса мер по развитию отечественных компетенций, Минпромторгу предстоит до 4 сентября актуализировать Стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 года с учётом анализа рынков судостроения и трендов их развития.
Также Минпромторгу совместно с Минтрансом, Минсельхозом, Минвостокразвития и Минфином поручено до 30 октября представить предложения по расширению программ льготного лизинга гражданских судов водного транспорта, в том числе проработать вопрос о расширении количества их операторов. Предложения по финансированию таких программ будут подготовлены Минфином и Минпромторгом до 27 ноября.
Отдельный блок поручений касается непосредственно развития Объединённой судостроительной корпорации – крупнейшей отраслевой структуры, в состав которой входит до 80% всех судостроительных мощностей.
В частности, Минпромторгу совместно с Банком ВТБ до 3 июля необходимо обеспечить разработку инвестиционной программы этой корпорации. В программу должны быть включены мероприятия по обновлению существующих и созданию новых производственных мощностей для достижения заявленных стратегических целей развития корпорации до 2035 года.
— Осенью прошлого года, вскоре после того как вам досталась Объединенная судостроительная корпорация, вы говорили, что надо разобраться в состоянии дел компании. Разобрались?
— Да, абсолютно. Разобрались, свой аудит мы завершили. Сейчас аудит проводит и Министерство финансов, контрольно-ревизионное управление. Мы пока не комментируем эти вопросы. Посмотрим, какая у коллег картинка сложится. Претензии руководства страны к прошлому руководству компании были в том, что ОСК производила изначально убыточную продукцию. Таких принципов в экономике не может и не должно быть. Генерировать убытки и следом бежать в правительство выколачивать деньги, чтобы закрывать дыры, — путь в никуда, мягко говоря. Этого мы больше не допустим.
— А планы развития уже очерчены?
— В центре Петербурга три большие верфи, будем их модернизировать, что-то перестраивать, что-то переводить. Планы уже намечены, но мне хочется сначала их утвердить в правительстве, у президента. Я думаю, начнем с глобальной модернизации Северной верфи, она дальше от исторического центра.
И мы считаем, что существует потребность в строительстве новой верфи в европейской части страны. Я за 8 месяцев объездил все эти предприятия. Это как экскурсии в исторический музей: «Вот это построено при царе таком-то, это — при императоре таком-то». Ну, ребята, чему радоваться? Нужны современные верфи, сегодня у судостроения абсолютно другие технологии.
Чтобы строить крупнотоннажный гражданский флот, нужны другие глубины, в Неве так не разойдешься. Жизнь заставляет двигаться. Но Питер хорош как база, все равно Питер или рядом с Питером, потому что здесь, например, вузы — трудовой потенциал, даже целые династии, — это, конечно, надо использовать.
— Но есть огромная нехватка кадровая.
— И это не единственная проблема. Производительность труда в судостроении примерно в 3 раза ниже, чем в Китае, нам нужно технологическое обновление... 80% сейчас — оборонный заказ. Есть особенности с ценообразованием по корабельным заказам Минобороны. Гражданское судостроение вообще особо не развивалось. Я удивился, когда мы стали заниматься ОСК: оказывается, для советского флота гражданские суда строили в ГДР, в Польше, в Югославии и даже в Финляндии. И это тоже подход. Американцы, например, не занимаются гражданским судостроением, покупают на мировых рынках.
Но руководство нашей страны считает, что нам нужно развивать собственное гражданское судостроение — после санкций этот вопрос стал особенно важен. Мы к этому готовимся, и спрос есть
— Раскройте секрет, планируется ли подписание новых контрактов с Минобороны РФ в рамках Международного военно-морского салона "Флот-2024"?
— Насколько мне известно, планы по заключению новых государственных контрактов у нашего основного заказчика есть. Корпорацией ведется предконтрактная работа по 22 новым кораблям. А вот будут ли заключены госконтракты на МВМС "Флот-2024" или форуме "Армия-2024" — это зависит уже от решения заказчика.
— Ведутся ли на предприятиях и в конструкторских бюро, входящих в ОСК, работы по созданию совершенно новых проектов — кораблей будущего? Какие это будут корабли, как сильно изменится их облик? И каким вы видите отечественное судостроение через 10–20 лет?
— Предприятия и конструкторские бюро тесно взаимодействуют с заказчиком, отраслевыми научными организациями и между собой с целью определения тенденций развития военно-морских флотов, выявления новых технологий и выработки согласованных подходов к перспективным проектам. Эта работа ведется непрерывно. Очевидно, что облик кораблей будущего в настоящее время лишь намечается. Можно уверенно предполагать, что эти корабли должны обеспечивать применение новых средств вооруженной борьбы, большое внимание будет направлено на развитие радиоэлектронного вооружения кораблей. Значительные изменения могут потребоваться в энергетике. Активно изучаются технологии сверхпроводимости, инновационные атомные и неатомные силовые установки.
— Какие в связи с этим новые разработки ведутся сейчас в конструкторских бюро ОСК?
— В надводном кораблестроении сменились приоритеты: от увеличения количества носителей оружия к увеличению единиц высокоточного оружия на одном носителе с возможностью быстрой перезарядки корабля. Получила развитие модульная конструкция корабля для максимальной эффективности его использования в качестве несущей платформы при решении целого комплекса задач.
При этом одним из перспективных направлений для работы специалистов ведущих конструкторских бюро являются исследования и разработки в области создания необитаемых подводных аппаратов и быстроходных безэкипажных катеров.