[image]

Аэродинамика ракет

 
1 20 21 22 23 24 25 26
+
-
edit
 

apakhom

втянувшийся

В очередной рассылке от Apogee есть упоминание HIMARS

Сразу уж перевод от Яндекса (под "ребрами и плавниками" понимаем "fins", про "стену" можно догадаться):

Ракета HIMARS, о которой сейчас говорят в новостях, - это то, что многие разработчики масштабных моделей, возможно, подумывают воспроизвести. Единственная проблема заключается в том, что у него изогнутые ребра. Эти складные ребра, когда они убираются при запуске, оборачиваются по периметру корпуса ракеты. Это позволяет всей ракете скользить в трубу. Складывающиеся ребра экономят место, а труба также направляет ракету при запуске.

Как сделать изогнутые плавники, чтобы они не были хрупкими? Кроме того, что, если вы захотите использовать сквозное крепление к стене, чтобы ребра были надежно прикреплены? Это не простая проблема.

В информационном бюллетене, который вы можете скачать прямо сейчас, Джош Фриззелл расскажет вам о процессе формования ребер с помощью двухсекционной изогнутой формы. И ребра, и форма изготовлены из стекловолокна. Важной частью является одновременное формование сквозного ребристого выступа. Это обеспечивает однородность детали и ее сверхпрочность.
   108.0.0.0108.0.0.0
+
+1
-
edit
 

Xan

координатор

Про флаттер.

Почитав статью вон оттуда:
(Конструкция ракет 2020 [apakhom#20.12.23 17:33])
накорябал в экселе калькулятор.

Первые пять строчек — геометрия крыла. В любых, но одинаковых, единицах.
"Стреловидность" — насколько передняя точка концевой хорды сдвинута назад относительно передней точки корневой хорды. Определяет наклон передней кромки крыла.

GE — это жёсткость материала. Значение 4136854 — это для стеклопластика.
Табличка для разных материалов есть в статье. Вот она:
 


Ещё нужно ввести относительное (от моря) давление и скорость звука для интересующей высоты.

Четыре промежуточных значения.

И две последние строчки — результат.

=====

Предполагается, что корпус ракеты абсолютно жёсткий. И крепление к нему тоже.
А если не так, то к размаху крыла следует добавить величину порядка радиуса ракеты.
Точное значение определяется взглядом в потолок!!! :D

Что-то у меня не получается файл скачать... :(
Прикреплённые файлы:
 
   122.0.0.0122.0.0.0
Это сообщение редактировалось 28.02.2024 в 16:58

apakhom

втянувшийся

Xan> Что-то у меня не получается файл скачать... :(

нормально скачивается, открывается и циферки считает!
   123.0123.0
+
-
edit
 

apakhom

втянувшийся

apakhom> В очередной рассылке от Apogee есть

... статейка про соотношение массы ракеты, мощности двигателя, размеров "плавников" :) , внешних условий и скорости схода.

Основные моменты:
- почему-то он утверждает что "общепринятым" является превышение тяги двигателя над весом ракеты в пять раз! (всегда считал, что 10)
- почему-то он думает, что все хотят, чтоб ракета уходила со старта как можно медленнее (якобы это более зрелищно)
- делает вывод, что для нормального старта скорость схода должна быть минимум в пять раз выше скорости бокового ветра
- ну и т.д. и т.п.
   124.0.0.0124.0.0.0

  • Xan [01.11.2024 12:59]: Перенос сообщений в ...del

Xan

координатор

Иностранные любители сделали управляемый планирующий парашют, который возвращает ракету на место старта.
Другой подход, сделать саму ракету управляемую, с аэродинамическими рулями.
И тогда после апгея она может спланировать "домой" и на небольшой высоте открыть простой парашют.
Для этого ракета не должна быть слишком устойчивой, чтоб у рулей хватило сил развернуть её из вертикального положения в наклонное.
Арифметика говорит, что это вполне возможно.
Качество простой ракеты, типа "палка со стабами", совсем не маленькое, легко может быть около 3.
Это значит, что с высоты 1 километра ракета может улететь на 3 км.
У планирующего парашюта качество тоже может быть около 3.
Но.
Если есть сильный ветер, то парашют может не выгрести против течения.
А у ракеты тут в скорости явное преимущество.
Так что если вдруг делать управляемую ракету, то можно "даром" приделать ей функцию возврата домой.

Два замечания.

1. Если хочется бороться с ветром, то нужно обеспечить максимальною горизонтальную компоненту скорости. А она получается не при максимальном качестве, а при б0льшем наклоне.
Вот табличка: горизонтальная скорость (в процентах от скорости чисто вертикального падения), для разных тангенсов наклона траектории и для разного качества леталки.
code text
  1.  tn  |  K=4        3       2.5       2
  2. -----+--------+--------+--------+--------+
  3. 4.0  |  35,6                             |
  4. 3.0  |  48,1     37,6                    |
  5. 2.5  |  53,0     49,7     40,5           |
  6. 2.0  |  57,3     55,5     53,2     43,8  |
  7. 1.75 |  59,1     57,7     56,2     52,8  |
  8. 1.4  |  60,4     59,7     58,8     57,3  |
  9. -----+--------+--------+--------+--------+
Нет таблички "оптимальный наклон для максимальной горизонтальной".
Но скорее всего, ракета будет лететь домой почти вертикально, если не требуется компенсировать уж очень сильный ветер.

2. В конце пикирования, на заданной небольшой высоте ракета может "потянуть штурвал на себя" и плавно перейти в кабрирование.
Израсходовав кинетическую энергию на создание дополнительной подъёмной силы.
При этом, если качество = 3, можно получить полную скорость на горке всего 10,5 процентов от скорости падения.
А при качестве 2 можно получить вертикальную компоненту вверх 2%. (Цифры из древней симуляшки.)
То есть, парашют будет открываться практически в горизонтальном полёте и на очень низкой скорости.

Кароче! :)
Ракета летит домой почти вертикально вниз.
Перед землёй резко выходит из пике и на горке открывает парашют.
Скорость открытия маленькая, поэтому парашют может быть легкий (тонкий/непрочный) и большой.
Чтоб скорость посадки об землю была маленькой. :)
   130.0.0.0130.0.0.0

M&D
mihail66

аксакал

Xan> Кароче! :)
Xan> Ракета летит домой почти вертикально вниз.
Xan> Перед землёй резко выходит из пике и на горке открывает парашют.

Ну вот! Осталось так себе, пустячок - приделать к ракете рули.
   130.0.0.0130.0.0.0

Nec

втянувшийся

Xan> Другой подход, сделать саму ракету управляемую, с аэродинамическими рулями.

Бог с ними, с рулями!
Второй год кручу в голове алгоритм "возвращения на базу". Пока что, лучше обработки GPS координат ПИД-регулированием, ничего в голову не пришло. Какие на этот счёт идеи?
   127.0.0.0127.0.0.0
+
-
edit
 

Рулик

новичок
Nec> Какие на этот счёт идеи?

ФРМС • Просмотр темы - Контроллер для управляемых моделей ракет

Модераторы: sanya_rms, Serg Mityurev » Пн авг 10, 2015 22:28 Mityurev » Пт авг 14, 2015 16:15 NEFTO » Вс авг 16, 2015 22:15 Mityurev » Пн авг 17, 2015 16:34 NEFTO » Пн авг 17, 2015 17:35 Mityurev » Вт дек 04, 2018 13:58 Melegik » Ср дек 05, 2018 19:59 Mityurev » Пт дек 07, 2018 00:19 Mityurev » Вт сен 28, 2021 22:29 Mityurev » Чт ноя 17, 2022 15:42 Вернуться в Оборудование для стартов Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 //  www.frms.ru
 
   88
RU Брат-2 #03.11.2024 14:14  @Рулик#03.11.2024 03:32
+
-
edit
 

Брат-2

опытный

Nec>> Какие на этот счёт идеи?
Рулик> ФРМС • Просмотр темы - Контроллер для управляемых моделей ракет

Оно то, да. В этом месте можно подробней.
Реализован следующий алгоритм управления:
1. После старта вертикальный полет под управлением датчика угловых скоростей (управление по тангажу и крену);

А если нет, то и дальнейшие рассказы просто мечты или трепология про белого бычка! :)
   2424
RU Брат-2 #03.11.2024 19:02  @Брат-2#03.11.2024 14:14
+
-
edit
 

Брат-2

опытный

Брат-2> А если нет, то и дальнейшие рассказы просто мечты или трепология про белого бычка! :)

Здесь верно указано, что используется датчик угловых скоростей, вот только к вертикальному полету это не имеет ни малейшего отношения. Это так называемый стабилизатор 3d, который пытается нивелировать кратковременные колебания модели от порывов ветра, причем он стабилизирует, вернее, пытается сохранить не вертикаль, а изначально заданное направление полета модели.
В этой части однозначное бла-бла! :)
Для истинной стабилизации служат стабилизаторы 2d, в которых показания датчиков угловых скоростей интегрируются в углы отклонения, то есть это гироскопы, но здесь только акселерометры устраняют все нюансы, а, как знаем, да и проверили, акселерометры на вертикали правильно не работают, только для горизонтального полета.
   2424

Nec

втянувшийся

Доброго времени!
Пишу симулятор полёта ракеты. Ломаю голову.
Летит ракета с тягой Fт, с отклонением от вертикали на угол (а). На ракету действует сила притяжения земли (mg) и аэродинамическое сопротивление (Fад).
Вопрос вот в чем. Как по отношению к углу (а) действуют эти силы? Вроде бы, школьный курс физики, а упоролся, как первоклассник - запутался в синусах и косинусах, и их применению, в качестве коэффициентов.

Вопрос номер два.
Угол траектории полёта на активном участке меняется таким же образом, как и на пассивном?

Ну, и третий вопрос.
Если я найду скорость ракеты через V=Fобщ*t/m, как её переложить на оси "X" и "Y"?
V(Y) = V*cos(a)
V(X) = V*sin(a)
?
   127.0.0.0127.0.0.0
Это сообщение редактировалось 04.12.2024 в 21:26

ivanko2

новичок
Nec> Летит ракета с тягой Fт, с отклонением от вертикали на угол (а). На ракету действует сила притяжения земли (mg) и аэродинамическое сопротивление (Fад).
Nec> Как по отношению к углу (а) действуют эти силы?
если угол a между осью Y и вектором тяги
Fт(X) = Fт*sin(a)
Fад(X) = Fад*sin(a)
Fт(Y) = Fт*cos(a)
Fад(Y) = Fад*cos(a)
mg(Y) = mg
mg(X) = 0

Nec> Угол траектории полёта на активном участке меняется таким же образом, как и на пассивном?
"образ" такой же (закон изменения). Но сил меньше, Fт = 0 на пассивном, остальные две остались (для точки изменяет угол только сила тяжести)

Nec> Если я найду скорость ракеты через V=Fобщ*t/m, как её переложить на оси "X" и "Y"?
Nec> V(Y) = V*cos(a)
Nec> V(X) = V*sin(a)
Да,если угол a между осью Y и вектором тяги
   133.0133.0
Это сообщение редактировалось 05.12.2024 в 12:58
+
-
edit
 

apakhom

втянувшийся

Статья от ApogeeRockets
Руководство по вычислительной гидродинамике для моделирования ракетостроения - Часть 1
Кен Карбон

(перевод Яндекс :) - довольно серьезная статья, явно "не для всех")
   131.0.0.0131.0.0.0

Nec

втянувшийся

Nec> Пишу симулятор полёта ракеты. Ломаю голову.

А кто-то может мне рассказать физику и математику расчёта Cx для ракеты? Чтобы самостоятельно, а не в "Аэролабе"?
Брать табличные Cx для разных форм тел, перемножать их на процент их площади и суммировать? А как быть с изменением Cx от скорости полёта?
   127.0.0.0127.0.0.0

Sandro
AXT

инженер вольнодумец
★★
Nec> Летит ракета с тягой Fт, с отклонением от вертикали на угол (а). На ракету действует сила притяжения земли (mg) и аэродинамическое сопротивление (Fад).


Какого рода боеприпас пытаетесь спроектировать?

Задача попадания в цель вызыает подозрения. А особенно — простота решения.
   131.0131.0

Nec

втянувшийся

Sandro> Какого рода боеприпас пытаетесь спроектировать?
Такой же, как и многие на этом подфоруме. Ракеты.

Sandro> Задача попадания в цель вызыает подозрения. А особенно — простота решения.
А я не останавливаюсь на такой простой арифметике!
   127.0.0.0127.0.0.0

Xan

координатор

Nec> Брать табличные Cx для разных форм тел, перемножать их на процент их площади и суммировать?

Не получится, так как они друг на друга влияют.

Nec> А как быть с изменением Cx от скорости полёта?

Никак. Это шибко умным надо быть!!! :D

Nec> А кто-то может мне рассказать физику и математику расчёта Cx для ракеты? Чтобы самостоятельно, а не в "Аэролабе"?

Одного ума не хватит, надо ещё и кучу экспериментальных данных. Задача неподъёмная.
Это не "перемножать и суммировать"

Если хочется достаточно точно симулировать полёт, то имеет смысл использовать данные из Аэролабы.
Делаешь модель ракеты, в Аэролабе выгружаешь в Export все нужные зависимости.
А потом в своём симуляторе вместо хитрых вычислений просто считываешь нужные величины из таблиц от Аэролабы.

Кроме Cx могут быть полезны (Cl)alpha и положение центра давления.
Чтоб посмотреть, как меняется устойчивость ракеты.
   131.0.0.0131.0.0.0

Nec

втянувшийся

Xan> Не получится, так как они друг на друга влияют.
Есть такие ощущения.

Xan> Никак. Это шибко умным надо быть!!! :D
Хочу все знать!

Xan> Одного ума не хватит, надо ещё и кучу экспериментальных данных. Задача неподъёмная.
Как то же аэролаб считает?

Xan> Это не "перемножать и суммировать"
Именно этим и занимается любая прога. Если утрировать.

Xan> Если хочется достаточно точно симулировать полёт...
Наигрался. Больше нет восторга, потому что нет логической цепочки в голове.
   127.0.0.0127.0.0.0

Xan

координатор

Xan>> Одного ума не хватит, надо ещё и кучу экспериментальных данных. Задача неподъёмная.
Nec> Как то же аэролаб считает?

Ну так там все эти знания и применены.
От тебя требуется только геометрию задать.

Xan>> Если хочется достаточно точно симулировать полёт...
Nec> Наигрался. Больше нет восторга, потому что нет логической цепочки в голове.

Ну, если делал симулятор с

F = Cx * rho * S * v2 / 2

то теперь надо сделать

F = Cx(v, h) * rho * S * v2 / 2

Всего лишь.
   131.0.0.0131.0.0.0

Nec

втянувшийся

Xan> F = Cx(v, h) * rho * S * v2 / 2
Cx(v, h) это Cx от скорости и высоты, то есть от числа Маха? Если так, то уже учтено по таблице из Аэролаба.
Интересно было узнать (к примеру, почитать в умной книге) как можно оценочно посчитать Сх.
   127.0.0.0127.0.0.0

Xan

координатор

Nec> Интересно было узнать (к примеру, почитать в умной книге) как можно оценочно посчитать Сх.

Ты хочешь самостоятельно, без Аэролабы, научиться считать Cx?
Поступай в ВУЗ на аэродинамику.
Там ты поймёшь, что научиться не получится! :D

Лично мне, несмотря на знание физики, абсолютно проще поверить результатам Аэролабы, чем пытаться считать самому.

Ещё можно взять прогу, которая считает в 3D обтекание тел, и оттуда добыть результаты.
Саша Макс так делает.
Или построить аэродинамическую трубу и продувать ракету.

— Других методов медицина не знает! ©
:)
   131.0.0.0131.0.0.0

Nec

втянувшийся

Xan> Поступай в ВУЗ на аэродинамику.
Жизни не хватит чтобы изучить, все, что хочется. Не только по теме аэродинамики.

Xan> Лично мне, несмотря на знание физики, абсолютно проще поверить результатам Аэролабы, чем пытаться считать самому.
Я верю аэролабу. Но!
1)Доверяй, но проверяй
2)Бывают задачи, когда аэролаб слишком усложнит путь.


Xan> — Других методов медицина не знает! ©
Давайте вместе разбираться?

Открыл аэролаб. Вижу:

Nose Pressure = видимо, сжатие воздуха носом ракеты.

Body (fin) skin friction - трение воздуха о фьюз (стабы).

Base drag - вообще не понимаю откуда берется это базовое сопротивление.

Body (fin) Pressure drag - сжатие воздуха фьюзом (стабами)

Interference drag - тоже непонятное.

Ещё где-то зарыто донное сопротивление.

"На глаз" вижу, что общий коэффициент равен сумме всех коэффициентов.
Интуитивно понимаю, что сжатие воздуха влияет на зависимость Cx от скорости. Трение не должно сильно меняться от скорости. Возможно, немного снижается с увеличением скорости - как мячик для гольфа летит дальше и стабильнее из-за ячеек (шагрени).
Буду пытаться понять и изучить все эти силы, относительно идеальных газов. Или есть куда пнуть по какому-то пункту?
   127.0.0.0127.0.0.0

Xan

координатор

Nec> Nose Pressure = видимо, сжатие воздуха носом ракеты.

Давление из-за обтекания, да. Которое пропорционально квадрату скорости.

Nec> Body (fin) skin friction - трение воздуха о фьюз (стабы).

Трение из-за вязкости слоя воздуха. Трётся и греется. Зависит от качества поверхности.
Мне было интересно, как быстро нагреется корпус на большой скорости — мощность нагрева на теплоёмкость корпуса.

Nec> Base drag - вообще не понимаю откуда берется это базовое сопротивление.

Не знаю.

Nec> Interference drag - тоже непонятное.

Взаимное влияние частей.

Nec> Ещё где-то зарыто донное сопротивление.

Разрежение у дна тянет назад.

Nec> "На глаз" вижу, что общий коэффициент равен сумме всех коэффициентов.

Для симуляции полета надо именно сумму. И ничто другое не имеет значения.

Nec> Буду пытаться понять и изучить все эти силы, относительно идеальных газов.

Непонятно мне это желание "понять и изучить".
Или надо очень сильно в это врубаться.
Или примитивно использовать готовые результаты чужого труда.

Ну, я на это смотрю со своей точки зрения, имея некоторый опыт в физике.
Возможно, сказывается профессиональная деформация сознания!
Так что не обращай внимания на то, что я пишу!!! :D
   131.0.0.0131.0.0.0

RocKI

опытный

Nec> Base drag - вообще не понимаю откуда берется это базовое сопротивление.

base drag это и есть донное сопротивление.
   131.0.0.0131.0.0.0

EG54

аксакал

Sandro> Какого рода боеприпас пытаетесь спроектировать?

Карамель + фейерверк= площадь встречи в гелиевыми шариками. Вполне новогоднее развлечение :eek:
   11
Последние действия над темой
1 20 21 22 23 24 25 26

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru