[image]

Пароходы СССР и не только - часть 2

 

vvy

втянувшийся

vedmedj> 1941-02-26 (№ 47 Коммунист).

Удалось установить, кто скрывался под рембазой "Микоян"?
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Удалось установить, кто скрывался под рембазой "Микоян"?

До сегодняшнего дня я считал, что бывший «Иран», «Энзели» и т.д.
Некоторые вопросы ставят послевоенные рег. книги, но документального опровержения вышеупомянутой версии мне пока не встречалось.
Да и сходство, как по мне, вполне себе удовлетворительное.
Прикреплённые файлы:
350966.jpg (скачать) [1440x936, 386 кБ]
 
3720759.jpg (скачать) [800x539, 74 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

sudprom

опытный

vvy> Удалось установить, кто скрывался под рембазой "Микоян"?
Где взял - не помню.
Грузовой теплоход Каспийского морского пароходства "МИКОЯН"
В 1914 году Коммерческое Общество «Рыбак» из Астрахани (Россия) на шведской верфи «Bergsunds Mek. Verks. A/B», Stockholm заказало строительство стальной двухвинтовой однопалубной двухмачтовой сухогрузной шхуны под названием «САМУР» (строительный № 366). В ходе начавшейся первой мировой войны в сентябре 1915 года она была построена. Судно вместимостью 704,12 брт, дедвейтом 1056 т имело длину 66,67/64,62 м, ширину 9,14 м и осадку 3,35 м. Высота борта 5,75 м. Два дизельных двигателя общей мощностью 360 э.л.с. обеспечивали скорость хода в 8,5 узла.
В связи с запретом шведского правительства продавать суда воюющим странам, «САМУР» простоял на верфи до 1917 года. Революция в России сделала невозможным направить судно заказчику. Поэтому в конце 1918 года теплоход был продан на открытом аукционе. Представители верфи получили за судно 550 000 крон. Владельцем судна стал шведский предприниматель T. Skrepinsky, Stockholm [Maria Gugowna Wrangel]. Однако вскоре судно перешло к шведу K. E. Widerström, Stockholm. В конце этого же 1919 года теплоход перешел в собственность шведской компании «A/B Sverige-Volga» (G. Ljungberg), Stockholm. Там он получил название «ELLINOR».
В апреле 1923 году его купило Русско-германское торговое транзитное товарищество «Russisch-Deutsche Transithandelsges» (A. Bernstein) из Ленинграда. Теплоход начали эксплуатировать под названием «ЭНЗЕЛИ». В 1924 году судно было национализировано и включено в состав Северо-Западного государственного речного пароходства в Ленинграде. В 1925 году его передали Акционерному Обществу «Совторгфлот». Порт приписки Ленинград (№ 107), В конце 20-х годов теплоход из Ленинграда по системе озер и каналов был выведен на Волгу, а затем переведен на Каспий, где вошел в состав пароходства «Каспар» под названием «ИРАН». Порт приписки Баку (№ 107). С 1930 года он служил в Акционерном Обществе Совторгфлот (Баку). С 1934 года как грузовой теплоход числился в составе Каспийского государственного морского пароходства. В 1936 году судно получило новое название – «МИКОЯН». Позывные UNZA.

Теплоход привлекался Каспийскими рыбаками для использования в качестве плавучей базы во время сельдяной путины. На нем находилось топливо, припасы, продовольствие и снасти для малых добывающих рыболовных судов. Кадры кинохроники 1940 года запечатлели «МИКОЯНА» в этой роли. Пережив Отечественную войну, «МИКОЯН» в 1946 году прошел капитальный ремонт, в процессе которого на судне установили новые дизеля Д4т общей мощностью 800 э.л.с.. Вместимость теплохода увеличилась до 899,0 брт, а скорость хода возросла до 10,2 узла. По состоянию на 1964 год позывные UZZK (УЗЗК). Порт приписки Баку (M-6563). Исключен из списков ММФ в июле 1968 года.


плавбаза "Микоянг".
Фото из коллекции Анатолия Корышева. 1940гг.
Прикреплённые файлы:
 
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

sudprom

опытный

vvy>> Удалось установить, кто скрывался под рембазой "Микоян"?
sudprom> Где взял - не помню.
Еще фото - как плавбаза из кинохроники
Прикреплённые файлы:
 
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
Mitry>> Вот статья из РХ№3 (июль-сентябрь) за 1933 г.
vvy> Как расшифровывается КНИРМ известно?
Ни в институтском архиве, ни в библиотеке помочь не смогли. Сделали запрос в КаспНИРХ.
В Архиве перерыли кучу документов. Дело в том, что в период 1931-1933 г. Астраханская Станция-Институ чуть ли не 10 раз меняла названия попеременно делясь (на 4 института!)и вновь собираясь...
Одно из названий, которое вроде как было примерно полгода - Каспийский Научный Институт Рыбной Промышленности (подтверждающих док. нет - это из отчета) и может просто в изначальном документе из которого пошло КНИРМ (статья в РХ - больше нигде не нашли) просто перепутали последнюю букву??
Но ждем ответа из КаспНИРХа...)
   132.0132.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Разве в 1938-м? Я думал, что после войны.

Мы эти суда уже обсуждали.
В 38-ом году СНК СССР рассматривал вопрос передачи Главрыбой траулеров «Пикша» и «Скат» Каспфлоту. Но, чем тогда дело закончилось мне пока не известно. Вы сообщили, что до этого их планировали передать военным. Подумал, может быть, за прошедшее время Вам удалось что-нибудь выяснить по данному вопросу.
«Скат» действительно был разменян на п/х «Ени-Ел» в 47-ом году. До этого, на протяжении неустановленного времени буксир находился у Каспийского сухогрузного Госморпароходства в аренде. В 52-ом включен в список судов Каспфлота, по которым решался вопрос о списании. Был он тогда списан или нет, пока не установлено.
Буксир «Пикша» в послевоенные годы тоже числился в Каспфлоте. Последнее упоминание относится к 52-му году, в связи с ремонтом.
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

sudprom> Где взял - не помню.

Судя по всему, это справка от Ю.Н. Трифонова.

sudprom> В 1924 году судно было национализировано и включено в состав Северо-Западного государственного речного пароходства в Ленинграде. В 1925 году его передали Акционерному Обществу «Совторгфлот».

Материалы о покупке Северо-Западным речным пароходством теплоходов «Хамадан» и «Энзели» хранятся в фондах а/о «Рустранзит» в РГАЭ. Материалы о покупке этих судов «Каспаром» имеются в архивных фондах этого пароходства в том же РГАЭ. Я с ними пока не ознакомился, но терминология – «национализирован» и «передан» – в данном случае не вполне подходит. К тому же, «Каспар» на тот момент не входил в состав «Совторгфлота».

В 47-ом плавбаза «Микоян» была передана Минрыбпромом Азербайджанской ССР на баланс Главкаспрыбпрома МРП западных районов СССР, которому еще в 46-ом утвердили предварительную смету на ремонт корпуса и установку новых двигателей в сумме 986,00 тыс. рублей. С какого момента судно оказалось в системе Рыбпрома мне неизвестно. Вероятно, перед войной находилось у рыбаков во временном пользовании.
Есть такое (скрины прилагаются)
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> До сегодняшнего дня я считал, что бывший «Иран», «Энзели» и т.д.
Каспаровский "Микоян" - это "Энзели", понятно. Вопрос: рыбпровский и каспаровский пароходы - это одно и тоже судно?
vedmedj> Да и сходство, как по мне, вполне себе удовлетворительное.
Баковых иллюминаторов многовато. А так да, похоже.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Подумал, может быть, за прошедшее время Вам удалось что-нибудь выяснить по данному вопросу.

Увы, ситуация не прояснилась.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

Mitry> просто перепутали последнюю букву??
Может быть и так.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> «Скат» действительно был разменян на п/х «Ени-Ел» в 47-ом году.

Я правильно понял: "Ени-Ел" в 1947 г. был передан МРП АзССР?
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Я правильно понял: "Ени-Ел" в 1947 г. был передан МРП АзССР?

Главкаспрыбпрому.
На баланс какого предприятия этого Главка он был передан – мне не известно. Размен был произведен совместным приказом Минзапрыбпрома СССР и ММФ № 220/251 от 26 июля 47-го.
Прикреплённые файлы:
IMG_52282.jpg (скачать) [800x740, 78 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Каспаровский "Микоян" - это "Энзели", понятно. Вопрос: рыбпровский и каспаровский пароходы - это одно и тоже судно?

По-моему мнению, да. Других вариантов я не вижу.

vvy> Баковых иллюминаторов многовато. А так да, похоже.

Могли нарезать при переоборудовании под базу.
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

George T

втянувшийся

vvy>> Каспаровский "Микоян" - это "Энзели", понятно. Вопрос: рыбпровский и каспаровский пароходы - это одно и тоже судно?
vedmedj> По-моему мнению, да. Других вариантов я не вижу.
vvy>> Баковых иллюминаторов многовато. А так да, похоже.
vedmedj> Могли нарезать при переоборудовании под базу.

Нашлось еще одно фото с подписью "Микоян". Не помню, где я его взял.
Прикреплённые файлы:
Mikoyan.jpg (скачать) [1754x989, 162 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> По-моему мнению, да. Других вариантов я не вижу.

Я тоже не вижу, но всякие чудеса бывали.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Главкаспрыбпрому.

Спасибо.
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Еще по теме «Микояна».

Всесоюзный Совет Научных инженерно-технических обществ, рассмотрев итоги Всесоюзного социалистического соревнования за 46-ой год, признал победителем в соц. соревновании научных и научно-технических обществ Советского Союза Всесоюзное научное инженерно-техническое общество водного транспорта (ВНИТОВТ) и присудил ему Красное Знамя ВСНИТО.
6 января 48-го был издан приказ Министра Морфлота о награждении организаций и членов ВНИТОВТ, отличившихся в вышеупомянутом соцсоревновании. В числе награжденных был член Каспийского отделения ВНИТОВТ, старший инженер Каспийской Инспекции Регистра Загоненко Гр. (Григорий-?) Степ. (анович). В краткой характеристике указано, что он является автором ряда научно-технических работ, как-то «Модернизация т/х «Микоян», «Модернизация нефтеналивных барж типа «Измаил» в мелкосидящий тоннаж» и пр.
В мае-июне того же 46-го года была утверждена смета, представленная Главкаспрыбпромом, на ремонт корпуса и установку нового двигателя на базу «Микоян», в связи с чем Начальнику Главкаспрыбпрома Богданову надлежало оформить договор на ремонт базы с заводом «Парижская Коммуна» Министерства морского флота.
Вероятно, эти два события могут являться звеньями одной цепи.
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
vedmedj> Еще по теме «Микояна».
Может интересно будет:
Рыбное хозяйство №5 (май), 1935 г., -С.8
Прикреплённые файлы:
IMG-20241120-WA0003.jpeg (скачать) [1373x1841, 940 кБ]
 
 
   132.0132.0
Это сообщение редактировалось 21.11.2024 в 11:17

Mitry

аксакал
★★
Mitry>> В 1932 году теплоход «ПОЧИН» был переименован в «КИСЕЛЕВИЧ».
vedmedj> Как бы, да… Но…
vedmedj> .... В подлиннике этот пункт вычеркнут при подписании. Судя по всему, Резенталем.
Тем не менее в публикациях того времени "ПОЧИН" именуется как "КИСЕЛЕВИЧ". Может его вычеркнули из Вашего конкретного документа чисто из редакторских соображений, и в результате в следующей редакции его подписали ? Я встречал в нескольких текстах, но не мог все вспомнить... И вот сегодня опять натолкнулся:
Рыбное хозяйство №11 за 1936 г.
Кстати, ни у кого нет справки на упоминаемый там "ОПЫТ"? Вроде это моторная яхта или баркас Астраханской (Волго-Каспийской) станции... Встречается в разных 30-х годах...
Прикреплённые файлы:
РХ-11-1936-.jpg (скачать) [688x925, 292 кБ]
 
 
   115.0115.0

vedmedj

втянувшийся

Mitry> Может интересно будет:
Mitry> Рыбное хозяйство №5 (май), 1935 г., -С.8

Да, это интересно.

Еще в тему неразберихи с этим (этими-?) судном добавилась чехарда с позывными.
На 1 января 34-го т/х «Энзели», чистой вместимостью 480,80 рег. тонн и мощностью 360 и. с., имел позывные сигналы – UNZA/ХОЯА. Правда портом приписки указан – Владивосток.
7 сентября того же года Инспектором 3 ранга Связи КАСПАР’а (М. Оввьян) был составлен список судов с присвоенными новыми международными позывными. У ряда плавсредств позывные отсутствовали, в том числе, у грузового судна «Иран».
13 октября в Управление Каспийского пароходства, инспектору связи Оввьяну, из Сектора портового хозяйства ЦУМОРФЛОТ ‘а был отправлен запрос с просьбой предоставить сведения (тип и назначение, порт приписки, чистая вместимость, сила машины и район плавания) на суда, перечисленные в прилагаемом списке. «Иран», в том числе.
В составленном Оввьяном списке судов КАСПАР’а на 27 октября, на судно «Иран» приведены следующие данные: теплоход грузовой, Б.П. (Бакинский порт-?), 1056 (чистая вместимость), 360 (сила машины), Каспийское море (район плавания). По поводу 1056 рег. тонн чистой вместимости можно не беспокоится. Перевирание тоннажа (грузоподъемность, дедвейт, водоизмещение, вместимость) – было обычной практикой.
В ноябре КАСПАР’у было сообщено, что т/х «Иран» выписаны позывные UPDX/ХРГШ.
Интересно, что в РК 1935-36 и Справочнике Наркомвода 36-го года у «Ирана» (бывш. «Энзели») Каспийского пароходства указаны позывные, присвоенные т/х «Энзели» – UNZA. Эти же позывные у «Микояна» (бывш. «Иран») в РК 1938-39.
А вот, в послевоенной РК 1948-49 т/х «Микоян» имеет позывные UPDX.
Ну и, в РК 1964-65 у «Микояна» позывные UZZK.
По поводу последних не знаю, переприсвоение могло иметь место быть. Позывные UNZA в довоенных регистровых книгах и Наркомводовском справочнике – очевидно, ошибочны.
   131.0.0.0131.0.0.0
Это сообщение редактировалось 24.11.2024 в 16:01

vedmedj

втянувшийся

Mitry> Может его вычеркнули из Вашего конкретного документа чисто из редакторских соображений, и в результате в следующей редакции его подписали ?

Это не проект, а завизированный приказ с номером и датой. В таком виде он должен был пойти в делопроизводство, поэтому не совсем понимаю, что означает – «следующая редакция». Внесение изменений, дополнений или аннулирование приказа полностью производилось изданием последующих приказов. То есть, другой номер, другая дата.
Здесь, скорее всего, вопрос в том – какому Наркомату принадлежало право о присвоении наименований (переименование) судов рыбной промышленности на тот момент? Само переименование «Почина» в «Киселевич» сомнений не вызывает, но дата (32-ой год) требует уточнения.
   131.0.0.0131.0.0.0
+
-
edit
 

Egor_82

втянувшийся

Фото с интернет-аукциона.
Болгарский пароход "Евдокия".
Из подборки фотографий 32 пехотного полка 24 пехотной дивизии Вермахта.
Аннотация продавца - Крым.

По данным капитана 1-го ранга Румена Тотева, взятым мной с сайта "Русская Болгария":
Пароход "Евдокия" использовался в Севастополе в качестве базы I немецкой десантной флотилии, и, будучи пришвартован к причалу, был потоплен советской авиацией в 1943 году.

На пробу, удалил с помощью ИИ водяные знаки. Вроде бы потери незначительные.
 
   131.0.0.0131.0.0.0
Это сообщение редактировалось 29.11.2024 в 11:30

Mitry

аксакал
★★
Хотя не пароход, но как то пошло здесь...
Вот попытался собрать справку теплоход "ОТВАЖНЫЙ", полностью не получается, есть лакуны, нет конца, чувствую и ошибки - Что не так? У кого есть дополнительная информация по судну?

Cтальной одновинтовой однопалубный двухмачтовый грузо-пассажирский пароход «ОТВАЖНЫЙ». Построен в 1902 г. на з-де Bergsunds Mekaniska Verkstads Nya AB, Stokholm (Швеция). Войдя в строй ушел в С.-Пб., затем по Приладожским каналам и Волге на Каспий, Астрахань.
Первоначальный владелец – товарищество «Южно-Каспийские рыбные промыслы наследников Г. С. Лионозова» под руководством Г.М.Лианозова (брата основателя компании С.М.Лионозова, который умер в 1894 г.). С его смертью в 1907 г. активы компании перешли к торговому дому «Наследники Лианозова», который являлся владельцем целого флота - пароход «Лианозов», паровые и парусные шхуны «Мария», «Георгий», «Мартын», «Пирогов», «Каспий», «Туркмен», «Тегеран», «Тамара», баркасы «Работник», «Отважный». Главой компании являлся Иван Григорьевич Фарманов, а совладельцем был один из трех сыновей Г.М. Лианозова – старший сын М.Г.Лианозов.

В 1912 г. судно в капитальном ремонте перестроен в буксирное. С 26.10.1917 г. под контролем Советской власти. В 1918 г. - постановлением Астраханского губисполкома были национализированы астраханские рыбные и соляные промыслы, принадлежавшие ранее Лианозовым, и фирма прекратила свое существование. По декрету Совнаркома от 26.01.1918 г. в середине марта 1918 г., судно, стоящее на зимовке в Астрахани, национализировано и сдано местному Делосовету. 25 марта судно подчинено Волжскому областному управлению судоходством, а с 3 апреля - Управлению Каспийско-Волжско-Мариинской водной системы (Кавомар). С середины апреля - Управлению Водного Транспорта Волжского бассейна Кавомар. В конце мая 1918 г. все подчинены Главному управлению водных сообщений ВСНХ. На основе «Временного положения об обл.управлении водного транспорта Волжского бассейна» от 19 июля в начале августа 1918 г. судно передано Астраханскому Руп.Воду Волжского Об.Вода. ВСНХ и до конца гражданской войны было в отстое. С мая 1920 г. у Астраханского Руп.Вода. Управления водн.транспорта Волжского бассейна НКПС. С 06.06.1920 г. передано Каспийскому районному комитету водного транспорта НКПС.

По Приказу НКПС № 16 от 10.01.1922 г. подчинен созданному Каспийскому Округу Мор.Путей Сообщений. Однако в Регистре на 1922 г. владельцами судна числится судно числится «Наследники Г.С.Лионозова». Приписка Астрахань. № 2202. С 13.06.1922 г. судно включено в Государственное Каспийское пароходство. Приписка Астрахань. С 07.09.1923 г. числится в АО «Каспийское пароходство».
Вместе с тем, М.Г.Лианозов, один из главных участников б. фирмы Лианозовых в Персии, в 1923 году, прибывши в СССР, добровольно передал Советскому Союзу свои права на Южно-Каспийские рыболовные промыслы в Персии и все принадлежавшие ему активы. После чего остался жить в Москве и числится за «Главрыбой», получая пожизненную субсидию в размере 400 рублей в месяц.

В 1926 г. судно находилось в ведении Рыбного управления Азер.ССР в состав которого входила ихтиологическая лаборатория, заведующий – Державин А.Н., и числилось в порту Баку за №120 как буксирное судно.

В 1930 г. классифицированный как морской катер Конторы активного лова Азрыбтреста «ОТВАЖНЫЙ», переданный от КНИРМа, было решено использовать для экспериментального дрифтерного лова сельдей в южном Каспии. Переоборудование судна в дрифтер было произведено в Баку. В результате на судне с рыбным трюмом на 25 тонн, и дизельным мотором мощностью 84 силы, что обеспечивало скорость хода до 9 узлов, был установлен закупленный в Англии специальный паровой дрифтерный шпиль (с небольшим вспомогательным котелком) а для лова были заказаны два полных комплекта дрифтерных сетей общеупотребительного в Северном море - шотландского типа. С целью опытного лова всех каспийских сельдевых пород - от крупного залома до кильки - были заказаны сети 6 различных ячей, применительно к основным размерам сельдей (44, 34, 30, 25 и 15 мм). Для технической помощи по дрифтерному лову, а также намеченному к испытанию на Каспии сейнерному лову и тралению специальными сельдяными оттер-тралами Союзрыбой был приглашен из Англии капитан В. Дж. Митчел. Общее руководство всеми этими работами возлагалось на работника Экспедиции Чугунова.
В первый рейс опытный дрифтер, как теперь стало классифицироваться судно, «ОТВАЖНЫЙ» вышел 14-го сентября 1930 г., как оказалось с большим опозданием против всех первоначальных намеченных сроков. С этого времени по ноябрь было сделано 6 рейсов, (из них один десятидневный), в течение которых произведен лов на 23 станциях, в том числе на первых двух - пробные, учебные ловы. Ввиду полной новизны этого дела на Каспии, первые два рейса были посвящены обучению команды и налаживанию техники судовых работ с дрифтерными сетями. Начиная с третьего рейса пуск и выборка сетей проходили в нормальном порядке.
Основной задачей опытных работ дрифтера являлось выяснение технической применимости дрифтерных сетей для лова Каспийских сельдей. Попутно велось изучение качественного и количественного распределения сельдей в Южном Каспии в течение осенних месяцев, и в связи с этим - выяснение возможности и рентабельности осеннего промыслового лова , а также выявление районов лова.
За указанное время эта часть работ выполнена с охватом обширного района: от Килязинской Бухты на севере до Ленкорани на юге. Во всех случаях применялся контрольный сетной порядок: сначала из 40 сетей с 6 различными размерами ячей (от 44 до 15 м/м., а затем из 50-56 сетей, длиной до 2 килом.) из которых 3/4 были редкоячейные. Все опытные ловы сопровождались полным учетом рыбы для каждой сети, каждого размера ячеи, с периодическим взятием средних проб для полного биологического анализа сельдей. Кроме этого периодически произведены были массовые промеры рыб из уловов разноячейных сетей для выяснения пригодности (уловистости) определенного размера ячеи. Помимо этого производились наблюдения над основными гидрологическими факторами, влияющими на передвижение и распределение сельдей (течение, температура воды на различных горизонтах, прозрачность и т.п.) [Чугунов, 1930].
Прикреплённые файлы:
 
   115.0115.0
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru