Хотя не пароход, но как то пошло здесь...
Вот попытался собрать справку теплоход "ОТВАЖНЫЙ", полностью не получается, есть лакуны, нет конца, чувствую и ошибки - Что не так? У кого есть дополнительная информация по судну?
Cтальной одновинтовой однопалубный двухмачтовый грузо-пассажирский пароход «ОТВАЖНЫЙ». Построен в 1902 г. на з-де Bergsunds Mekaniska Verkstads Nya AB, Stokholm (Швеция). Войдя в строй ушел в С.-Пб., затем по Приладожским каналам и Волге на Каспий, Астрахань.
Первоначальный владелец – товарищество «Южно-Каспийские рыбные промыслы наследников Г. С. Лионозова» под руководством Г.М.Лианозова (брата основателя компании С.М.Лионозова, который умер в 1894 г.). С его смертью в 1907 г. активы компании перешли к торговому дому «Наследники Лианозова», который являлся владельцем целого флота - пароход «Лианозов», паровые и парусные шхуны «Мария», «Георгий», «Мартын», «Пирогов», «Каспий», «Туркмен», «Тегеран», «Тамара», баркасы «Работник», «Отважный». Главой компании являлся Иван Григорьевич Фарманов, а совладельцем был один из трех сыновей Г.М. Лианозова – старший сын М.Г.Лианозов.
В 1912 г. судно в капитальном ремонте перестроен в буксирное. С 26.10.1917 г. под контролем Советской власти. В 1918 г. - постановлением Астраханского губисполкома были национализированы астраханские рыбные и соляные промыслы, принадлежавшие ранее Лианозовым, и фирма прекратила свое существование. По декрету Совнаркома от 26.01.1918 г. в середине марта 1918 г., судно, стоящее на зимовке в Астрахани, национализировано и сдано местному Делосовету. 25 марта судно подчинено Волжскому областному управлению судоходством, а с 3 апреля - Управлению Каспийско-Волжско-Мариинской водной системы (Кавомар). С середины апреля - Управлению Водного Транспорта Волжского бассейна Кавомар. В конце мая 1918 г. все подчинены Главному управлению водных сообщений ВСНХ. На основе «Временного положения об обл.управлении водного транспорта Волжского бассейна» от 19 июля в начале августа 1918 г. судно передано Астраханскому Руп.Воду Волжского Об.Вода. ВСНХ и до конца гражданской войны было в отстое. С мая 1920 г. у Астраханского Руп.Вода. Управления водн.транспорта Волжского бассейна НКПС. С 06.06.1920 г. передано Каспийскому районному комитету водного транспорта НКПС.
По Приказу НКПС № 16 от 10.01.1922 г. подчинен созданному Каспийскому Округу Мор.Путей Сообщений. Однако в Регистре на 1922 г. владельцами судна числится судно числится «Наследники Г.С.Лионозова». Приписка Астрахань. № 2202. С 13.06.1922 г. судно включено в Государственное Каспийское пароходство. Приписка Астрахань. С 07.09.1923 г. числится в АО «Каспийское пароходство».
Вместе с тем, М.Г.Лианозов, один из главных участников б. фирмы Лианозовых в Персии, в 1923 году, прибывши в СССР, добровольно передал Советскому Союзу свои права на Южно-Каспийские рыболовные промыслы в Персии и все принадлежавшие ему активы. После чего остался жить в Москве и числится за «Главрыбой», получая пожизненную субсидию в размере 400 рублей в месяц.
В 1926 г. судно находилось в ведении Рыбного управления Азер.ССР в состав которого входила ихтиологическая лаборатория, заведующий – Державин А.Н., и числилось в порту Баку за №120 как буксирное судно.
В 1930 г. классифицированный как морской катер Конторы активного лова Азрыбтреста «ОТВАЖНЫЙ», переданный от КНИРМа, было решено использовать для экспериментального дрифтерного лова сельдей в южном Каспии. Переоборудование судна в дрифтер было произведено в Баку. В результате на судне с рыбным трюмом на 25 тонн, и дизельным мотором мощностью 84 силы, что обеспечивало скорость хода до 9 узлов, был установлен закупленный в Англии специальный паровой дрифтерный шпиль (с небольшим вспомогательным котелком) а для лова были заказаны два полных комплекта дрифтерных сетей общеупотребительного в Северном море - шотландского типа. С целью опытного лова всех каспийских сельдевых пород - от крупного залома до кильки - были заказаны сети 6 различных ячей, применительно к основным размерам сельдей (44, 34, 30, 25 и 15 мм). Для технической помощи по дрифтерному лову, а также намеченному к испытанию на Каспии сейнерному лову и тралению специальными сельдяными оттер-тралами Союзрыбой был приглашен из Англии капитан В. Дж. Митчел. Общее руководство всеми этими работами возлагалось на работника Экспедиции Чугунова.
В первый рейс опытный дрифтер, как теперь стало классифицироваться судно, «ОТВАЖНЫЙ» вышел 14-го сентября 1930 г., как оказалось с большим опозданием против всех первоначальных намеченных сроков. С этого времени по ноябрь было сделано 6 рейсов, (из них один десятидневный), в течение которых произведен лов на 23 станциях, в том числе на первых двух - пробные, учебные ловы. Ввиду полной новизны этого дела на Каспии, первые два рейса были посвящены обучению команды и налаживанию техники судовых работ с дрифтерными сетями. Начиная с третьего рейса пуск и выборка сетей проходили в нормальном порядке.
Основной задачей опытных работ дрифтера являлось выяснение технической применимости дрифтерных сетей для лова Каспийских сельдей. Попутно велось изучение качественного и количественного распределения сельдей в Южном Каспии в течение осенних месяцев, и в связи с этим - выяснение возможности и рентабельности осеннего промыслового лова , а также выявление районов лова.
За указанное время эта часть работ выполнена с охватом обширного района: от Килязинской Бухты на севере до Ленкорани на юге. Во всех случаях применялся контрольный сетной порядок: сначала из 40 сетей с 6 различными размерами ячей (от 44 до 15 м/м., а затем из 50-56 сетей, длиной до 2 килом.) из которых 3/4 были редкоячейные. Все опытные ловы сопровождались полным учетом рыбы для каждой сети, каждого размера ячеи, с периодическим взятием средних проб для полного биологического анализа сельдей. Кроме этого периодически произведены были массовые промеры рыб из уловов разноячейных сетей для выяснения пригодности (уловистости) определенного размера ячеи. Помимо этого производились наблюдения над основными гидрологическими факторами, влияющими на передвижение и распределение сельдей (течение, температура воды на различных горизонтах, прозрачность и т.п.) [Чугунов, 1930].