США БРОСАЮТ НОВЫЙ ВЫЗОВ
Вашингтон намерен нарушить мораторий на проведение ядерных испытаний. Чем ответит Россия?
Вадим Соловьев
АмериканскаЯ администрация, коренным образом пересматривая свою военную стратегию, делает один шокирующий шаг за другим. На фоне обостряющихся военно-политических дискуссий, связанных с дальнейшими судьбами Договора по ПРО 1972 г., стратегических соглашений по контролю над ракетно-ядерным оружием весьма вызывающе и угрожающе прозвучали сообщения американских и английских СМИ о намерениях президентской команды Джорджа Буша прервать 9-летний мораторий на проведение ядерных испытаний. Такой вывод основан на данных отчета, сделанного уполномоченными лицами из администрации Буша о сроках подготовки к новым экспериментам на основном ядерном полигоне США в штате Невада.
Эксперты полагают, что целью возобновления испытаний в Неваде является проверка ядерных устройств сверхмалой мощности - с тротиловым эквивалентом в пределах нескольких десятков тонн. Подобные боеприпасы при использовании в проникающих боеголовках могут быть весьма эффективны для уничтожения сильно защищенных стратегически важных объектов, в том числе ракетных шахт и командных пунктов. Очевидно, что компьютерные расчеты и эксперименты так или иначе нуждаются в практической проверке.
Таким образом, США готовы в одностороннем порядке расторгнуть соглашение о запрете на проведение ядерных испытаний. Изучением этого вопроса занимается специальная комиссия. Глава национальной службы ядерной безопасности (NNSA) Джон Гордон сообщил, что необходимые мероприятия в Неваде начнутся уже в этом году.
Научного руководителя Российского федерального ядерного центра "ВНИИ экспериментальной физики" (г. Саров), директора Института стратегической стабильности, академика РАН Виктора Михайлова не удивляет, что "американцы сейчас нагло ведут себя". Он полагает, что подготовка полигона займет около года. Правда, американские эксперты утверждают, что на это может уйти не менее трех лет. Однако комиссия, рассматривающая проблему возобновления подземных испытаний, спешит и уверена в том, что реанимировать невадский полигон следует в ближайшие три месяца.
Общее энерговыделение 715 ядерных испытаний России составило 285 мегатонн, в том числе наземных - 247 и подземных - 38. За период до 1992 г. США провели 1056 испытаний с энерговыделением 193 мегатонны, в том числе за счет наземных - 155 и подземных - 38.
Согласно официальной позиции СССР, а потом и России, после неподготовленного решения Михаила Горбачева о введении моратория на подземные ядерные взрывы в 1990 г., запрещение ядерных испытаний влечет за собой невозможность создания атомного оружия третьего поколения - оружия направленного действия, что отвечало бы политическим задачам Москвы.
Естественно, возникает вопрос: каков будет ответ нашей страны, если планы американской администрации обретут реальность? "Еще не факт, что мы сразу начнем в ответ проводить свои испытания, - считает Виктор Михайлов. - По разным причинам: отчасти по политическим, отчасти по технологическим". Академик убежден: на оставшемся у России после развала СССР ядерном полигоне на островах Новая Земля инфраструктура очень сильно пострадала. Восстановление ее при должном финансировании потребует от одного года до двух лет.
Этот ядерный полигон, созданный в 1955 г., занимает площадь 90 тыс. кв. км, в том числе на суше - 55 тыс. кв. км. Он был задуман для подготовки и проведения ядерных испытаний в интересах Военно-морского флота (который его и обслуживал) и в ряде документов именовался "Государственным центральным полигоном Министерства обороны # 6". С 1992 г. по указу президента России его называют Центральным полигоном РФ. Первый ядерный взрыв здесь был осуществлен под водой. В октябре 1961 г. над Северной Землей СССР испытал самую мощную в мире водородную бомбу мощностью 50 Мт. Этот заряд впоследствии получил условное название "КМ" (Кузькина мать).
О том, каким реально может быть ответ России, ведущие ядерщики прямо не говорят. "Начало испытаний - это, конечно, политическое решение", - резюмирует академик Виктор Михайлов. Такого же мнения придерживается главный конструктор (с 1961 по 1997 г.) ядерного оружия Российского федерального ядерного центра "ВНИИ технической физики"
(г. Снежинск) академик Борис Литвинов. "Ядерное оружие есть оружие политическое, - уверен Борис Васильевич. - Поэтому то, как оно должно развиваться, совершенствоваться, должны ли проводиться его испытания и для чего - это вообще не могут решать разработчики ядерного оружия. Это должно решать правительство, президент, военные, наконец. Именно власти должны решать, каким должно быть главное оружие страны".
Небезынтересно вспомнить, что еще несколько лет назад, в середине 90-х годов, американцы усиленно пропагандировали возможность замены натурных испытаний ядерного оружия компьютерным моделированием ядерных взрывов. И тем не менее для специалистов было ясно, что это блеф. Ведь чтобы применять компьютеры для моделирования, в них нужно заложить исходную информацию, которую дают только ядерные испытания. Сегодня очевидно, что американцы никогда не считали, что компьютерным моделированием можно заменить испытания. Они отлично понимают разницу между ними. Понимают это и в России.
Теперь отечественные ядерщики ждут отмашку от президента РФ. Но политическое руководство Российской Федерации стоит перед нелегким выбором: в любом случае потребуется изыскивать дополнительные средства, то есть урезать или бюджеты на реформирование Вооруженных сил, или каких-то других научных, а может быть, социальных программ. А тут еще недавнее обещание президента Владимира Путина развернуть межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения в случае, если США выйдут из Договора по ПРО 1972 г. Конечно, общественность начнут непременно также успокаивать тем, что ассигнования потребуются небольшие, поскольку некоторая фора во времени перед американцами имеется. По оценке того же Бориса Литвинова, в СССР был создан задел лет на 20 вперед. "Если бы мы продолжали работать в том же режиме, в котором мы работали до 1987 года, то мы имели бы сейчас нечто фантастическое", - считает академик.
Прямое противостояние США образца 50-70-х годов для России неприемлемо, слишком разнятся сегодня экономические потенциалы двух государств. К сожалению, в высших военно-политических сферах РФ в основном сохраняются прежние стереотипы мышления. Так, глава думского комитета по обороне генерал армии Андрей Николаев в качестве ответных мер рекомендует Кремлю продлить сроки эксплуатации тяжелых ракет, увеличив на них число разделяющихся головных частей, то есть инициировать выход России первой из Договора по ПРО и тем самым разрушить систему стратегической стабильности.
В общем, первая реакция кое-кого из официальных лиц в Москве напоминает чем-то истерику. Не впасть бы в нее окончательно: делу российской безопасности это уж точно не поможет, только усугубит положение.