Здравствуйте, уважаемый Aaz.
Aaz> А вот тут все зависит от взаимного положения проекций штанги и ц.м. - вполне можно и "самостабилизирующуюся" систему иметь...
Там, вообще-то, разрабатывался способ базирования Harrier на эсминец. Harrier захватывается особой стрелой, выключает двигатель и помещается в ангар. Слишком сложно для жизни. Пожалуй, главное, что всё равно желателен авианосец рядом, чтоб сесть на него при разных оказиях. Содержать прожорливый самолётик эсминцу не по силам. А смысл держать самолётики по одиночке? Разве что мистер Бонд, который Джеймс Бонд, да Шварц, окончательно вспомнивший всё, могли б спасать мир время от времени.
Aaz> "Харриер" - это просто ОЧЕНЬ удачный двигатель. Не зря ведь больше никому не удалось это повторить, даже американцы - и те лицензию купили.
Ещё двигатель Spey на A-7 ставили, а ещё бомбардировщик B-57 Canberra — основной в США долгое время. Ещё больше было планов, даже стратегические бомбардировщики. После американцы окончательно перешли на покупку мозгов, а не образцов. Теперь BAe чуть не United Technologies покупает, а SAAB уже купила. United Technologies это, скажем, Sikorsky aircraft и Pratt & Whitney и многие ещё фирмочки. А главные исследовательские центры IBM в Британии. Кто их разберёт?
Aaz> Ф-35, вообще говоря, не свободен от недостатков схемы Як-38/41 - там тоже есть "мертвый груз". Другое дело, что вентилятор и весит относительно меньше, и (самое главное!) относительный расход топлива на него ниже, чем на прожорливые подъемные ТРД Яков.
«Мёртвый груз» есть всегда. Хотя бы и в виде средств управления на нулевых скоростях.
Aaz> Некоторый офф: на первом показе в Жуковском (1992 г), когда подошли Яки, стоявшие рядом со мной двое англичан сказали: "Да-а-а-а... А мы раньше думали, что самый шумный самолет в мире - это "Харриер"...".
Да, страна непуганых идиотов. Очень похоже на времена СССР: есть две страны в мире СССР и США, если у них чего-то нет, то этого нет в природе.
Aaz> Почему, скажем, под Як-41 не сделали винтовентиляторный ПД - это вопрос... Единственное логичное объяснение - из-за сверхзвука не хотели раздувать мидель: скорость потока у ДТРД большой стпени двухконтурности меньше - объем потока (диаметр двигателя) д.б. больше. Этим можно объяснить и тот факт, что в качестве альтернативного варианта смотрелась выносная форсажная камера - а ведь она тоже весьма прожорлива, только что весило бы это меньше, чем ТРД той же тяги.
Полагаете создать вентилятор на десятки тысяч л.с. просто? Форсаж на вех соплах Pegasus рассматривалась всерьёз британцами. Этот замысел забраковали в 70-ые.
Aaz> В общем, наверное, теоретически можно сделать б/м приличный СВВП по схеме Як-38/41 - надо только ПД другие. Но платой за это был бы сверхзвук...
Это никогда не кончится! Закрыто направление давно! Есть открытия, а есть закрытия! Это закрытие состоялось ещё при VAK-191 и Mirage Balzac, то есть в конце 60-ых, и было как озарение, все всё сразу поняли, но некоторые поняли, да до них не дошло. Или дело попросту в том, что тема открыта и будет закрыта только со смертью исполнителей?
Дело, повторю, отнюдь не в недостатке номинальной тяги.
Дмитрий Журко