Термоядерная бомба Mk-41
Ширина: 130 см (185 см хвостовое оперение) Длина: 370 см
Масса: 4762 - 4840 кг Заряд: 25 Мт
Производилась 9/60 - 6/62; снята с вооружения 11/63 - 7/76; 500 произведено
Самый мощный из разработанных в США зарядов, единственный американский трехступенчатый термоядерный заряд. Версии: Y1 "грязная", Y2 "чистая". Парашюты: 1 4-футовый, 1 16.5-футовый. Заменена на Mk-53.
Среди всех американских проектов, в этом достигнут наибольший удельный энерговыход: 5.2 кт/кг.
Особенности конструкции.
Трехступенчатая схема радиационной имплозии.
Термоядерные ступени используют дейтерид лития (95% Li-6) в качестве термоядерного горючего.
B-41 была развернута в "грязной" (Y1, с оболочкой третьей ступени из U-238) и "чистой" (Y2, со свинцовой оболочкой) версиях. Вероятно, что в обоих вариантах применяется свинцовый корпус второй ступени.
Реально существуют два официальных заряда этой бомбы: "менее, чем 10 Мт" и 25 Мт. Вполне возможно, заряд 25 Мт соответствует "грязной" версии, а "чистой" соответствует меньшая мощность.
По словам Теодора Тейлора (физика и бывшего создателя ядерного оружия), для термоядерного оружия практический лимит отношения заряда к массе - около 6 кт/кг. Беря в расчет вес серийной бомбы 4833 кг и заряд в 25 Мт, Mk-41 достигает величины в 5.2 кт/кг. Если мы обратимся к экспериментальным устройствам Hardtack I, которые не отягощены такими вещами как парашютная система, их масса меньше - 3 965 - 4 405 кг. Тэйлоровский максимум отношения заряд-масса 6 кт/кг соотносится с весом в 4163 кг, находящимся внутри диапазона масс для этих устройств.
Способы доставки.
Стратегический бомбардировщик B-52G.
Способы детонации.
Полный набор способов работы детонатора, выбор, вероятно, осуществляется на земле до миссии:
воздушный в свободнопадающем режиме;
воздушный со снижением на парашюте;
контактный свободнопадающий взрыв;
контактный парашютный взрыв;
поверхностный отложенный взрыв со снижением на парашюте.
Парашюты: 4-5-футовый вытяжной парашют, 16.5-футовый главный ленточный парашют для стабилизации на высококих скоростях.
Разработка.
Программа B-41 началась в 1955 году, когда ВВС выпустили требования и заказ на предварительное обоснование мощного термоядерного оружия класса "B" (масса < 10 000 фунтов, диаметр < 155 см). UCRL (радиационная лаборатория Университета Калифорнии) внесла предложение адаптировать экспериментальную трехступенчатую термоядерную систему, разрабатываемую там, которая позднее была запланирована к экспериментальной проверки в ходе операции Redwing, 1956.
Две версии предложенных UCRL устройств, "Bassoon" и "Bassoon Prime" испытывались в "чистой" и "грязной" конфигурациях во взрывах Zuni и Tewa операции Redwing.
Устройство Bassoon, подорванное в Redwing Zuni (27 мая 1956), было 97.5 см в диаметре, 340 см в длине и массой 5 508 кг. Предсказываемый энерговыход Zuni 2-3 Мт достигнул 3.5 Мт. Это изделие использовало свинцовую оболочку капсулы с термоядерным горючим и было достаточно чистым, 85% энергии в ней приходилось на синтез и только 15% на деление.
Устройство Bassoon Prime испытано в Redwing Tewa (20 июля 1956). Его диаметр - 97.5 см, длина - 340 см, масса - 7 128 кг. Предсказываемый заряд 6-8 Мт, реальный - 5 Мт. В противоположность к Zuni, в Tewa применялась урановая оболочка и оно было в самом деле грязным, всего 13% энергии приходило от синтеза, а 87% - от деления. Это устройство давало выход от синтеза всего 650 кт, по сравнению с 3 Мт Zuni.
Оба заряда были только экспериментальными, "подтверждающими концепции" системами, не испытательными версиями реальных, предназначенных к развертыванию устройств. Требовалось их переконструирование для соответствия военным требованиям, разрешившееся испытаниями Hardtack фаза I, в 1958 году.
В ноябре 1956 года закончилась проработка анализа технической осуществимости и присвоено обозначение TX / XW-41, соответственно для бомбы и ракетной боеголовки. 28 января 1957 министерство обороны официально запросило Комиссию по атомной энергии разработать новое оружие класса "B", на основе проекта UCRL. Военные характеристики бомбы и боеголовки были утверждены в середине февраля и разработка конструкции началась. В июне предложенные технические характеристики бомбы TX-41 и боеголовки XW-41 приняты Комиссией по разработке специальных видов вооружения; вариант боеголовки для МБР был аннулирован в конце июля.
Испытания триггера TX/XW-41 с усилением синтезом и второй ступени на модели бомбы прошли в Plumbbob Smoky на Невадском полигоне 31 августа 1957. Заряд был 44 кт (прогнозируемый 48 кт, диапазон 45-50 кт); его размер: 125 см в диаметре, 315 см в длину и 4 258 кг весом. Тест заключал в себе некоторый термоядерный энерговыход.
Испытания на падение баллистического корпуса TX-41 проводились между декабрем 1957 и декабрем 1959 на полигонах Tonopah (Невада) и Salton Sea (Калифорния).
Прототипы бомбы TX-41, испытывались в тестах Sycamore, Poplar и Pine операции Hardtack фаза I на полигоне в Тихом океане, между 31 маем и 27 июлем 1958 года, среди них были только чистые варианты.
Взрыв Sycamore (31 мая 1958) испытал двухступенчатую чистую версию TX-41. Рассчетный заряд планировался в 5 Мт, из которых только 200 кт были выходом от деления. Испытание провалилось, общий взрыв был только 92 кт, хотя во второй ступени и было зарегистрировано слабое горение. Размеры тестового устройства: 125 см в диаметре, 281.5 см в длину, масса 4 405 кг.
Взрыв Poplar (12 июля 1958) был повторным тестом двухступенчатого варианта. Изделие имело диаметр 120.5 см, длину 280 см, и массу 4 220 кг. Poplar имел прогнозируемую мощность в 5-10 Мт, из которых деление - 450 кт. Испытание прошло успешно, мощность достигла 9.3 Мт (пятый по величине из всех американских взрывов).
Взрыв Pine (26 июля 1958) использовал трехступенчатую конфигурацию. Этот заряд имел диаметр 125 см, длину 282 см и сниженный до 3 965 кг вес. Прогнозируемая сила взрыва - 4-6 Мт, только 200 кт должны были произойти от деления. Реальная мощность составила только 2 Мт.
Технические характеристики TX-41 были исправлены и приняты Комиссией по разработке специальных видов вооружения в середине октября 1958 года. Чуть позже началась разработка технологии производства TX-41.