О Типчаке из первых рук
На вопросы uav.ru Генеральный директор КБ «Луч» Алексеев Станислав Михайлович
«Типчак» – тот беспилотный комплекс, о котором говорят уже достаточно много лет. И все же, не могли бы Вы рассказать о нем поподробнее?
Работа по комплексу ведется с середины 1999 года. «Типчак» – это комплекс воздушной артиллерийской разведки с зоной действия 40 километров. Комплекс позволяет выявлять наземные цели, определять их координаты и передавать эти данные в реальном масштабе времени на ударные средства.
Он не пересекается по своему назначению с комплексом «Строй-П»? Нет ли здесь какой-то конкуренции?
Если говорить про беспилотные комплексы в целом, то практически у всех общей целью будет разведка. В то же время, комплексы предназначены для разного потребителя, отличаются различными характеристиками, разными системами обмена информацией. В этом плане конкуренции с комплексом «Строй-П» нет.
Кстати о характеристиках. Вы не могли бы вкратце рассказать об основных характеристиках «Типчака»?
Дальность действия комплекса, как я уже сказал, составляет 40 километров и может быть увеличена за счет применения новой радиолинии. Точность определения координат цели составляет 50 м. Продолжительность разведки около 2 часов. Реализовано полностью автоматическое управление полетом БЛА в режиме определения координат с помощью спутниковой навигации или в режиме координатометрирования с помощью наземной станции. Таким образом, имеется определенное дублирование.
Для запуска БЛА комплекс использует пневматическую катапульту – это достаточно дешево, т.к. не используются дорогостоящие пороховые ускорители.
Еще одним преимуществом БЛА является то, что он разборный. Аппарат упаковывается в контейнеры и легко перевозится. Отсек целевых нагрузок съемный. Можно вместо совмещенной ТВ- и ИК- камеры ставить другие целевые нагрузки. Таким образом, изначально заложена возможность модернизации.
Не могли бы Вы рассказать подробнее о той аппаратуре полезной нагрузки, которую еще можно установить на БЛА «Типчак»?
Во-первых, это визуальное наблюдение. Здесь применены строчная ТВ- и ИК-камера, но может быть установлена и кадровая ТВ- и ИК-камера или цифровой фотоаппарат высокого разрешения, что дает уже несколько другие возможности комплекса. Во-вторых, на БЛА может быть установлена аппаратура радиопротиводействия. В-третьих, при появлении легких разведывательных локаторов может быть установлена РЛС. То есть перспективы модернизации комплекса имеются, и мы планируем продолжать работу с этой платформой с точки зрения улучшения характеристик.
В каком состоянии комплекс находится на настоящий момент?
В прошлом году был закончен первый этап госиспытаний. В 2007 году должен состояться второй этап госиспытаний и в этом же году планируется начать серийный выпуск.
Насколько я знаю, второй этап также должен был состояться до конца прошлого года. С чем связана задержка?
Это связано с тем, что был расширен план испытаний. Кроме того, это также связано с необходимостью подготовки персонала, с тем, чтобы комплекс как можно скорее был внедрен в войска. Техника это новая, достаточно сложная, требующая определенной квалификации персонала.
Где будет изготавливаться комплекс?
Сейчас Министерство обороны объявляет конкурс, результаты которого определят завод-изготовитель.
Изначально «Типчак» имел другой облик. С чем связана такая эволюция БЛА?
Изначально облик комплекса предусматривал два варианта исполнения. В настоящее время реализован первый вариант – запускаемый с помощью пневматической катапульты. В перспективе предусмотрено создание и других вариантов исполнения.
Расскажите, пожалуйста, о наземной составляющей комплекса.
Наземная часть состоит из четырех машин. Одна машина – антенная, она вмещает оборудование двух каналов управления, приема и передачи информации. Каждый канал позволяет управлять отдельным летательным аппаратом. То есть в принципе с помощью этой машины можно одновременно управлять двумя аппаратами и принимать информацию с них. Почему для этого используется отдельная машина? Потому, что на ней устанавливается достаточно высокое 12-метровое подъемно-мачтовое устройство. Это связано с тем, что высота полета беспилотных летательных аппаратов, как правило, небольшая, и возникают проблемы с дальностью действия, с помехоустойчивостью. Поэтому для обеспечения уверенного приема и удобства выбора позиции, мы пошли на то, чтобы поднимать антенные посты на достаточно большую высоту.
Вторая машина – транспортно-пусковая. На ней установлено пневматическое устройство для запуска БЛА. На ней также размещаются 6 контейнеров с 6-ю беспилотными летательными аппаратами. Процесс работы выглядит следующим образом: машина выезжает на позицию, из контейнера извлекается летательный аппарат, собирается и устанавливается на катапульту; при помощи компрессора пневматическая система накачивается до нужного давления, и осуществляется запуск БЛА.
Третья машина – операторская. Она состоит из четырех АРМов. Три АРМа используются для обработки полученной информации, а четвертый для связи.
Наконец, четвертая машина – технологическая. Она предназначена для осуществления подбора летательного аппарата, а также для проведения всех проверочных и ремонтных работ.
Не является ли такое количество машин избыточным?
С точки зрения аппаратуры, расположенной на наземной составляющей комплекса, ее размеров и массы, весь комплекс можно скомпоновать на одной машине с прицепом. Это было бы, наверное, и дешевле, и мобильнее. Но если говорить об удобстве работы операторов, то в этом случае оно, конечно, не будет обеспечиваться. Поэтому, несмотря на кажущуюся избыточность, комплекс, в описанном мной первоначально составе, очень удобен в эксплуатации и удовлетворяет требованиям заказчика. Однако он может поставляться и в сокращенной комплектации.
И комментарии
Прошлое, настоящее и будущее тактических БЛА в России
На вопросы uav.ru ответил Главный конструктор НПКЦ «Новик – XXI век» Николай Валерьевич Чистяков
Николай Валерьевич, Вы являлись главным конструктором по комплексу с ДПЛА «Пчела». Я думаю, нашим читателям было бы любопытно услышать историю о том, как это было, так сказать «из первых рук».
Это давняя история… По постановлению ЦК КПСС планировалось создание трех комплексов. Это фронтовой комплекс «Строй-Ф» с ДПЛА «Коршун», армейский комплекс «Строй-А» с двумя типами ДПЛА «Дятел-1» и «Дятел-2», и самый маленький комплекс полкового уровня – «Строй-П» с ДПЛА «Пчела». Из этих трех комплексов только «Строй-П» и получился. По понятным причинам многое, начатое в те годы, не было закончено. Этот «Строй-П» никак не могли никому пристроить. Для генералов это все казалось как-то мелковато. Но однажды десантники увидели этот комплекс и поняли, что он им необходим. Необходим для разведки танкоопасных направлений в районе высадки. Допустим, десантная дивизия высаживается в тылу противника, занимает какой-то район, а противник в то же время собирает резервы на разгром этой группировки. Есть какие-то танкоопасные направления, и надо на рубеже в несколько десятков километров заметить танки противника и принять решение о дальнейших действиях. Вот такая была задача, и комплекс ДПЛА позволял ее успешно решать, обеспечивая контроль танкоопасных направлений в течение недели. Комплекс в составе пункта наземного управления на БТРД сбрасывался с самолета, также сбрасывался необходимый запас ДПЛА на платформе. Десантные войска очень этот комплекс поддержали, поскольку он реально был нужен для выживания людей в ходе проведения подобных операций. Собственно во многом благодаря этой поддержке комплекс и появился.
Удалось реализовать в этом комплексе все, что было запланировано?
Да, удалось! Если мы посмотрим результат на тот момент, когда комплекс прошел государственные испытания и был подписан акт, то есть на 1 июля 1990 года, то к этому времени комплекс мог совершать марши в соответствии с техническими условиями на шасси бронетранспортера десантного, он умел плавать по воде, по рекам, по прудам в соответствии с ТУ на БТРД, он мог десантироваться с самолета АН-12, ИЛ-76. Все это, кроме десантирования реального образца, было подтверждено испытаниями. На испытаниях десантировали габаритно-весовой макет, чтобы проверить выход комплекса из люка самолёта, раскрытие парашютной системы, амортизацию при приземлении. А реальный образец комплекса в составе НПДУ на БТДР и «Пчелы» в транспортном контейнере бросали на так называемом копре, т.е. поднимали на высоту более метра, отцепляли, и он падал на бетон. При этом комплекс испытывал перегрузки гораздо большие, чем при реальном десантировании, однако ничего не ломалось, все работало. Могу привести в качестве примера один интересный факт. Параллельно с нами в США разрабатывался комплекс Aquilla. Это было время холодной войны и мы получали соответствующую информацию о ходе работ у наших «конкурентов». Так вот, мы комплекс сделали, а они нет. Хотя по разным оценкам в США на него было затрачено от 2 до 4 млрд. долл.
Как Вы полагаете, насколько адекватен комплекс «Строй-П» современной ситуации?
Сегодня комплекс «Строй-П» уже, безусловно, устарел. Он был лучшим в 90-м году. С тех пор прошло уже две научно-технических революции. Модернизация «Пчелы», которую сделали сейчас – это уже «мертвому припарки».
А Вы полагаете, каковы в настоящее время потребности наших вооруженных сил в части беспилотных комплексов?
Военные очень ревниво относятся к тому, когда кто-то начинает им говорить, какие у них потребности. У советских оборонщиков во времена Устинова была в ходу такая фраза: дадим заказчику не то, что он просит, а то, что ему нужно. Я этого лозунга по-прежнему придерживаюсь, почему меня и не любят. Давайте для начала разберемся, о каких именно беспилотных системах мы говорим. Есть такая мода – говорить о беспилотниках вообще. Однако мы же не говорим о ракетах вообще, т.е. мы не смешиваем в одну кучу и сигнальную ракету и стратегическую баллистическую ракету лишь на том основании, что в их основе лежит реактивный принцип движения. Так вот, я свою нишу давно определил и в силу возраста уже не поменяю, - это беспилотные комплексы тактического уровня, то есть комплексы, которые действуют на тактическую глубину в интересах подразделения до полка. Так вот, на мой взгляд, у нашей армии есть потребность в значительном количестве беспилотных систем тактического уровня. Даже простейший беспилотник видовой разведки типа «БРАТа» превращает обычную пушку в высокоточное оружие. Всю жизнь, сколько себя помню, артиллеристы говорят: нам есть, чем поразить, нам бы только увидеть. Однако при этом они упорно ограничиваются средствами разведки, которые действуют в пределах визуальной наблюдаемости, а это максимум 5 км, даже в степной местности. Кроме того, необходимо также иметь возможность оценивать результаты стрельбы. Мне кажется, что на таком достаточно низком уровне, как уровень дивизиона, а может быть и ниже, тактические беспилотные комплексы чрезвычайно необходимы.
На последних выставках вооружений ГНПП «Сплав» регулярно демонстрирует свой беспилотный аппарат, предназначенный для корректировки огня РСЗО «Смерч».
Знаю, давно знаю, аж с 1989 года. Насколько мне известно, они произвели испытания, в ходе которых аппарат вышел из снаряда. Но это же не комплекс, который решает задачу в целом! Идея хорошая, снаряд быстро долетает до нужного района, беспрепятственно преодолевая возможное противодействие со стороны противника. Сбить его практически невозможно. Первоначально комплекс «Типчак», создаваемый в интересах ГРАУ, должен был как раз запускаться при помощи снаряда РСЗО. Автором проекта, кстати, был Валерий Николаевич Побежимов, очень важная и уважаемая фигура в нашем отечественном ДПЛА-строении.
Однако сейчас «Типчак» выглядит несколько иначе.
Так вот то, что в итоге получилось под названием «Типчак», это очень напоминает «Строй-А». В 80-е Рыбинскому предприятию «Луч» была передана вся документация по комплексу «Строй-А». После расхождения с Побежимовым «Луч» «поскреб по сусекам», нашел чертежи «Комара» 30-летней давности и вот вам новый «Типчак». Только дальность у него получилась не армейская. А вообще, вся история с «Типчаком» длится уже столько, что если подсчитать деньги, потраченные на него за прошедшие годы, то можно было бы сделать целое семейство систем разного класса.