Полл>>> Как с креном быть при разности заполненности? Или уже были дирижабли с побортным расположением балонетов?
S.I.>> Были. В 60-х трехкорпусные.
Fakir> В ЖЕЛЕЗЕ?!
В 1964 году в США построили опытный трехкорпусный дирижабль жесткой конструкции «Аэрон». В нем американские конструкторы частично реализовали идею К.Э. Циолковского, изложенную им в работе «Аэростат управляемый цельнометаллический». Там Циолковский предложил управлять дирижаблем по высоте полета с помощью подогрева несущего газа продуктами сгорания от рабочих цилиндров мотора.
Движение дирижабля «Аэрон» в горизонтальной плоскости обеспечивали два двухлопастных винта вертолетного типа. Приводивший их во вращение двигатель размещался в корме среднего, балластного корпуса. Теплом, поступающим от системы охлаждения двигателя, подогревался несущий газ, заполнявший отсеки корпуса дирижабля. Регулируя степень подогрева газа, можно было изменять подъемную силу дирижабля без использования балласта. Силу и направление тяги каждого воздушного винта регулировал пилот, изменяя угол установки лопастей. Таким образом направление суммарного вектора тяги можно было менять в пределах двадцати четырех градусов.
Следующий дирижабль подобного типа планировалось построить уже с увеличенными размерами. Его длина должна была достигнуть 240 метров, а грузоподъемность 1300 (130?) т. Разрабатывались также проекты дирижаблей с атомными силовыми установками. Запас ядерного горючего в 500 г позволил бы такому дирижаблю преодолевать расстояние в 500 тыс. км.
Картинка этого "Аэрона" из журнала ТМ намертво впечаталась в мою детскую, в то время, память...
Жаль, сейчас этот номер ТМ найти не могу..
В журнале "Техника-молодежи" за 1963г №4, 11 и 12 были интересные статьи про дирижабли. Может кто имеет доступ?
Козловский И., Седых К., инженеры - Дирижабли просятся в небо (4)
Нестеренко А. - Монгольфьеры XX века (11)
Пусть снова работает дирижабль (12)